В творчестве Городецких мастеров появилось удивительное чувство декоративности, передающее праздничность традиционной росписи.
В наше время художники промысла разрабатывают новый ассортимент изделий: разнообразные кухонные наборы, разделочные доски, декоративные поставки, солонки, хлебницы, сундучки-укладки, ларцы, шкатулки, ложки, игрушки - и по-прежнему украшают их Городецкой росписью.
Создавая изделие, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу же кисточкой выполняет роспись: появляются цветы и деревья, лица кавалеров и барышень, кони и птицы. Линии и краски взрываются ярким фейерверком орнаментов Городецкой росписи.[Пр.2]
Росписи Северной Двины и Мезени.
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись архангельского края - мезенская.
Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. В основе растительного узора пермогорской росписи - гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре часто изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки. Цветовая гамма в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.
Борецкая роспись очень нарядная, помимо основных цветов к ней добавляют золото. Фон обычно белый. Ее элементы - веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.
Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен в основном декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто - охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный. Черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто желтый. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки.
Мезенская роспись отличается особой графичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют только красно-коричневую краску, получаемую из местной глины. Поражает минимальностью изосредств и выразительностью образов. Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с необычайно тонкими ногами, гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей - пышные ветвистые рога), лебеди, сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также применяют различные линии, спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, звездочки.
Народная роспись северодвинских центров и Мезени показывает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. Эти яркие, нарядные росписи были созданы благодаря глубоким традициям школы народного мастерства.[Пр.3]
Керамика.
Гжельская керамика.
В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.
Родина фарфора с синей росписью - Раменский район Подмосковья. Гжель - название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классическим. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образы Гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.
У каждого мастера свой почерк: мазок то уже, то шире, тонкая линия изгибается плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему даже в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.
Кроме посуды гжельские умельцы делают мелкую скульптуру - сценки из жизни и пронизанные юмором композиции: здесь можно увидеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогом самовар, третья пряжу прядет да песни поет. Могут вылепить мастера петушков, коней и даже скульптурные сосуды. А сказочный рыба-кит, на спине которого расположился целый город, может оказаться масленкой или шкатулкой.
Традиции и новизна, красота и польза сочетаются в современных работах гжельских мастеров.[Пр.4]
Скопинская керамика.
Город Скопин Рязанской области издавна славился гончарными изделиями. Из светлой глины здесь делали простую посуду без поливы, так называемые «синюшки». Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах.
Традиции древнего гончарного промысла отразились в произведениях скопинских мастеров. Здесь делали кувшины, кумганы, квасники, жбанчики, украшенные диковинными зверями и птицами, орлов с распростертыми крыльями, коней-свистулек, всадников, медведей-музыкантов. Изделия покрывали зеленой или коричневой глазурью.
Произведения отличает соединение скульптурных образов с формой сосудов. Поражает не только знание традиций древних славян, но и художественная фантазия, помогающая создавать живые образы и пластику.
Народное восприятие мира как единство природы и человека, формы живой и формы предметной получило отражение и в скопинских сосудах. Логика конструкции сочетается с изобразительностью. Разнообразные скульптурные изображения на месте ручек слиты с формой кувшина.
В скопинской керамике в равной мере активны объем и силуэт, поэтому формы монументальны и выразительны независимо от размера сосуда.[Пр.5]
Русская глиняная игрушка.
Дымковская игрушка.
В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбрасывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушки.
Барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством.
Радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.[Пр.6]
Каргопольская игрушка.
Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли каргапольчиком. Так появилось название города Каргополя. Мастера народной глиняной игрушки живут здесь.
Изготавливается она также, как и дымковская. Но образы и роспись другие. Цвета ее не очень яркие, как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: барыня, охотник, гармонист, танцующая пара и другие.
Мастера выбирали понравившиеся им цвета для росписи игрушки: красный, оранжевый, золотистый, желтый, коричневый, болотный малиновый и др.
Птицы с девичьими лицами, медведицы, играющие на гармониках, богатырские кони, сказочные Полканы. Веселый Полкан - богатырь со знаками солнца на груди - символ каргопольской игрушки. Это полуконь-получеловек, поэтому он наделен огромной силой. Вероятно, именно таким был в представлении наших предков богатырь, близкий к божеству древних славян Плихану или Полехану.
Каргопольский орнамент - это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Крест в круге - это солнце. Все элементы имеют древнее символическое значение. Подобные орнаменты можно увидеть на старинных вышивках и росписях.[Пр.7]
Филимоновская игрушка.
Появилась в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из нее лепят, вытягивая форму, поэтому они такие стройные.
Самое удивительное происходит, когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становится белоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновской игрушки связан со старинными символами-оберегами.
Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зеленая, и наоборот, зеленая, красная. Фон желтый. Полоски повторяются, выстраивая выразительный ритм - «тигровость».
Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными частями.
Рябит в глазах полосатое трехцветье, привораживает игрушка особым орнаментальным узорочьем. Нарядно расписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками, цветами.
«Любота» - это знакомые образы - барыня и солдат, они слеплены парой, на одной «земле». Жених с невестой милуются, друг дружкой любуются и пляшут.
Все филимоновские звери - свистульки. Среди персонажей больше домашних животных, коней, собак, баранов, кур и петухов. Характерные черты этих животных: маленькая голова на длинной шее, гибкое тело, ноги-подставки и хвост-свисток.
Искренность и непосредственность, чувство живого есть в каждой вещи независимо от того, большая она или маленькая. Все пронизано красотой.[Пр.8]
Русская деревянная игрушка.
В русской деревянной игрушке сложился сой особый круг традиционных образов, тем и сюжетов. Народная игрушка как сказка - все так, да не так. Это целая область народного творчества, впитавшего ценнейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Это и забава, и одновременно бытовая скульптура, создаваемая по законам пластического искусства.
Народный мастер в совершенстве владеет богатым языком декоративного искусства и использует его в русской деревянной игрушке. Ее отличают выразительные формы и силуэты, разнообразные ритмы, яркие контрасты, гармоничные пропорции.
Точеные, резные и расписные звери, птицы, люди очень обаятельны. Народный умелец выделяет в игрушке лишь самое главное, характерное и типичное. Чаще всего одной меткой деталью мастеру удается выразить характер персонажа, оживить образ.
Главное в народной игрушке - умение сочетать выразительную форму с цветом или фактурой материала. В игрушке из неокрашенного дерева мастер старается показать его естественную красоту, близость к природе. Мастера-игрушечники тонко чувствовали и разнообразно использовали богатые пластические возможности, благородный цвет, выразительную текстуру дерева. Деревянная игрушка красива и декоративна.[Пр.9]
Игрушка русского Севера
В Поморье любили делать куклу «панка» - обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором обобщенно намечены голова с плоской лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотно прижаты к телу, или их нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчик обозначает еще округлость груди или косу. Он заботится о пропорциональности частей и выразительности целого, поэтому даже небольшие фигурки выглядят основательно, монументально и торжественно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5