Рефераты. Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе

Состав группы может быть примерно такой: ведущий, задача которого состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы и привлечь всех членов группы; аналитик задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению, высказываемые взгляды и идеи; протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока; наблюдатель дает оценку участия каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.

Другим типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования. Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря (движения, партии, слоя и др.).

Суть урока такого типа заключается в обсуждении проблем (вопросов) с позиций "очевидцев" событий, как бы абстрагируясь от оценок современных людей, учебников и дополнительной литературы. Часть ребят представляет современных экспертов, и поэтому имеет более поздние оценки исторических событий. Сочетание оценок прошлого времени и современных создает своеобразие данной дискуссии. Группы в этой дискуссии, как правило, довольно большие, поэтому целесообразнее давать задания участникам по рядам.

Целый ряд дискуссионных уроков может быть построен на основе работы ключевой группы сильных ребят и "аудитории". К ним относится занятие по типу "круглого стола", где небольшая группа участников дискуссии обсуждает проблему, весь класс участвует в обмене мнениями. Учитель истории также может провести заседание экспертной группы, где ученики выступают с сообщениями по проблеме, затем весь класс обменивается мнениями об их сообщениях.

При организации дискуссионного занятия учитель должен себе четко представлять его этапы и ход. Вводный этап заключается в подготовке и включении всего класса в дискуссию. На этом этапе формулируется и записывается на доске проблема (тема), намечаются узловые моменты изучения, проговариваются возможные точки зрения. В то же время вводная часть - организационный этап, поэтому здесь определяется регламент проведения дискуссии, правила и условия, проводится инструктаж участников, распределяются роли и раздается необходимый дидактический материал.

Именно во время вводного этапа дискуссии учитель переводит проблемный вопрос в проблемную ситуацию. Это можно сделать различными путями: углублением и расширением проблемного вопроса, поиском новых граней решения проблемного вопроса, сопоставления различных вариантов гипотез и ответов.

Второй, основной этап дискуссии заключается собственно в диалоге учащихся, который должен быть как можно более конструктивным. На этом этапе учитель практически не говорит, лишь поясняет высказывания учеников, если это необходимо. Учитель фиксирует на доске пункты программы обсуждения, делает краткие резюме, подчеркивает различия и сходства между мнениями. Педагог умело "гасит" слишком жаркие споры и дает возможность высказаться каждому ученику.

В то же время учитель держит в поле зрения сам ход дискуссии и оценивает участников. Особое значение придается на этом этапе работе в группах, поэтому учитель должен равномерно по силам распределить учеников и равнозначно им помогать в дискуссии.

На последнем этапе дискуссии подводятся итоги обсуждения. Делается резюме по теме из сказанного; кратко дается обзор полученных фактов и мнений; суммируются обсуждаемые проблемы; обсуждаются пути применения результатов и перспективы изучения темы. Анализируется сам ход обсуждения: учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли оно велось, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на итоговый вывод; выявляются наиболее активные и пассивные участники урока. На этом же этапе выставляются оценки, и дается домашнее задание.

2.3. Методика констатирующего эксперимента

В предыдущих главах данной работы были изложены методические рекомендации к преподаванию истории, охарактеризованы особенности усвоения знаний учащимися шестого класса и пути повышения эффективности преподавания истории Древнего мира.

На примере двух уроков попробуем проследить, каким образом можно применить вышеизложенные теоретические положения (рекомендации) на практике. Запорожец Н.И. Методика обучения истории древнего мира и средних веков. -М.:Просвещение,1984.-С.142.

Комбинированный урок по теме: Искусство Древнего Египта.

Одним из важнейших условий эффективности урока является определение его целей. В данном случае целью урока является:

- раскрыть характерные особенности искусства Древнего Египта, которое отражало занятия населения, социальное и государственное устройство страны, религиозные верования египтян.

- показать, как властвующий класс использовал искусство Древнего Египта для укрепления своей власти.

В развязывании этих задач учитель должен опираться на элементарное знание языка искусства, приобретенного учащимися во время изучения литературы и изобразительного искусства. Таким образом, на практике воплощается в реальность одно из требований преподавания истории - использование в преподавании знаний и умений, полученных учащимися во время изучения других предметов. Использование межкурсовых связей помогает ученикам быстрее овладеть историческими знаниями и умениями работать с историческим материалом, а, следовательно, повышается эффективность преподавания истории.

Следующим структурным элементом урока истории является актуализация опорных знаний учащихся или проверка домашнего задания. В основном опрос следует проводить по материалу предыдущего урока. Учащимся для ответа задаются следующие вопросы, какие научные знания возникли в Древнем Египте? Как они возникли? Какое значение имели научные знания для развития хозяйства страны? Как возникла письменность в Древнем Египте? В чем ее отличие от нашей письменности? и др.

Таким образом, учитель достигает двух целей, во-первых, происходит повторение ранее изученного материала, во-вторых, учитель оценивает знания отдельных учащихся, выясняет, какой объем материала уяснили учащиеся? Какие вопросы вызвали у учащихся затруднение, с чем это связано, и если причиной стали недостатки преподавания, он старается их ликвидировать. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. -М.:Просвещение,1980.-С.98.

