Типичным примером такого подхода в области естественнонаучных дисциплин является метод «мозгового штурма», когда группе лю-дей (специалистов или учащихся, приветствуется участие разновозрастных коллективов) предлагается сыграть в игру особого типа. Услов-но ее можно назвать дидактической игрой «открой закон». Участникам предлагается вести себя абсолютно раскованно в интеллектуальном смысле, не стесняться высказывать любые, на первый взгляд, «бредо-вые» идеи по поводу решения заранее заданной проблемы. Ролевые функции в такой ситуации выбираются естественным образом самими участниками в согласии с их темпераментом, авторитетом, социаль-ным положением и привычками. Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2004.-С.262-267
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития школьника -- его поведение. Любые нару-шения в развитии личности ученика (не-адекватная самооценка, слабый самокон-троль, искаженные представления о себе и своих возможностях) закономерно прояв-ляются в его поведении.
В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного, поведения происходит в процессе преодо-ления ребенком трудностей при выполне-нии усложняющихся учебных заданий (классных и домашних).
В игровой деятельности -- уже хорошо освоенной младшими школьниками -- дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Рассмотрим, какие игры (типы игр) учитель может использовать.
Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к по-ведению детей. Ребенок вынужден подчи-няться этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.
В играх-соревнованиях правила отли-чаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок пра-вила игры или нарушает их -- это сразу же замечают другие игроки, что создает наи-лучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования -- наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпели-вого ребенка.
Популярная настольная игра лото -- это пример игры с правилами и одновре-менно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полез-на для младших школьников с импульсив-ным поведением. От ребенка здесь потре-буется быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке на-зываемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объяв-ленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся или пропущенные ими цифры; быть вы-держанным и не обижаться до слез в слу-чае проигрыша.
Длительные совместные игры со сверст-никами показаны ребятам. Вхождение ребенка в роль на длительное время способствует ста-новлению его целеустремленности, а необ-ходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку изба-виться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.
Коллективная игра «Раз-ведчики». Класс делится на группы -- отря-ды разведчиков. Каждый отряд выбирает командира. Задача разведчиков: в течение дня или нескольких дней найти в комнате предметы, издающие звуки (например, дверь -- скрипит, стул -- жалобно пищит, щелкает замочек на ранце, шуршит липучка на рюкзачке). Обнаружив «звучащий» предмет, ребенок незаметно для остальных записывает его или рисует и отдает «доне-сение» командиру. Отряды разведчиков со-ревнуются между собой. В конце дня (или в последний день игры) подводятся итоги. Командиры сообщают обнаруженные отря-дом предметы. Побеждает тот отряд, на сче-ту которого их больше.
В кол-лективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а необходи-мой составной частью игрового процесса.
Вот, например, игра «Собери кораб-лик». Дети играют парами (в паре с кон-фликтным ребенком желателен уравнове-шенный или застенчивый сверстник). Иг-рающим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из вы-данного ему набора фрагментов -- «дета-лей» кораблика. Причем набор составлен так, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый учас-тник игры может точно воспроизвести ко-раблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что эта игра с секре-том, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. То есть игра постро-ена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится».
Участвуя в подобных играх, прежде уп-рямые, эгоистичные ребята постепенно осознают, что получить удовлетворение от игры можно только при взаимодействии с партнером. Найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания стано-вится личностно значимой для ребенка и в дальнейшей жизни.
Если учитель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, рас-полагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может так расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным по-ведением, но и для всех импульсивных, не-дисциплинированных, агрессивных и кон-формных младших школьников. Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2004.-№1.-С.9-14
Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда.
Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Нача-лом такой подготовки является формирова-ние у учащихся интереса к труду и потреб-ности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осущест-влению данной цели способствуют дидакти-ческие игры.
Исследование, проведенное мной на базе начальных классов школ г.Кемерово, гимна-зии № 1, позволило определить содержание дидакти-ческих игр и объединить их в систему, состо-ящую из трех блоков, уточнить технологию организации и проведения дидактических игр по трудовому обучению (ДИТО):
-- блок игр направлен на формирование умений учащихся подготавливать свое рабо-чее место, соблюдать порядок на нем в тече-ние всего урока;
-- блок игр направлен на формирование умений учащихся самостоятельно анализиро-вать представленную конструкцию, видеть пу-ти ее совершенствования, определять техноло-гию выполнения, выбирать рациональные тру-довые операции, планировать предстоящую работу и сознательно реализовывать ее;
-- блок игр направлен на формирование умений учащихся качественно выполнять трудовые операции
-- разметку по шаблону, чертежу, рисунку;
-- вырезание заданных фигур, деталей и т.п.;
-- сборку изделий и их оформление. Дидактическая задача ДИТО адекватна соответствующей цели, содержащейся в программе по трудовому обучению, и конкре-тизирована задачей данного этапа урока.
