Хотелось бы заметить, что работа по умственному развитию детей следует рассматривать как одно из направлений работы воспитателя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении является основополагающей, если не сказать, базовой в целом развитии ребенка.
Считаю важным проведение своевременного мониторинга успехов воспитанников, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
Использование диагностики, считаю, важным делом, еще потому что в работе необходимо знать Зону актуального развития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) для более эффективной и направленной работы
Если исходить из позиции, что развитие умственных способностей детей - это составная часть всей работы воспитателя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты умственного развития и результаты сформированности познавательных процессов, которые являются основой умственных способностей .
Правда, существует при этом определенного рода формальность, т.к. результат - это не всегда есть цифры, выведенные в уровень, а наилучший показатель умственного развития - это умение ребенка-дошкольника получать новые знания, умение рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций и т.д..
СТАРШАЯ ГРУППА, 2003-04 УЧЕБНЫЙ ГОД
Диаграмма 1.
Результаты диагностики (диаграмма 1) показали, что контингент детей группы составляют дети, имеющие средний (50% - 8 человек) и низкий (50% - 8 человек) уровни умственного развития. (Данные об уровне интеллектуального развития предоставлены педагогом-психологом детского сада).
Программа «Развитие» (автор Л.А. Венгер) предполагает проведение педагогической диагностики уровня сформированности познавательных процессов у детей дошкольного возраста таких как: внимание, память, воображение, восприятие, элементов логического мышления.
В методических рекомендациях авторским коллективом программы «Развитие» предложены диагностические занятия, при анализе которых необходимо оценивать уровень сформированности познавательных процессов у детей в соответствии с определенной и четко обозначенной уровневой дифференциацией выполнения этих диагностических занятий.
Диагностика уровня сформированности познавательных процессов у детей по программе «Развитие» (уровневая дифференциация по критерию в целом) осуществляется по следующим критериям:
Критерии оценки
Внимание
(устойчивость, концентрация)
o умение заштриховывать необходимые фигурки
Память (объем)
o Запоминание 7 - 8 названий предметов.
Восприятие
o Различает 3-4 оттенка какого-либо цвета
o Умение сопоставлять по величине 7-10 предметов одинаковой формы
o Умение называть различия двух фигур разной формы
o Умение разделять сложную фигуру на несколько более простых
Воображение
o Дорисовать начатое изображение, дополнив его деталями.
o Самостоятельно сочинить небольшую сказку или история на заданную тему
Элементы логического мышления
o установление сериационных отношений между понятиями (использование сериационного ряда как модели сериационных отношений между понятиями)
o овладения сериационным рядом как средством решения задач
o устанавливать родо-видовые отношения между понятиями
o умение отображать классификационные отношения (построение модели классификационных отношений между понятиями)
Итак, результаты диагностики познавательных процессов представлены на диаграмме 2 и диаграмме 2а.
Диаграмма 2.
Диаграмма 2а.
Анализ представленных диаграмм позволяет сделать следующие выводы об особенностях сформированности познавательных процессов у детей старшей логопедической группы на момент СЕНТЯБРЯ 2003-04 учебного года:
q память - недостаточный объем памяти (из предложенных 8 названий предметов дети в среднем воспроизводят 3-4, что свидетельствует о низком уровне объема памяти; дети, воспроизводившие 5-6 названий имеют средний уровень объема памяти; воспроизвести все 8 названий не смог никто)
q внимание - недостаточная концентрация и слабая устойчивость внимания на задании, повышенная отвлекаемость на внешние раздражители (шум, шепот детей), вследствие чего плохо стравились с заданием.
q восприятие - отмечаются значительные сложности при назывании и определении оттенков основных цветов; недостаточно развиты умения сопоставлять по величине предметы разной формы, умения называть различия двух фигур разных форм)
q воображение - испытывают значительные сложности при необходимости дорисовать начатое изображение, дополнив его деталями; самостоятельно могут сочинить небольшой рассказ или сказку, но содержание не интересное, простое, элементы фантазии при сочинении минимальны.
q элементы логического мышления - основная часть группы 82% (13 человек) с трудом устанавливают (либо ошибочно устанавливают) сериационные отношения между понятиями, испытывают сложности в установлении родо-видовых и классификационных отношений между понятиями.
Диаграмма 3.
На протяжении всего обучения в старшей группе мною проводилась развивающая работа с использованием системы дидактических игр как средства умственного развития детей - факт проводимой работы отмечен на представленной выше диаграмме: выявлена положительная тенденция в формировании умственных способностей детей как в качественном, так и в количественном отношении. Так, высокий уровень изменился на 12% (2 человека) , средний уровень остался по количеству детей (соответственно и процентов) неизменным, но в данном случае изменился списочный состав детей, имевших и имеющих на момент диагностики средний уровень, который претерпел изменения за счет детей с низким уровнем на январь месяц, соответственно уменьшил свои показатели низкий уровень с 4 человек (25%) до 2 человек (13 %).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 2004-05 УЧЕБНЫЙ ГОД
Диаграмма 4.
Согласно результатам, за период с СЕНТЯБРЯ по ЯНВАРЬ 2004-05 уч.года:
ь увеличился показатель высокого уровня с 7 человек (44%) до 9 человек (56%);
ь снизились показатели низкого уровня с 1 человека (6%) до отсутствия уровня к середине учебного года;
ь показатель среднего уровня также снизился с 8 человек (50%) до 7 человек (44%) в сторону роста показателя высокого уровня
Анализ результатов, отображенных на диаграмме 4, позволяет говорить, что имеет место положительная динамика в плане умственного развития детей подготовительной логопедической группы.
2.2 Формирующий эксперимент
Исходя из теоретических разработок, рассмотренных в первой части данной квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где отмечены «слабые» места детей в формировании и развитии познавательных способностей детей, видно, что требуется проведение коррекционно-развивающей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна.
Гипотеза: есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в умственном развитии у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств умственного воспитания, а также при использовании всех средств коррекционного педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.
Определено направление, задачи коррекционно-развивающей работы:
1) осуществить отбор содержания дидактических игр,
2) простроить систему их использования с целью оптимизации коррекционного педагогического воздействия на познавательное развитие ребенка-дошкольника
Хотелось бы заметить, что представленные в данной работе и в Приложении дидактические игры - это лишь небольшая часть системы использования дидактических как одного из способов развития умственных способностей детей дошкольного возраста.
В целях решения задач, поставленных в данной части (формирующий эксперимент) практического исследования необходимо простроить систему использования дидактических игр, которая бы предполагала развитие и формирование познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Все дидактические игры направлены на развитие мышления и речи детей, они формируют разные стороны этого процесса. От объекта к слову и от слова к объекту - два взаимосвязанных подхода, которые использовались при разработке системы игр.
Первая группа игр -- это игры, формирующие умение вы делять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-за гадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Ра дио», «Да -- нет», «Похож -- непохож», «Что за птица?» и др). В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.
Вторая группа -- игры, воспитывающие умение группиро вать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назо ви три предмета», «Нужно -- не нужно», «Кому что нужно?», «А если бы...», «Охотник» и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5