31
47
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА
1. Понятие художественного творчества
2. Особенности художественного творчества дошкольников
3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста
Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Развитие личности ребенка средствами аппликации
2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
4. Материалы и оборудование по аппликации
5. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации
6. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.
Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие художественно - графических умений и навыков;
- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
- воспитание зрительской культуры;
- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Из всего этого вытекает гипотеза: развитию художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.
Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи:
1) Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
2) Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
3) Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
4) Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, их художественно - творческая деятельность.
Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель-ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно-сти, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится твор-ческой личностью.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таин-ством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла за-весу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Вы-готский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).
Творчество в широком смысле - это деятельность, направлен-ная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художе-ственное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объек-тивный характер, поскольку создается то, чего раньше не су-ществовало. Сам же процесс создания имеет субъективную ок-раску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Да-выдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возмож-ности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными сред-ствами деятельности в процессе специально организованного обу-чения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского разви-тия. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основате-ля известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не счи-тал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она явля-ется неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, уме-ние предсказывать и принимать неожиданные решения.
Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучает-ся, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, лите-ратурное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.
Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одарен-ности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расши-рения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.
Творчество дошкольника имеет свои особенности.
Дети делают множество открытий и создают интересный, по-рой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, сти-хотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это пер-вая важная особенность детского творчества.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отли-чается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особен-ность детского творчества.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осозна-ние, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрос-лого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто при-водит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Пара-монова, Г.В.Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ре-бенка наблюдается одновременность сочинительства и исполне-ния (К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особен-но со второй.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6