Игровые правила включают в себя усло-вия одновременного начала игры, объявления поощрений, выяснение критериев оценки из-делия и правил выполнения заданий.
Сюжет игры предполагает осуществление трудовых операций учащимися в рамках игры и их оценивание.
Итог игры подводится на основе подсчета выигранных фишек после выполнения опре-деленных трудовых действий.
В дидактических играх по трудовому обу-чению в основном сохраняется традиционная структура игр. Для успешного их проведения необходимо заранее подготовить материаль-ную базу. К этому привлекаются и родители учащихся. Так, на первом родительском соб-рании учитель знакомит родителей с выстав-кой изделий, которые предстоит выполнить детям в течение четверти. Кроме того, можно провести для родителей мини-урок по одной из выбранных тем, а затем обсудить вопрос о том, какие материалы и инструменты необхо-димо заранее заготовить для учащихся в предстоящей четверти.
Игры I блока
1-й вариант (основной)
Дидактическая задача: формировать уме-ние организовывать рабочее место.
Правила игры. С включением музыки раздается команда «Начали!». Водящий оп-ределенного ряда раздает инструменты и материалы каждому игроку. После выполне-ния задания водящий поднимает синий фла-жок. Игрок не имеет права прикасаться к предметам, пока водящий не положит их на стол, после этого он должен разложить все предметы на условные места. Выигрывает тот ряд учащихся, водящий которого пер-вым раздаст все предметы, а игроки за это же время выполнят свое задание. На выпол-нение действий отводится 5-7 минут.
Сюжет игры.
-- Дети, сначала нам нужно определить во-дящих. Предлагаю сегодня быть водящими тем учащимся, которые сидят слева за вторы-ми партами. (Дети выходят.) Посмотрите, по-жалуйста, что лежит в ваших поддонах, и по-думайте, какие предметы вы раздадите первы-ми, а какие потом. Остальные учащиеся дол-жны подумать, куда они положат полученные предметы. Игра начнется по моей команде.
Водящие раздают инструменты и матери-алы. Каждый решает свою задачу: кто-то вна-чале раздает ножницы, кто-то бумагу. Учащи-еся раскладывают предметы на свои места. Окончившие раздачу водящие берут со стола учителя синий флажок.
Итог игры.
-- У нас уже есть победителя, опустим в копилку этого ряда красную фишку. Как вы думаете, почему этот ряд победил? (Ответы учащихся.)
Таким образом, вводя в урок дидактичес-кую игру I блока, можно за короткий срок приучить учащихся иметь все необходимое для работы под рукой, содержать в чистоте рабочее место.
Игры II блока
Дидактическая задача: формирование умения анализировать представленную конс-трукцию и определять технологию ее выпол-нения.
Правила игры. Каждой команде предос-тавляется возможность ответить на одинако-вое количество вопросов. За правильный от-вет -- красная фишка в копилку ряда.
-- Дети, я приглашаю вас принять учас-тие в новом соревновании, которое поможет вам разобраться в конструкции изделия и оп-ределить технологию его выполнения. Вам предстоит ответить на вопросы, правильный ответ оценивается одной красной фишкой, дополнение -- двумя.
Итак, что это? (Учитель демонстрирует небольшой шарик.) Верно, это украшение на елку -- ребристый шар. (Обращается к водя-щим.) Возьмите с моего стола шары, рассмот-рите их с игроками команды и ответьте на вопросы: из чего сделан шар? Может ли он быть другого цвета? Что можно сказать о его размерах? Из скольких деталей он состоит?
Дети рассматривают изделия. По мере то-го как дети отвечают на вопросы, учитель опускает в копилки красные фишки.
-- Подсчитав количество заработан-ных фишек, их оказалось поровну у каждого ряда игроков. Значит, проигравших нет.
Следующая игра называется «Продолжи речь». Она поможет нам узнать технологию выполнения изделия. За правильное описа-ние демонстрируемых трудовых действий присуждается красная фишка. Вам поможет инструкционная карта. Я буду показывать, а вы комментируйте мои действия. Для того чтобы сделать елочный шар, я беру... (Учи-тель показывает цветную бумагу.) Затем я...
Игра продолжается.
-- Для того чтобы определить победителя в данной игре, надо быстро составить план предстоящей работы. За правильное состав-ление плана -- красная фишка.
Итог игры:
-- Подсчитав количество красных фишек, мы пришли к выводу, что счет один -- один, проигравших вновь нет. Благодаря игре мы разобрались не только в конструкции изде-лия, но и в том, как его сделать. Игры II блока направлены на формирование у учащихся умения анализировать обра-зец, разбираться в его конструкции, состав-лять план работы. Каждый ученик получает возможность самостоятельно прийти к опре-деленному выводу.
