Рефераты. Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее не-допустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком сво-его участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь уча-щихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, зага-дочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже шестилетними детьми, и интерес детей к игре быстро угасает.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужден-но, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятель-ности и полноценности.

Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на состав-ные части и выполняется поэтапно (см. игру «Определи путь Ве-селого Карандаша»).

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнова-ния, что повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками от-мечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за то-го, что команда набрала меньшее количество звездочек), учитель должен спросить какого-либо ученика из этой команды, с тем что-бы он ответил правильно и получил за ответ звездочку. В конце уро-ка учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать такому ребенку, что он еще не стал «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреп-лении целесообразно проводить игру со всем классом.

При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использо-вать игровые карточки (5. с.116).

Учитель проводит игру со слабыми учащимися по-разному. В одном случае он может вызвать их к доске, когда другие заняты са-мостоятельной работой, напомнить им правила игры, выполнив с ними на доске 1-2 игровых действия, и предложить закончить иг-ру по карточкам на своем рабочем месте. В другом случае он орга-низует игру слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому выполнить игровые действия. В тех случаях, когда слабые ученики хорошо усваивают правила той или иной игры, им пред-лагают игру с раздаточными карточками.

В индивидуальных и групповых играх сложна проверка результатов игры. К ней учитель должен тщательно готовиться.

Так, при проведении игры «Вычислительная машина» (3,154) учитель заранее «прогоняет через машину» все возможные варианты чисел, которые предположительно могут «заложить в нее» учащиеся. Решив все примеры по схеме действий, учитель со-ставляет таблицу, в которой записывает исходные числа и соответст-вующие ответы. При проверке ответов в игре учащиеся показывают на карточках исходное число, в конце игры -- конечный результат.

Игровой материал в пособии группируется в соответствии с по-следовательностью и сущностью раскрываемых тем. Вначале предлагаются игры с использованием демонстрационного и раз-даточного материала, а затем -- словесные игры (без использова-ния средств наглядности). С помощью дидактических игр на уроках математики осуществляется умственное развитие, развивается логическое мышление младших школьников.

2.2. Речь - канал развития интеллекта

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь -- это канал развития интеллекта. Чем раньше будет ос-воен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги. Особую актуальность эта проблема приоб-ретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры.

Не чужда эта проблема и нам. Главная наша задача -- научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

Работа над связной речью -- письменны-ми сочинениями и изложениями, устными рассказами -- требует отдельного внима-ния, и на это выделен один час в неделю во всех классах. Основная цель всех видов ра-боты по развитию речи и одна из важней-ших целей всей системы обучения русскому языку.

Поэтому на уроках русского языка и чтения в начальной школе, используя дидактические игры, повышаются познавательная и умственная активность.

Игра побуждает уча-щихся к игровым действиям, дает возмож-ность каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли, определить необходимые для игры атрибуты. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребенку за-ново пережить яркие впечатления и события, однако "игра не есть простое воспоминание о пережитом", считал Л. С. Выготский, но "творческая переработка пережитых впечат-лений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка" (1, с. 7). Играя, дети накапливают знания об ок-ружающем мире, учатся самостоятельно при-нимать решения, проявляют оригинальность мысли и т.д. Таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для развития воображения.

Важно, чтобы учитель творчески подхо-дил к решению этой задачи и использовал в учебно-воспитательном процессе различ-ные игровые приемы и творческие задания, направленные на развитие воображения учащихся:

-- словесное описание сказочных и ли-тературных героев;

-- инсценирование фрагментов сказок и рассказов;

-- конкурс детских рисунков на опре-деленную тему ("Мой любимый сказочный герой");

-- коллективное придумывание сказки ("Весенняя сказка", "Новогодняя сказка"),

-- написание сочинений ("Если бы жи-вотные умели говорить");

-- слушание музыкальных произведе-ний и словесное рисование картин;

-- создание воображаемых ситуаций и т.д.

Урок-концерт "Весенние звоночки"

В исполнении ученицы звучит песня "Весна-волшебница" (музыка И. Кадомцева).

Учитель:

-- О чем эта песня? Какая она по наст-роению? (Светлая, жизнерадостная.)

-- А теперь посидим тихо и послушаем, что там за окном.

(Капает капель, чирикают воробьи, карка-ют вороны, журчат ручейки, гудят машины.)

-- Началась весна.

-- Какой сейчас весенний месяц? (Март.)

-- Март называют утром весны. Почему?

-- Март называют еще зимобором, протальником. Почему?

