2.3 Контрольный эксперимент
Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс формирования экологической культуры дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности экологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явлениях природы, об отношении детей к объектам природы, в исследования принимали участие те же 20 детей, но уже ставшие воспитанниками средней группы.
Контрольный эксперимент проводился в СЕНТЯБРЕ, 2005-06 уч. года.
Диаграмма 3
Анализ диаграммы 3 позволяет говорить, что произошли значительные изменения в плане сформированности экологических представлений об объектах природы и бережного к ним отношения. Отмечены качественные и количественные преобразования в показателях. Так, например:
q Сформированность представлений детей о жизни растений:
ь подавляющее большинство детей группы - 85% (17 человек) на момент СЕНТЯБРЯ 2004-05 уч. года имели низкий уровень сформированности этого критерия экологической воспитанности детей, в СЕНТЯБРЕ 2005-06 уч. года показатель снизился до 20% (4 человека
ь Показатели среднего уровня претерпели также значительные качественные изменения - выросли: СЕНТЯБРЬ 2004-05 уч. года -15% (3 человека) - СЕНТЯБРЬ 2005-06 уч. года - 65% (13 человек);
ь Что касается высокого уровня сформированности представлений о растениях, то на начало 2004-05 учебного года данный уровневый показатель отсутствовал, а в СЕНТЯБРЕ 2005-06 учебного составил 15% (3 человека).
q Бережное отношение к объектам природы:
ь Низкий уровень составил 90% (18 человек) - 25% (5 человек) соответственно СЕНТЯБРЬ, 2004-05 уч. года - СЕНТЯБРЬ, 2005-06 уч. года.
ь Показатель среднего уровня изменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках, так в СЕНТЯБРЕ 2004-05 уч. года он составил 10% (2 человека), а в СЕНТЯБРЕ 2005-06 уч. года - 60% (12 человек).
ь Показатель высокого уровня на СЕНТЯБРЬ 2004-05 уч. года отсутствовал, а в СЕНТЯБРЕ 2005-06 уч. года составил 15% (3 человека), что является хорошей динамикой в сформированности бережного отношения к объектам природы.
q и т.п. качественные изменения произошли с двумя другими критериями экологической воспитанности за период с СЕНТЯБРЯ 2004-05 уч. года по СЕНТЯБРЬ 2005-06 уч. года.
Хотелось бы сказать, что положительная динамика в формировании экологических представлений об объектах природы и отношения к ним детей, выявлена, но необходимо продолжить работу в этом направлении, т. к. максимальный результат не достигнут, дети лишь в средней возрастной группе и тем более только начало учебного года. К концу обучения в средней группе дети должны различать и называть конкретные виды деревьев и кустарников, травянистых растений, животных разных экологических групп; знать основное строение растений, некоторые особенности органов животного, замечать и понимать признаки «живого» - движение, питание, состояние по сезонам; иметь представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах существования. Должно быть сформировано бережное отношение к объектам природы, которое заключается в любознательности детей, эмоциональном общении с природой, принятии активного участия в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых и осознание необходимости бережного отношения к объектам природы, мотивируя его нравственно-эстетическим, практическим и средообразующим значением для природы и людей.
Диаграмма 4
Анализ сравнительных результатов общего показателя экологической воспитанности детей выделенной группы выявил положительную динамику в его формировании за период с СЕНТЯБРЯ 2004-05 уч. года по СЕНТЯБРЬ 2005-06 уч. года. Так, экологическая воспитанность выросла до высокого уровня, который составляет 19%, значительные качественные изменения претерпел показатель среднего уровня, он вырос с 13% до 66% соответственно, а показатель низкого уровня экологической воспитанности снизился до отметки 15% (для сравнения: в СЕНТЯБРЕ 2004-05 уч. года составлял 87%).
Таким образом, выдвинутая гипотеза экспериментальной работы подтвердилось не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли существенные положительные изменения в экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.
Библиография
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2004
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985
3. Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию. СПб., 2004
4. Гочарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург, 2002
5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981
6. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004
7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.
8. Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Дошкольная педагогика. Ч. 1., М., 1988
9. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПб, 1998
10. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004
11. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
12. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
13. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
14. Программа экологического образования детей «Мы». СПб, 2003
15. Потапова Л.М. Детям о природе: эуология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль, 2002
16. Программа «Радуга» / Доронова Т.Н.М., 2003.
17. Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991
18. Сорокина А.И. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М., - 1962.
19. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997
20. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976
21. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004
22. Урунтаева А.Г. Дошкольная психология. - М., 1999.
23. Удальцова. Дидактические игры. М. 1967. Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института.
24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, Практикум по дошкольной психологии. М, 1998.
25. Ярошевский МГ. Петровский АВ, Психология. Словарь. М., 1990
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6