Игры III блока.
Дидактическая задача: определить тот вид операции, который предстоит выполнить (разметка, вырезание, склеивание и т.п.). Проиллюстрируем это на примерах.
-- Дети, прежде чем сделать апплика-цию, вы должны заготовить детали по шаб-лону. Наша игра называется «Волшебный шаблон». Красную фишку получит тот, кто правильно обведет шаблон. А что значит правильно? Левой рукой надо плотно при-жать шаблон: обводить карандашом, зажа-тым в правой руке, начинать движение «из-под» руки, а заканчивать «под рукой». Линия карандаша должна быть одинарной. Приго-товились, начали!
Для формирования у учащихся умения правильно работать с клеем и ножницами проводятся игры «Клей-невидимка», «Нож-ницы-художницы». Правила этих игр предус-матривают, кроме общих указаний начала иг-ры, специальную инструкцию пользования данными предметами. Причем эти выводы дети проговаривают сами, а учитель их толь-ко обобщает.
Например:
-- Как вы думаете, почему игра называет-ся «Клей-невидимка»? Верно, ведь поделка должна быть чистой, то есть правильно скле-енной. Для этого клей наносится тонким сло-ем на обратную сторону детали.
К этой же группе игр относится игра «Экономия». Одним из условий проведения этой игры является то, что учащиеся получа-ют определенное количество материала (бу-маги, ткани и т.п.), которого достаточно для заготовки нужного количества деталей.
Практика показывает, что разработанные дидактические игры способствуют проведе-нию урока в комфортных условиях. Учащие-ся в более короткий срок усваивают трудовые умения, приучаются самостоятельно анали-зировать образец, составлять план предстоя-щей работы, совершенствуя конструкции из-делий. За счет экономии учебного времени удается выполнять более сложные изделия.
Заключение.
Проведя исследовательскую работу, изучив материалы по педагогике и в частности по дидактической игре. Проведя ряд практических занятий с учащимися можно сделать следующие выводы.
На мой взгляд, наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоя-тельных работ в учебно-воспитательном про-цессе классификация, основанием которой яв-ляются современные трактовки частно-дидак-тических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятель-ности.
Тип самостоятельных работ те, частно-дидактическая цель кото-рых -- формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма дея-тельности и посылок на эту деятельность, со-держащихся в условиях задания (т.е. формирование знаний и деятельности первого уров-ня по В.П. Беспалько). Познавательная дея-тельность обучаемых при этом должна заклю-чаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информа-ции о них или повторных действий с ними.
Познавательная деятельность обучаемых в этом случае заклю-чается в четком воспроизведении или частич-ном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее ин-формации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, раз-личные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или по-следовательно находить логически следую-щие друг за другом способы решения.
Знание и учет показанных характерных особенностей самостоятельных работ каждо-го типа должно лежать в основе своевремен-ного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение орга-низуется и с учетом дидактических целей эта-пов обучения, то тогда можно говорить о том, что самостоятельная работа обучаемых реали-зуется в качестве органичного элемента цело-стной системы обучения и воспитания.
Основное внимание при разработке мето-дик обучения должно быть обращено на усло-вия и методы:
-- четкого определения целей функциони-рования учебного процесса и каждого его этапа;
-- учета и реализации специфики психо-логических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);
-- согласования специфики психологичес-ких механизмов усвоения знаний со специфи-кой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной инфор-мации, педагогическими возможностями раз-личных информационных структур управле-ния в системе «преподаватель -- учащийся», методов и организационных форм обучения.
Литература
1.
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 1998.
2.
Белкин Е.Л. Дидактические основы управле-ния познавательной деятельностью в условиях приме-нения технических средств обучения. -- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982.
3.
Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач.школа.-2001.-№4.-С.11-20
4.
Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2004.-№1.-С.9-14
5.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
6.
Герасков М. Основи на дидактиката.-София,1934
7.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2003.-С.129-132
8.
Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйе, 1981.
9.
Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М., 1975.
10.
Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 1998. №11-12.
11.
История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред.М.Н.Колмаковой.- М.:просвещение,1988.-С.344
12.
Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2004.-С.262-267
13.
Лернер И. Я. Дидактические основы ме-тодов обучения. -- М: Педагогика. 1981.
14.
Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
15.
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1999.
Педагогика:Учебник/Под ред. Л.П. Крившенко.-М.:проспект,2004.-С.232-234
16.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. -- М.: Про-свещение, 1990.
17.
Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся//Педагогика.-2002.-№3.-С.8-15
18.
Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.3
19.
Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. - С. 9-18.
Страницы: 1, 2, 3, 4