Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей группы.
У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков: изолированное произношение звуков приближается к нормальному, но у многих наблюдается смешение звуков, близких по артикуляционному и акустическим признакам.
Недостаточно полноценно дети владеют системой морфем, а, следовательно, плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования.
Словарный запас отстает от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.
2.2 Констатирующий этап исследования
В качестве основного метода диагностики был выбран опрос, так как этот вид деятельности наиболее полно раскрывает знания, умения, способности каждого ребёнка.
Для проверки уровня знаний и умений воспитанников был подобран контрольный материал.
При отборе заданий были использованы следующие методики:
- «Обследование звуковой стороны речи» [Чиркина Г.В.];
- «Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью» [Е.Н. Российская].
Задание №1
Цель: выявить уровень фонематического восприятия.
· Ребёнку предлагается повторить сочетания из 2-3-4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам:
ба - па - ба
да - та - да
са - ша - са
· Одинаковы ли слова:
Крыша - крыса
День - тень
Булка - белка
Задание №2
Цель: выявить умение определять наличие звука в слове.
Слова подобраны так, что заданный звук (гласный/согласный) находится в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), наряду со словами, включающими данный звук, есть слова без этого звука и со смешиваемыми звуками.
· Назови первый звук в словах:
Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров
· Назови последний звук в словах (А, О, И, У, Ы):
Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду
· Назвать первый и последний звуки в словах:
Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики
Задание №3
Цель: на выявление умения определять порядок звуков в слове;
Назови все звуки по порядку:
Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.
Задание №4
Цель: умения различать звуки по их качественным характеристикам;
· Соедини картинку с буквой (приложение 1а);
· Подбери к слову схему - соедини стрелочками (приложение 1б).
Задание №5
Цель: умения соотносить звуки и буквы.
Выдели согласный в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой (приложение 2). Результаты констатирующего этапа исследования: Полученные в ходе опроса результаты мы занесли в таблицу.
Таблица 1. Показатели развития звуковой стороны речи детей старшей логопедической группы на констатирующем этапе исследования
ФИ
Задание
Баллы
1
2
3
4
5
Полина А.
0
Илья Б.
Мария Б.
Елизавета Г.
Дмитрий Г.
Владимир Г.
Полина Г.
Дмитрий Д.
Вячеслав Д.
Дарья Е.
Определено общее число баллов, которое может набрать ребёнок за все задания. Они были соотнесены с уровневыми показателями:
«высокий уровень» 10-8 баллов;
«средний уровень» 7-4 баллов;
«низкий уровень» 3-1 балла
Из таблицы, мы видим, что в данной группе в данной группе нет детей, набравших от 10 до 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития звуковой стороны речи; 6 человек из 10 (60%) показали средний уровень, то есть набрали баллы от 4 до 7; 4 человека (40%) набрали от 3 до 1 балла, что соответствует низкому уровню.
Затруднения у детей наблюдались при выполнении каждого задания, особенно при повторении близких по звучанию фонем (б-п, с-ш, р-л,..), различении звуков по их качественным характеристикам.
Одному из детей задание на воспроизведение серии из трёх слогов вызвало выраженные трудности, он не мог переключиться с одного звука на другой.
Вывод: большое значение в успешном формировании письменноречевой деятельности играет фонематический анализ. При проведении опроса были выявлены такие проблемы как:
- неумение определить место согласного в слове;
- затруднения в назывании звуков слова по порядку;
- ошибки при качественных характеристиках звуков, соотнесении звука и буквы.
2.3 Формирующий этап исследования
Задачи этапа:
· подбор дидактических игр на развитие фонематического слуха и звукового восприятия у детей 5-6 лет с ОНР;
· апробирование подобранных дидактических игр на занятиях по речевому развитию, грамоте и в повседневной деятельности;
· составление комплекса наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых для пропедевтики акустической дисграфии у старших дошкольников с ОНР.
Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.
1. Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного и слухового восприятия; зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).
Игра «Покажи букву» (дифференциация а-я)
- Поднимите букву А или Я на прослушанные слоги и слова:
Ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА, ФА, ФЯ,..
Ряд слов: БАК, ПАР, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ, ЛАПА, УПАЛ, ВРАЧ, КАША, ЛАК,
Игра «Скажи наоборот»
- Я назову слоги с гласным А, а вы с буквой Я.
Ма - мя, на - …
Ар - …
Игра «Построй домик»
Построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например:
[л] - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].
2. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
Игра «Зашифрованное слово»
Задание заключалось в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетради (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными полосками, каждая из которых соответствует какоё-то букве и стоит в необходимом порядке).
Слова: «БУЗ» (зуб), «ЗОКА» (коза), «ТОНЗ» (зонт), «АЗАВ» (ваза), «ЗАРО» (роза), «БРУЗ» (зубр).
3. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц.
Игра «Парашютисты»
С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам приземлиться на нужную полянку: если в названии картинки есть буква Я - на полянку с буквой Я, если есть буква А - на полянку с буквой А, а, если есть буквы А-Я - на полянку с буквами А-Я.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9