Заключение
В результате проведенной работы нами: проведен анализ литературы по теме исследования; выявлены сущность и компоненты профессиональной ориентации; выделены цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников; рассмотрены проблемы профессиональной ориентации школьников; проанализирована сущность деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников; охарактеризованы основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников; выделены этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования; рассмотрено профессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного образования; проанализирована профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования; выявлены основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования; охарактеризованы организационные модели профориентационной помощи и основы составления программ профориентационной помощи.
Приведем основные теоретические результаты исследования.
1. Система профориентации школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
2. Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
3. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности педагога дополнительного образования.
4. Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагог дополнительного образования помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
Таким образом, цель исследования, заключающаяся в рассмотрении и анализе особенностей деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников достигнута, задачи выполнены.
Библиографический список
1. Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. - М., 2008.
2. Бендюков М. А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, М. И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 2007.
3. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 2004.
4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение, 2008.
5. Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 2000.
6. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации); Омск: Омский пед. ин-т, 2006.
7. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. - 2003. - № 5. - С. 34-52.
8. Профессиональная ориентация молодежи”/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. - М.: Высшая школа, 2003.
9. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения/ Гусев Н. Г., Н. П. Калашников, А. В. Качанов и др. - М.: Высшая школа, 2002.
10. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 2002.
11. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов”; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 2005.
12. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов”. - Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2007.
13. Профориентационная работа в школе. Профессиональное самоопределение школьников / методические рекомендации Челябинского областного центра профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. Челябинск, 2006.
14. Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда, 2005.
15. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения», Издательство НПО «Модэк», 2002.
16. Пряжников Н. С. Карточные профконсультационные методики: Уч. пос. / Н. С. Пряжников. М.: Ассоциация «Профцентр», 2003.
17. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
18. Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под. ред. Н. Б. Богдановой. М.: Российский учебный центр ФСЗ России, 2005.
19. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006.
20. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
21. Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. - М.: Педагогика, 2007.
22. www.redline.ru/education.old/rubricator
23. www.infomost.ru/pmuz/number
Приложение 1
Популярные Интернет-ресурсы по ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Наименование ресурса
Информация о ресурсе
Условие доступа
Специальности СПО
Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков.
Проф. просвещение. Бесплатно
Специальности ВПО
Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов ВПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков.
Центр развития и тестирования при МГУ "Гуманитарные технологии"
Центр предоставляет следующие виды услуг: профориентация учащихся и абитуриентов; развивающие тренинги для старшеклассников; профконсультирование выпускников вузов и специалистов по выбору и развитию карьеры; пcихологическая диагностика и консультирование взрослых по вопросам выбора профессиональной сферы, получения второго высшего образования, повышения квалификации; консультации для соискателей по поиску работы и трудоустройству; Личностное и семейное консультирование.
Проф.консультирование, проф.поддержка. Услуги на платной основе. Действуют скидки.
Effecton Studio 2006
Психодиагностический комплексы построены на научно-обоснованных и информативных методиках. Комплексы представляют не только результаты тестирования, но и их интерпретацию и статистическую обработку данных. Комплект устанавливается на компьютере покупателя, доступен для многократного использования и нет ограничений на количество испытуемых.
Проф.консультирование, Приобретается на платной основе. Имеются скидки для образовательных учреждений для редакций: "Психология в школе" - для школ, лицеев, гимназий; "Психология в образовании" - для вузов и ссузов.
Тесты МАПП
Тесты МАРР (Motivational Appraisal of Personal Potential), созданны более 40 лет назад. Постоянно совершенствуются. Назначение тестов: выбор профессии, планирование карьеры, определение путей профессионального развития. Тесты доступны на русском языке. Группы тестов: личная мотивация, профессиональные предпочтения, прогнозируемая успешность, сферы профессионального роста.
Проф.консультирование, Услуги на платной основе. (Стоимость теста "МАРР для учащихся " - 880 рублей. Объем отчета - 10-15 страниц)
ПСИ-ФАКТОР. Психотестодром
Информационный ресурсный центра по практической психологии предлагает 20 тестов, часть из которых может оказаться полезной для лиц, выбирающих себе профессию - Логический тест «Летающий крокодил», Ваши лидерские качества, Вы ведущий или ведомый?, Cклонны ли вы к деловому риску?, Способны ли вы быть руководителем?, Мерчандайзинг, Тест для рекламистов-копирайтеров, Психология рекламы.
Проф.консультирование, Бесплатно. Дополнительные сервисы (прохождение индивидуальных курсов) - на платной основе.
Справочник профессий Справочник профессий
Раздел поддерживает компания "Росработа". Приводится описание около 480 наименований профессий Раздел поддерживает компания " Job4IT.Net", Украина. Аналогичен предыдущему ресурсу.
Проф. просвещение. Бесплатно.
Справочник профессий
Раздел поддерживает кадровое агенство "Профит-М". Дается описание профессий отдельных категорий служащих: продавцы, менеджеры, бухгалтеры, мерчандайзеры, маркетологи. Часть описаний в виде должностных инструкций.
Приложение 2
Беседа «Правильный выбор профессии»
Вопросы:
Кем работают Ваши родители?
Нравится ли Вам профессии Ваших родителей? Почему?
Каковы Ваши интересы?
Какой деятельностью Вам нравится заниматься?
Как долго Вы можете заниматься той или иной деятельностью?
Какие дисциплины в школе Вам нравиться изучать? Почему?
Можете ли Вы самостоятельно осваивать учебный материал?
Чем бы Вы хотели заниматься в будущем?
Каков уровень Ваших способностей?
Каковы Ваши физиологические и психологические особенности?
Есть ли у Вас какие-либо хронические заболевания?
Вспыльчивы ли Вы?
Каков Ваш темперамент?
Нравиться ли Вам общаться с людьми? Почему
Приложение 3
Основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО
Крайности
«Золотая середина»
1. Узкая специализация
1.Многообразие форм и методов работы
1.Хаос, бессистемность, следование методическим модам
2.Морализаторство
2.Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов
2.Безнравственность
3.Идеализация предшествующего опыта
3.Преемственность в работе, сохранение лучших традиций
3.Отрицание предшествующего опыта
4.Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши проблемы
4.Самоактивизация,способность искать внутренние резервы в работе
4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы
5.Самоизоляция
5.Профессиональное содружество
5.Потеря профессионального самоощущения
6.Пессимизм, отчаяние
6.Вера в успех, в свои возможности
6.Излишня самоуверенность
7.Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом
7.Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость
7.Утеря специфики принципов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5