Рефераты. Детская периодика и критика в истории детской литературы

Вполне понятно, что после ареста обэриутов все без исключения их детские книги попали в запретительные списки Главлита и были уничтожены (если не считать несколько экземпляров, сохранившихся в библиотечных училищах - спецхранах крупнейших библиотек).

Из-за огромной занятости в детском отделе Маршак не смог взять на себя руководство новым журналом, а ограничился лишь функциями консультанта-наблюдателя. Главными редакторами и создателями «Ежа» стали молодые талантливые литераторы Н. Олейников и Е. Шварц, творческие судьбы которых пересеклись еще в начале 20-х годов в редакции журнала «Забой» (г. Бахмут Донецкой губ.) и которых связывала большая личная дружба.

2. ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИКА И КРИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В настоящее время наблюдается возрождение детской литературы после периода рыночных реформ. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого - начала двадцатого века.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).

Качественно новая информационная ситуация сложилась в последние годы, заставила детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. Становление и развитие современной детской газетно-журнальной прессы происходило в последние годы последнего 10-летия ХХ века. В 1986 г. по данным Всероссийской книжной палаты существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 2006 - 40 газет и более 80 журналов.

Основным типоформирующим фактором всех детских изданий являлся характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий. Это издания для дошкольников («Новая игрушечка», «Веселые картинки»), младших школьников («Поиграем в сказку»), подростков («Пионерская правда», «Глагол», «Пионер», «Юный натуралист», старшеклассники. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объем.

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и тд.

В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудиторию, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы:

информационно-публицистические, цель которых - сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем («Пионерская правда», «Глагол»);

издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствовать духовному просвещению;

развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке;

Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и мат, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая - поучать». В них широко используются игровые формы.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, исскуству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры - на самодеятельном детском творчестве. Специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта - от репортера до главного редактора работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или компъютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень. Юнкоровские издания - самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И, в заключении ко всему сказанному, хотелось бы добавить, что в связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компьютера и сети Internet, появилось очень много детских веб-периодики, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки», «Барби», «Вини-Пух», «Нахаленок», «В гостях у Золушки», «Загадочный мир» и тд.

К сожалению, детей, имеющих доступ к сети Internet, еще очень мало. А жаль, сочетание печатного слова и компьютерных достижений представляют собой явлений уникальное в образовательной и познавательной сфере ребенка. Наряду с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает знания глобального масштаба: одновременно читать литературное произведение и участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями, просматривать широкий спектр графических изображений (от фотографий красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень как своего родного языка, так и дополнительного - английского, основного в Internet-е, поиграть в игру, развивающую логическое мышление - и все это сразу!

Сегодня все чаще и чаще раздаются тревожные голоса о том, что печатное слово отступает перед натиском разного рода видеопродукции, перед телевидением, компьютером. Но мы склонны смотреть в будущее с оптимизмом. По-настоящему талантливое слово художника, публициста, зовущее читателя к размышлению и сотворчеству, обязательно найдет отклик в сердцах читателей-современников. Не останутся безразличными к нему и читатели грядущих поколений. Творческая судьба авторов детских журналов «Чиж» и «Еж» -- тому ярчайший пример.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александров А. Среди веселых «Чижей» и веселых «Ежей» / Сб.: О литературе для детей.-- Вып. 18.--Л., 1974.--С. 153--154.

Алексеев С. Мир детской книги (о работе редакции журнала «Детская литература»)/Литературная газета, 1982, 11 августа

Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг., М., Университет, 1982

Богатырева Ю.Н. Из истории создания печатной пионерской газеты (1922-1928 гг.). Л., 1972.

Божий мир, ж/л, 1998-1999.

БРОНЕКОЛЛЕКЦИЯ Приложение к журналу "Моделист-конструктор": история танкостроения в чертежах, фотографиях и справочных материалах.

Бурнакин А. Детские журналы / «Новое время», 22 июня 1912.

ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ О ПРИРОДЕ. ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ФИЛЯ"Цветной иллюстрированный журнал.

Веселые картинки, ж/л, 1977-1978.

Газетка для детей и юношества, 1910-1913..

Гернет Н. В. О Хармсе / «Нева»,-- 1988.-- № 2.-- С. 202--203

Глинка С. «Новое детское чтение» 1922. 23 мая

Детская литература. Учебное пособие /под ред. Николаева С., Арзамащева И.Н., М.: Академия, 1997.

