В данной курсовой работе, самоцелью хотелось бы выделить тот факт, что любой родитель использует тот или иной стиль отношения к ребенку, неосознанно направляемый личностными чертами, свойственными его характеру. Разница состоит лишь в том, что совокупность черт характера одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие, а у другого родителя доминируют такие черты, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка.
Практическая работа по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:
2.2. Ход исследования
В ходе исследования, были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего дошкольного и школьного возраста. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.
Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).
Общий анализ данных выглядит следующим образом:
1. 90% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья - 06) формально полная. В этой семь отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.
По количеству детей:
10% (04) имеет 3 детей.
40% (02, 05, 06, 08) - 2 детей.
50% (01, 03 07, 09, 10) - 1 ребенка.
С целью выявления детско-родительских взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, был проведен тест "Клинический рисунок семьи" (КРС) Р. Бенса и С.Кауфмана.
Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.
Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:
1). Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?
2). Где работают и учатся члены семьи?
3).Как в семье распределяются домашние обязанности?
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.
Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.
Выделяют 5 симптомокомплексов:
1). Благоприятная семейная ситуация.
2). Тревожность.
3). Конфликтность в семье.
4). Чувство неполноценности в семейной ситуации.
5). Враждебность в семейной ситуации (см. Приложение 2).
В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:
Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.
Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.
№ Семья
I par
II par
III par
IV par
V par
01-ая семья
Мать
11 баллов
68,35%
5 б.
31,19%
86,63 %
6 б.
95,74 %
99,83 %
Отец
15 баллов
90,50%
4 б.
9,77%
2 б.
39,06 %
83,79 %
1 б.
45,57 %
02 семья
0 %
19,22 %
13 %
45,54 %
5,67 %
0 б.
5,76 %
32,13 %
70,25%
3 семья
14 б
88,60%
3 б.
7,88%
3 б
57,96%
7 б
100%
5 б
96,83%
9 б
31,01%
6 б
19,22%
1 б
13,86%
84,81%
4 семья
4 б
0%
80,33%
2 б
32,13%
45,57%
0,63%
12,29%
86,63%
0 б
4,41%
5 семья
4,72%
74,97%
14,55%
6-ая семья
19,53%
7-ая семья
13 б
84,17%
8 б
48,92%
95,74%
8-ая семья
31,01 %
5,67%
74,49%
9-ая семья
7 б.
3.79%
0,%
93,04%
10 семья
15 б
12,23%
92,93%
99,37%
39,06%
53,87%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5