-- Как еще называют проталинки? (Мар-товские веснушки.)

-- Вспомните пословицы о весне, о марте. (Дети называют пословицы, объяс-няют их смысл.)

Как в марте зима ни злится, а весна

не покорится. Мартушка закружит вертушку. В марте весна и сзади и спереди. Мартовский ручей землю будит. Весенней воды никто не уймет.

Побеждает та команда, которая знает больше пословиц.

-- А я знаю еще пословицу: "И в марте мороз на нос садится". Объясните ее смысл.

-- В древнем Риме Новый год начинался в марте и носил название "мартиус", в честь бога войны Марса. Название "мартиус" да-ло название нашему марту. В старину его ласково называли: мартушка, марток.

-- Почему же год начинался именно в марте?

-- Что было причиной перемен в при-роде? (Солнце.)

-- Какое солнышко весной? (Ответы детей.)

Подберите слова, обозначающие дейст-вия. (Греет. Ликует. Дарит лучи. Улыбается.)

Составьте устно предложение по схеме:

------ солнце ------ ------ ------ .

У Федора Ивановича Тютчева есть за-мечательные стихи о весне.

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась...

-- Какие замечательные слова! Это заз-вучал наш поэтический ручеек. Он подхва-тил наш кораблик и понес его от столика к столику. (У учителя в руках кораблик, он передает его от одного стола к другому.) Чтение стихов детьми:

"Уходи, зима седая!" А. Майкова. "Полно, степь моя, спать беспробудно" И. Никитина.

-- Закроем глаза и шепотом произне-сем слово: "Весна".

-- Какое чувство у вас возникло? (Ста-ло хорошо, приятно, радостно, легко.)

-- Благодаря мимике наше лицо может отражать самые разнообразные чувства и настроения. Попробуйте показать выраже-нием лица свое весеннее настроение.

Часто говорят: "Весной пахнет". А чем пахнет весна?

Игра-шутка.

-- Часто мимика и жесты помогают че-ловеку выразить свои чувства.

Первый вариант игры. Дети хором называют слова: да--нет.

Второй вариант игры. Дети показы-вают ответ только жестами и мимикой.

-- Он уже не пышный? (Нет.)

-- Он уже не лыжный? (Нет.)

-- Он не из ваты? (Нет.)

-- Он ноздреватый? (Да.)

-- Он уже не белый? (Нет.)

-- Он потемнелый? (Да.)

-- Серый и мокрый? (Да.)

-- Старый и добрый снег.

-- Весна -- это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением. На Руси весну звали и пели ей песни -- заклички.

Первая группа. Добавить в текст "красивые" слова.

Самые приметные краски весны... Весна врывается на улицы и в парки ... потоками ... вод, вспыхивает ... зеленью трав, загорается ... огоньками распустив-шихся листочков на деревьях. В ... лучах солнышка блестят дома, асфальт, ... лужи. Воздух весной .... Небо в ... дни ... . По не-бу плывут ... облака.

Март называют весной света. Вторая группа. Придумать весен-нюю сказку (устно).

Третья группа. Напишите стихотво-рение о весне, используя слова:

.... не жалко .... танцую .... в снегу .... пою .... фиалка .... молодую .... не могу .... люблю Четвертая группа. Из музея про-пала картина "Весна. Большая вода" И. Ле-витана. Дайте ее словесное описание.

Каждая группа работает коллективно и отбирает лучшие варианты работ. Именно эти ученики и отчитываются за работу в творческих группах.

Не ворона, не лисица... Как зовется эта птица? Примостилась на суку -- Раздалось в лесу: "Ку-ку". Одним из важных достоинств дидактических игр является то, что в ее основе лежит интересный материал дающий пищу для ума. А сам процесс игры развивает логическое мышление.

Задача 1. Даны слова: оно, лакал, Анна, колок, или, Сорос, дед. как. шалаш. \ Задание. Определи, что общего у этих слов; по какому(им) признаку(ам), основанию(ям) можно разделить их на две группы?

Решенче. Общее: слова одинаково читаются слева направо и справа налево. Данные слова -- палиндромы.

Можно выделить две группы по следующим основаниям: 1) количество букв (3 буквы и 5 букв):

1-я гр.: оно, или, дед, как;

2-я гр.: Сорос, лакал, Анна, колок, шалаш; Б 2) количество слогов (1 слог и 2 слога):

1-я гр.: дед, как;

2-я гр.: Анна, оно, лакал, колок, или, Сорос, шалаш;

3) имя собственное -- остальные слова:

1-я гр.: Анна, Сорос;

2-я гр.: оно, лакал, колок, или, дед, как, шалаш.