ДЕТСКИЙ САД Новый журнал для детей и их родителей поможет пробудить в ребенке желание посадить и вырастить свой урожай.

Детское чтение, 1905, декабрь, титульный лист.

Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов /В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов О детской литературе. М., 1954, с. 325.

Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч. в шести томах. Т. 3. М., 1936, с. 536.

Еж, ж/л, 1926-1929

Исакова Н. Н. Журнал «Еж» -- зачинатель детской публицистики. Литература и общество.-- Петрозаводск, 1972.--С. 112--130

Калейдоскоп. Еженедельная газета для русских детей среднего возраста. СПб., I860, № 1, с. 1,

Колесова Л. Н. Детские журналы Советской России 1917-1977.

КОЛОБОК И ДВА ЖИРАФА (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ + АУДИОКАССЕТА) Вместе с красочным журналом подписчики получают 6 аудиокассет (по 60 минут звучания каждая) разных серий. В комплекте находится 300 страничный литературный журнал.

КОЛОБОК И ДВА ЖИРАФА (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ+АУДИОКАССЕТА+НАСТОЛЬНАЯ ИГРА) Вместе с красочным журналом подписчики получают 6 аудиокассет разных серий. В комплекте с кассетами находится трехстраничный литературный журнал. Еще одна составная часть - настольная познавательная игра из серии "Невероятные приключения Колобка и двух Жирафов".

КОСТЕР

Марголина С. О новых детских журналах. /На путях к новой школе, 1926, №7-8, с.180.

Маршак С. Собрание сочинений в 4-х тт., Т4., М. Правда 1990.

Модзалевский К. Что такое книга и детский журнал и чем они должны быть. Русская школа, 1981, №4, с. 117-118.

МУРЗИЛКА Современный журнал для детей 6-12 лет.

Мурзилка, ж/л, 1984-1985.

МЫ Литературно-художественный развлекательный журнал.

Недоросль, ж/л, 1991-1995, ЮНИПРЕСС

НЕЗНАЙКА Цветная развлекательная газета для детей и подростков.

Новое детское чтение, М., 1823, часть четвертая, с. 43.

Новости детского чтения, 1915, № 3, с. 6.

О литературе для детей. Сборник критических статей. Вып. 21, Л. «Детская литература», 1977.

ПАМПАСЫ Современный, динамичный, интерактивный, развивающий литературно-публицистический журнал для подростков. Самая свежая информация о жизни, увлечениях, проблемах детей с 8 до 14 лет.

ПИОНЕР Иллюстрированный детский журнал для ребят в возрасте от 10 до 15 лет.

Пионерская правда, 1975-1984.

ПОЛЕ ЧУДЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ газета

Прибавление к «Московским Ведомостям», 1783, № 2,

Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы. 1917--1941.-- М., 1982,-- С. 44--65).

Рахтанов И. Рассказы по памяти.--М., 1971.--С. 110.

СВИРЕЛЬ Ежемесячный детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и школе.

СВИРЕЛЬКА Ежемесячный журнал о природе для малышей от 3 до 8 лет.

СКАЗКИ ЗЛАТОВЛАСКИ Через сказки - к знаниям. Познавательный журнал для внеклассного чтения.

СТУДЕНЧЕСКИЙ МЕРИДИАН

ТЕХНИКА - МОЛОДЕЖИ Сенсации науки и техники. Идеи, гипотезы, изобретения, самоделки. Феномены, фантастика. Загадки забытых цивилизаций. Антология таинственных случаев.

ТкачевП.Н. Избранные сочинения на социально-политические темы в семи томах. Т. II. М., 1932, с. 293.

Трамвай, ж/л, 1990.

УЛИЦА СЕЗАМ Журнал адресован детям от 2 до 6 лет. Дает первые представления о Вселенной, Земле, мире людей, животных и вещей.

Холмов М. Становление советской журналистики для детей. Л. ЛГУ им. Жданова, 1983.

Чарушин.Н.А. О далеком прошлом. Из воспоминаний о революционном движении 70-х годов XIX века. Изд. 2-е. М., 1973, с. 34

Чебышева- Дмитриева Е. Нужны ли детские журналы. Женское образование, 1988, №9, с. 565.

Чиж, ж/л,1926.

Чуковский Н. Литературные воспоминания. М. 1989

Эстетическое воспитание школьников/ Под общ. редакцией А.И. Буркова, Б.Т. Лихачева, М., Педагогика, 1974

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.