Рефераты. Диагностика развития речи у дошкольников

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Заинька, попляши,

Серенький попляши.

Кружком, бочком повернись!

покружиться

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!

топнуть ногой

Кружком, бочком повернись!

покружиться

Заинька, бей в ладоши!

Серенький, бей в ладоши!

похлопать в ладоши

Кружком, бочком повернись.

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

ходить по кругу

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Вверх летели

потянулись вверх

Вниз летели

присели на корточки

Вверх летели, вниз летели

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

6. Психопросвещение о нарушении развития речи

Первые лепетные слова появляются у ребенка в конце первого -- начале второго года жизни. Сначала это одно- и двусложные слова: «дай», «на», «мама», «ляля» (двусложные состоят из серии одинаковых слогов) и т.п. При попытке воспроизвести трехсложное слово малыш обычно опускает один из слогов: «мако» -- молоко, «синя» - машина и т. п.

В возрасте от 2-х до 3-х лет у ребенка вызывают трудности приставки с- перед согласным звуком и на- : «пать» - спать, «лить» - налить. При произнесении многосложных и незнакомых слов малыш тоже испытывает затруднения.

К 4 годам он произносит все слоги в знакомых словах, приставки и окончания «не глотает». При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики, их обобщения и практического закрепления их в собственной речи. В формировании грамматического строя речи выделяется несколько периодов.

Первый период (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.) - период предложений включает два этапа: этап однословного предложения («Бух», «Би-би», «Мяу» и пр.) и этап предложений из нескольких слов-корней: «Ля-ля бух», «Дай мако». К концу второго этапа ребенок начинает объединять в предложение до 3-х слов: «Баба, ниси сину» - Бабушка, принеси машину

Второй период (до 3 лет) - период усвоения грамматической структуры предложения. Усваиваются падежные окончания существительных, различные формы глаголов и т. д. Происходит расширение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения: «Придет моя бабушка, пойдем гулять». В возрасте от 2,5 до 3 лет в предложениях, используемых ребенком, появляются союзы, предлоги: «Мама, положи на стол куклу и книгу».

Третий период (от 3 до 7 лет). К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой грамматики, что позволяет ему перейти к освоению грамматических закономерностей при изучении русского языка

Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Дети с такой речевой патологией понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Употребление же слов в речи вызывает большие затруднения. Формирование грамматического строя при общем недоразвитии речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Усвоение грамматических форм, типы предложений появляются у таких детей примерно в той же последовательности, что и в норме, но в более медленном темпе. Наблюдается дисгармония развития всех систем языка, искажение общей картины речевого развития

7. Психопрофилактика нарушений развития речи

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.

Так, обследование речи детей последних трех лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры, регулярно проводимые психологом, воспитателями и родителями.

В игре можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». В играх психолог обращает внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:

1. Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы -- козленок, у гуся -- гусенок).

2. Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок).

3. Слова с различной основой слова (у овцы -- ягненок).

Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных -- это добавление суффиксов, где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок -- второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний. Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный (предикативный) словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и рекомендует логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

1. Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).

2. Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает).

3. Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).

4. Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется).

5. Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает).

6. Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Игра на данную тему проводится после предварительной работы по картинкам. Ведущий произносит прилагательное, а ребенок называет прилагательное с противоположным значением (горячий -- холодный, острый -- тупой, грязный -- чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший -- плохой», «маленький -- большой». Ведущий специалист в области логопедии Л. Г. Парамонова советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

1. Величина -- большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий).

2. Форма -- круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный.

3. Цвет -- основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).

4. Вкус -- горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный.

5. Запах -- приятный, неприятный, смолистый, цветочный.

6. Температура -- холодный, горячий, теплый, прохладный.

7. Материал, из которого сделан предмет, -- деревянный, стеклянный, железный.

8. Принадлежность предмета -- мамин, папин, лисий, мед¬вежий.

9. Другие признаки -- шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

Проводя работу по этим направлениям с опорой на наглядность (часто натуральную), мы закрепляем употребление в речи прилагательных в играх. Дети с общим недоразвитием речи часто допускают ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо -- уши) или выпадение гласных (день -- дни).

Свое общение с детьми надо строить так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.

8. Оценка гигиенического состояния с позиции педагога - психолога (оценка проводимого занятия для гр.3)

Помещение, в котором проводится занятие, адаптировано к возрасту детей.

Расписание занятий, количество занятий и их трудность соответствует возрасту(5 лет), т.е. учитываются все когнитивные, физиологические и психологические особенности данного возраста.

Освещение и проветривание соответствует признанным стандартам для нормального функционирования организма детей - дошкольников.

Новый материал объясняется доступно для детей. При проведении занятия учитываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, в том числе и подвижность детей в данном возрасте. Поэтому новый материал разбит на несколько частей и его объяснение не превышает 2-4 минут.

При наблюдении за поведением воспитанников на занятии нами были выявлены следующие моменты: при объяснении нового материала у дошкольников ярко выражен интерес. На этапе закрепления - также. Когда воспитатель замечает, что дети начинают утрачивать внимание к материалу, проводит физкультминутки, после чего дошкольники с новыми силами включаются в работу. Проведение физкультминуток является постоянным мероприятием на занятиях, поэтому дети знают слова наизусть и активно участвуют в ее проведении.

9. Анализ занятия

1. Воспитатель на занятии показал высокий уровень знаний, эрудиции. Педагогическое мастерство находится на достаточно высоком уровне. Речь с дошкольниками качественна, грамотно построена, является доступной для детей данного возраста, что говорит о том, что воспитатель владеет знаниями детской психологии.

Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждого ребенка. Формирование данной позиции осуществляется в процессе диалогического общения взрослого с ребенком при определенных условиях, выработанных этим воспитателем.

Внешний вид соответствует возрасту детей - воспитатель использует в одежде яркие детали, что естественным образом повышает интерес детей.

2. Дошкольники на занятии показали высокий уровень познавательной активности, самостоятельность, достаточно высокий уровень развития умений, знаний, навыков. Над умениями работать коллективно надо еще поработать. Дошкольники выражают заинтересованность в занятии. Степень организованности и дисциплинированности средний.

3. Занятие было эффективным, имели место наглядные материалы.

Материал построен на взаимосвязях с окружающей действительностью. Объем предложенной информации не превышал нормы. Для наибольшей эффективности занятие было выстроено следующим образом: информативная беседа, развивающая игра, обобщающий материал(систематизация). Данная структура построения занятия соответствует возрасту.

Наблюдается наличие обратной связи с детьми.

Воспитатель поступал на занятии психологически правильно: он не ориентировался на среднюю возрастную группу, т.к. жесткая ориентация на норму неприемлема. Для определения объективного подхода к конкретному ребенку кроме возрастных и функциональных норм развития были учтены возможность ситуативных изменений (снижение темпа, эмоциональное торможение - возбуждение и пр.). Дифференцировались психофизиологические особенности, связанные с функционированием нервной системы. Были учтены различения в темпе жизнедеятельности, стеничности, как показателе работоспособности, и пластичности нервных и психических процессов.

Поставленные цели в начале занятия были достигну ты, т.е. результаты соответствовали поставленной цели.

Развитию дошкольников в личностном и познавательном плане способствовали следующие методы и приемы, которые были использованы воспитателем на занятии:

- признание права ребенка на собственную точку зрения (собственное "я");

- сотрудничество и партнерство во взрослой и детской деятельностях.

- позитивное принятие личности ребенка с опорой на положительные ожидания (авансирование).

Т.о., в общем занятие соответствовало психологическим требованиям.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.