Рефераты. Дидактическая игра как средство воспитания любви к природе родного края

ь Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений; во вторую группу - игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения; игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу; в особую, в четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

ь В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

ь Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

ь Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михайленко, Н. Короткова):

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером- сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

ь Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

ь Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Наш детский сад работает по программе «Радуга» (авторы Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др.) одной из основных задач программы является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру, в качестве парциальной программы по экологическому воспитанию, в частности, по воспитанию любви к природе родного края использую Региональную программу экологического образования дошкольников ХМАО (автор. Е.В.Гончарова) и др.

В своей работе на занятиях, в совместной деятельности я использую всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей), но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических(психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает мое внимание в данном типе игр.

Мною разработана система использования дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) по воспитанию любви к природе родного края в рамках формирования общей экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений.

Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.

Глава 2. Практическая часть исследования

2.1 Констатирующий эксперимент

Работа воспитателя многогранна. В процессе работы с детьми использую различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

Хотелось бы заметить, что работа по экологическому воспитанию детей следует рассматривать как одно из направлений работы воспитателя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении является важной и актуальной на современном этапе развития человечества, учитывая сложившуюся экологическую обстановку, которая стала результатом разрушительной деятельности человека, что привело к нарушению хрупкого равновесия в экосистеме.

В экологическом образовании дошкольника есть важный момент - проведение диагностики экологической воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:

q 2004-05 учебный год - 2 младшая группа - 20 человек

q 2005-06 учебный год - средняя группа - те же 20 человек

Для исследования общего уровня экологической воспитанности детей использовалась диагностика, предложенная Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В. (см..Приложение 1)

Исследование предполагало:

q Выявление представлений детей о животных

q Выявление представлений детей о жизни растений

q Выявление представлений детей об объектах и явлениях неживой природы

q Выявление отношений детей к объектам природы

На основе исследований Л.В.Моисеевой, П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой были определены критерии:

q оценки экологических представлений:

Полнота - ребенок называет многообразные живые объекты и предметы неживой природы.

Существенность - ребенок знает отличительные признаки растений и животных, особенности их образа жизни и произрастании, а также свойства предметов неживой природы.

Обобщенность - ребенок знает названия растительных групп, а так же определяет экологические группы животных

q сформированности бережного отношения к объектам природы.

Эмоциональные реакции в общении с природой.

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к
животным и растениям.

Проявление активной заботы об объектах природы.

При оценке сформированности выше обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. (Характеристику каждого уровня см. в Приложении 1)

Итак, результаты диагностики следующие:

Диаграмма 1.

Анализ полученных результатов (Диаграмма 1) позволяет отметить положительную динамику в плане формирования экологических представлений у детей 2 младшей группы за период обучения с СЕНТЯБРЯ по МАЙ 2004-05 учебного года. Так, например, произошли существенные изменения в:

q Сформированности представлений детей о жизни животных:

ь подавляющее большинство детей группы - 90% (18 человек) на момент СЕНТЯБРЯ 2004-05 уч.года имели низкий уровень сформированности этого критерия экологической воспитанности детей, в ЯНВАРЕ показатель вырос до 65% (13 человек),а в МАЕ стал - 25% (5 человек).

ь Показатели среднего уровня претерпели также значительные качественные изменения СЕНТЯБРЬ -10% (2 человека) - ЯНВАРЬ - 35% (7 человек) - МАЙ - 60% (12 человек);

ь Что касается высокого уровня сформированности представлений о мире животных, то на начало учебного года данный уровневый показатель отсутствовал, ровно, как и в середине этого учебного года, но стоит отметить, что в МАЮ данный показатель появился у 5 детей, что составляет 25% от всей возрастной группы.

q Сформированности представлений об объектах и явлениях неживой природы:

ь Низкий уровень составил 85% (17 человек) - 55% (11 человек) - 25% (5 человек) соответственно СЕНТЯБРЬ-ЯНВАРЬ-МАЙ.

ь Показатель среднего уровня изменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках, так в СЕНТЯБРЕ он составил 15% ( 3 человека), а в МАЕ - 65% (13 человек).

ь Показатель высокого уровня появился лишь к концу учебного года и составил 10% (2 человека), что также является хорошей динамикой в сформированности представлений об объектах и явлениях неживой природы

q и т.п. качественные изменения произошли с двумя другими критериями экологической воспитанности за период обучения детей выделенной группы в 2004-05 учебном году .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.