Во время задания класс делится на команды.Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием.

Заключение

Дети очень любят когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в игре - преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности школьника.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

С.Т. Шатский

Литература

1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры. - М.,1964

2. Возлинкая М.Ф. Нестандартная математика в школе. - М,1993

3. Воронов В.В. Педагогика школы. - М., 1999

4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., 1994

5. Львов М.Р. Школа творческого мышления. - М., 1993

6. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. - Минск., 1989

7. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики \\Начальная школа. - №2 ., 1997

8. Собалевский Р.Ф. Логические и математические игры. - Минск., 1997

9. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе \\Начальная школа. - №10. - 2002

10. Топаркова Т.А. Развитие умственных способностей \ Начальная школа. - №6. - 1997

11. Эльконин . Психология игры . - М., 1984

Приложение

Тема «Организация дифферен-цированного подхода в начальной школе».

При проведении игры «Биржа» предлагается детям диф-ференцированные задания.

Существует фондовая биржа -- это ры-нок ценных бумаг. А наша «Биржа» интел-лектуальная: мы «покупаем акции» и обме-ниваем свои знания на оценку. На доску вы-вешивается пособие: название игры, откры-вающиеся ставни, внутри четыре кармашка, куда вкладываются «акции» (карточки с за-даниями). Карточки-«акции» отмечены кружками разного цвета: красным -- задания для сильных учащихся, зеленым -- средней сложности, желтым -- для слабоуспевающих детей, ПТ -- повышенной трудности.

После объяснения учителем условий выбора карточки каждый ребенок «покупа-ет» нужную «акцию», т.е. выбирает карточ-ку с определенным кружком (красным, зе-леным или желтым), и самостоятельно вы-полняет задания. Два ученика, которые за-ранее сдали зачет по всем четырем карточкам, назначаются «спонсором» и «брокером». Если ученику непонятно зада-ние, он поднимает индивидуальный флажок с буквой «С», т.е. зовет «спонсора», который оказывает помощь в объяснении задания (но не подсказывает!). Если же ученик справляется со своей карточкой-«акцией» раньше отведенного времени, следователь-но, он может обменять ее на другую. В таком случае поднимается индивидуальный фла-жок с буквой «Б» (брокер) и флажок такого цвета, на какую «акцию» хочет обменять свою карточку ученик. В случае выполне-ния трудного задания или задания средней сложности можно «купить акцию» -- кар-точку с пометкой ПТ (обычно это кроссвор-ды или логические задания).Таблички разного цвета для помощни-ков учителя (вывешиваются на грудь или надеваются в виде шапочек-полосок на го-лову)Такая работа обеспечивает состояние успеха для каждого ученика, вселяет в него уверенность, устраняет страх и формирует правильную самооценку.

Предлагаю несколько карточек-«акций» по математике.

Математика. Тема: «Действия с многозначными числами.

1. На складе было 986 ц. картофеля. Одному магазину отправили 455 ц, второму --127 ц картофеля. Сколько центнеров картофеля осталось на складе?

2. Вычисли.

7592+92468 90305-56246 (200 000-149 900): 100 200000-149900:100

3. Реши уравнения: х -200 =800

1. С бахчи собрали 550 арбузов, а дынь на 170 меньше. Сколько арбузов и дынь собрали вместе?

2. Вычисли. 1375+9625 70600-2348-897 27380-15456 70 600-(2 348-897)

3. Реши уравнения. 700-л-=400 ^+800=1000

4. Сделай преобразования. 7руб.=...коп. ... руб. = 500 коп. ... м ... см =920 см ...кг 130 г =8130 г

1. Школьники собрали 300 кг яблок, а груш в 2 раза меньше. Пятую часть всех собранных фруктов разложили в 9 одинаковых ящиков поровну. Сколько ки-лограммов фруктов в каждом ящике?

2. Вычисли.

85191-769300:100+19407 360 987 - 278 549 187360+198288

3. Реши уравнения. 580 = 420 х- 590 =420

4. Вычисли удобным способом. 12 км 315 м - 9 км 850 м -1 км 315 м

1. Найди неизвестное число. 24 (38) 52 47 (50) 53 14 (?) 38

2. Коля и Петя вышли из своих домов навстречу друг другу, Петя шел со скоростью 5 км/ч, Коля -- 4 км/ч. Ч( два часа они встретились. Кто из них оказался ближе к школе в момент встречи?

3. Продолжи ряд чисел. 15,1,13,2,11,3,9,...

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.