Далее приступает к изучению нового материала. Изучение искусства Древнего Египта, можно начать с литературы. Так как некоторые литературные отрывки уже использовались на предыдущих уроках, как источники исторических знаний, учащимся можно предложить назвать жанры литературы Древнего Египта, с которыми они уже ознакомились (сказания, песни, рассказы об увиденном, поучения). Таким образом, реализуется требование об осуществлении повторения ранее изученного материала.

Характерной чертой эффективного урока, является активная познавательная деятельность учащихся на уроке. С целью организовать такую деятельность учитель предлагает ученикам ознакомится с повестью о Синухете и ответить на вопросы: какие стороны жизни Древнего Египта в ней отражены (страх перед фараоном, опасность путешествия по пустыне, захватнические войны, вера в загробную жизнь, строительство гробниц), о каком характере войн она свидетельствует? В чьих интересах велись эти войны? и т.д.

После ознакомления с еще несколькими литературными произведениями Древнего Египта, учитель предлагает учащимся сделать вывод: о чем рассказывает литература Древнего Египта?

Ознакомление с литературой готовит шестиклассников к изучению изобразительного искусства, архитектуры. Как бы ни была важна организация на уроке познавательной деятельности учащихся, ее нельзя противопоставлять устному изложению материала учителем, поэтому важно организовать познавательную деятельность учеников в процессе устного изложения учителем материала. Одним из путей решения этой проблемы является придание рассказу такой формы, которая как бы превращает учащихся из слушателей в "свидетелей", или же "участников" событий и явлений. Из множества приемов конкретизаций, применяемых в процессе устного изложения наиболее приемлемым на данном уроке является рассказ в форме "экскурсии" по Древнему Египту. С этой целью учитель заранее должен подготовить необходимый иллюстративный материал и карту с обозначенными на ней памятниками Древнего Египта.

Поднимаясь вверх по Нилу "проезжаем" мимо памятников. Рассказываем, что во II тысячелетии до н.э. прекратилось строительство пирамид и местом погребения фараонов стали усыпальницы, вырубленные в скалах "Долины царей" на левом берегу Нила, вблизи города Фив. Через узкий, пробитый в скале, проход ведем учеников "на экскурсию" к гробнице.

В гробнице царствует глубокий мрак. Посредством фонаря рассматриваем отдельные ее части, используя при этом иллюстрации. В глубине содержится гроб - саркофаг, в котором лежит мумия. На веке гроба изображено лицо покойника - чтоб "душа" умершего, возвращаясь из суда Осириса, могла найти свое тело.

В темноте виднеется изваяние человека. Это изваяние умершего хозяина гробницы. Иногда фигуру умершего изображали в такой позе, чтоб можно было догадаться, чем он занимался при жизни.

Рассказываем об изображениях на стенах гробницы. Выясняем характерные особенности изображений. Отмечаем, что изваяния рабовладельцев - портретные. Это делалось для того, чтобы душа умершего, возвратившись после суда Осириса, могла найти "свою" мумию или изваяние. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студ. педаго-гич. вузов. - М.: Просвещение, 1983.-С.421.

Египтяне достигли высокого мастерства в портретном изображении человека. Особенно знаменитые скульптурные портреты царицы Нефертити при этом нужно продемонстрировать учащимся подготовленную иллюстрацию. Лица простых людей воспроизводили не очень тщательным образом, но обязательно показывали, что эти люди старательно выполняют работу для своего господина и после его смерти.

Продолжаем "путешествовать". Утверждением безграничности царской власти и всесилия, богов в древнем Египте были храмы.

Проезжая по Нилу, рассматриваем последовательно храмы в Ахетатоне, Фивах, Эдфу и на острове Филе. Отмечаем их общие черты: пилоны и изваяния фараонов перед ними, узкий вход между пилонами, колонный зал храма за которым находится святилище - "дом" богов.

Подъезжаем к пристани. Аллея поставленных на постаменты сфинксов ведет нас к храму, у входа в который стоят колоссальные изваяния фараона (демонстрируем соответствующую иллюстрацию).

Входим в колонный зал. Здесь царит таинственная полутьма, образованная колоссальными каменными колоннами - столбами, которые стоят близко друг от друга и имеют форму пучка папируса или раскрытого лотоса.

Объясняем, что камень в древнем Египте был важнейшим строительным материалом для храмов. Каменные глыбы обрабатывались, им предавали нужную форму; ставили их один на другой, образовывая стены и колонны.

Колонны и стены храмов были покрыты изображениями, которые прославляли фараонов и показывали их наравне с богами.

Заканчиваем "путешествие" в Нубии. Фараон Рамсес II, завоевав эту страну, построил здесь пещерный храм Абу-Симбел. Предлагаем ученикам внимательно рассмотреть на соответствующей иллюстрации всемирно известный храм. Объясняем, что возле ног изваяния фараона изображены его дети, а у подножия стоят живые люди. В сколько раз они меньше изваяния? Изваяния огромные, торжественные. Они призваны передать величие, божественность фараона, нерушимость его власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.