Как показало данное исследование, в значительной части общеобразовательных учреждений создание площадок для экспериментирования на материале юношеской субкультуры затруднено вследствие особенностей сложившегося быта воспитательной организации, поэтому данная составляющая может быть реализована во внешкольной среде (загородный детский центр, учреждение дополнительного образования, учреждение социального обслуживания молодежи).
Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам -- представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы. Это связано с тем перечнем задач, которые решаются в рамках каждой из форм и не могут быть решены лишь в одной из них. Так, организовать экспериментирование воспитанников в способах самовыражения можно лишь в групповой работе; обсуждение смысла значений, текстов субкультур наиболее эффективно осуществляется в полилоге. В то же время ситуация каждого из старшеклассников особенна, возникающее у него противоречие требует конфиденциальности обсуждения, что возможно в рамках индивидуальной работы педагога с воспитанником.
Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:
-- создание в группе позитивного эмоционального климата;
-- получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;
-- расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;
-- приобретения опыта самовыражения в этой группе;
-- освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.
Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.
Получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека.
Расширение представлений о способах и вариантах самовыражения представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.
Приобретение учащимися опыта самовыражения в группе -- здесь были сконструированы площадки для реализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры. Проводились ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникам предоставлялась возможность в процессе освоения игры на гитаре разучивать и исполнять песни, выступать на концертах.
Освоение способов осмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также понимания себя, соотношения представлений о себе с характеристикой субкультуры -- в итоге получение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесь нами была организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение. В процессе работы этих площадок нами был организован ценностно-смысловой диалог.
Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.
Индивидуальная работа с воспитанником осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом и воспитанником; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию воспитанника и педагога.
Заключение.
В целом мое исследование подтверждает обоснованность выдвинутого в гипотезе предположения и позволяет сделать ряд выводов:
1. Специфическими проблемами, возникающими у старшеклассников -- представителей юношеских субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.
2. Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников -- представителей неофициальных юношеских субкультур, если:
-- педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,
-- старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,
-- взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.
3. Деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.
4. Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение заявленной проблемы. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы:
-- дифференциации социально-педагогической помощи школьникам -- представителям юношеских субкультур в зависимости от социокультурных особенностей (региона, типа поселения, образовательного учреждения и т.п.),
-- подготовки и переподготовки кадров для осуществления социально-педагогической помощи школьникам -- представителям юношеских субкультур.
Молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». М.,1996.
2. Адорно Т. Диалектика Просвещения: философские фрагменты / Авт. M.Horkheimer и др. Москва: Медиум, Ювента, 1997.
3. Айзенштадт Ш. «Модернизация, протест и перемены» 1966, «Традиция, перемены и современность» 1973.
4. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии». М., 2003.
5. Венгер А. Л. , Слободчиков В. И. , Эльконин Б. Д. : Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина 88'3.
6. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. № 10.
7. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001.
8. Гуревич П. С. Культурология. М. «Знание». 1996.
9. Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство полит. литературы.1998.
10. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях . АСТ .2007
11. Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя. Просвещение - 1989г. Москва
12. Кон. И.С. «Психология ранней юности».
13. Краковский А.П. “О подростках”- М., 1970г.
14. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. “Психология подростка”- М., 1965..
15. Лисовский В.Т «Социология молодежи» - СПб.,1996.
16. Макаренко А.С. “Принципы социального воспитания”. 1986.
17. Мастеров Б.М «Психология саморазвития» - Рига 1996.
18. Мертон Р. Социология сегодня: проблемы и перспективы .М., 1965
19. Мид М. «Культура и мир детства» (сб. пер. на рус. яз., 1988).
20. Мудрик. А.В. «Время поисков и решение». М. 1990.
21. Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990.
22. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988.
23. Семенов В.Е. “Искусство как межличностная коммуникация”- СПб,
24. Сенченко Н.А. Изучение влияния отечественной рок-культуры на сознание студенческой молодежи .Москва, 2000.
25. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам -- представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. -- Кострома; 2004.
26. Смелзер. Н. Социология. М. «иск-инфо». 1994.
27. Сорокин П. “Человек. Цивилизация. Общество» - М. 1992.
28. Франкл В. «Человек в поисках смысла. М. 1995.
29. Хоггарт Р. Оксфордская иллюстрированная т 7 Народы и культуры Инфра-М . 2000г.
30. Чупров В.И. Историческое сознание молодежи: социологический аспект // Педагогика. 1992.
31. Чупров В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи. Состояние и тенденции развития. М., 1993.
32. Эльконина Д. Б. “Развивающее обучение”. М. 1993.
33. Эрик Г. Эриксон Идентичность: юность и кризис // Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
34. Ярошевский М.Г. “Социальное воспитание”. М. 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6