Рефераты. Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

В сфере досуга преобладают семейный отдых, домашнее хозяйство, чтение. Так интерес к общению с друзьями и приятелями с 65,8% в 14-16 лет снижается до 44,7% в 25-30 лет. Молодежь старшей возрастной категории для содержания своей семьи вынуждена подрабатывать - этому посвящает свое свободное время 15,6% молодых людей 25-30 лет, 24,2% - 20-24 лет, и только 4,1%-147-16 лет. Занятиям на компьютере посвящает свое свободное время в основном учащаяся молодежь возраста 14-16 и 20-24 лет. В свою очередь проводить досуг с семьей предпочитает 51,6% молодых людей старше 25 лет, как правило, состоящих в браке и только 22,7% - 14-16 лет. Молодежь старше 25 лет отличает желание и возможность отдыхать на природе.

Посещение дискотек - это своеобразная отличительная карточка молодежи возраста 14-19 лет. Так проводят свой досуг порядка 30% молодежи этого возраста и только 5,6% - тех, кому 25-30 лет. Достаточно популярным среди молодежи младшей возрастной группы является занятие хобби. В большинстве случаев за любимым занятием проводят свой досуг молодежь в возрасте 14-16 лет(23,8%). Очень часто к этой категории относятся подростки, которые посещают школы дополнительного образования, кружки, секции. В то время как среди молодежи старших возрастных категорий занятие хобби в структуре досуга занимает значительно меньшую долю.

Характер проводимого молодежью досуга во многом определяет и их информационные предпочтения. Основным информационным источником для большинства молодых людей Удмуртии является телевидение (87,4%). Это связано, прежде всего, с тем, что просмотр телепередач, видеофильмов одна из самых распространенных форм досуга молодежи.

Второй по популярности источник получения информации в молодежной среде - газеты, их читает 40,4% молодых людей. Каждый третий молодой человек получает интересующую его информацию, слушая радио (34,1%), каждый пятый - от родственников и друзей(21,1%). Менее распространены такие источники получения информации как иллюстрированные журналы и Интернет(8,8% и 6,2% соответственно). Эти источники не так популярны скорее из-за достаточной дороговизны журналов и отсутствия свободного доступа к сети Интернет и необходимых технических ресурсов у большинства молодежи, как правило, Интернет и журналы являются источниками получения дополнительной, либо специализированной информации.

Большая популярность телевидения на селе и доступность этого информационного источника обуславливает его востребованность среди сельской молодежи(90,4%) в сравнении с г.Ижевском(83,7%). Газеты также занимают значительное место в ряду информационных источников, используемых молодежью, особенно в сельской местности - 49,5%, в городах Удмуртии - 40,6%, г.Ижевске - 33,6%. Радио же напротив более популярно в среде столичной молодежи(38,6%-г.Ижевск, 32,4%-сельская местность). Это связано больше с возможностью ижевчан настроиться на большее число разноформатных радиостанций. Массовое внедрение информационных технологий на предприятиях, в учебных заведениях, достаточная техническая обеспеченность компьютерами, простота подключения к сети обуславливает востребованность Интернета в городах(в г.Ижевске - 14,5%, городах Удмуртии - 5,7%, сельской местности - 4,1%). Иллюстрированные журналы занимают меньшую долю в информационных источниках, используемых молодежью, но в г.Ижевске процент их потребителей в два раза выше, в сравнении с городами и районами Удмуртии. 24,8% молодых людей, проживающих в г.Ижевске, получает информацию от родственников, друзей и знакомых, тогда как в других городах - 17,8%, сельской местности - 19,5%.

Значительных расхождений в половозрастной структуре молодежи, получающих полезную и интересную информацию из телепрограмм, не наблюдается. С возрастом значительно растет количество молодежи, которая читает газеты. Основные потребители радио - информации - молодежь старших возрастных категорий. Чаще слушают радио девушки, чем молодые люди(30,5% против 37,9%). Делятся информацией между собой, с родственниками и друзьями больше девушки(23,4% против 18,8% молодые люди). Влияние на объем получаемой таким образом информации оказывает возраст - круг общения молодежи в период 17-24 лет, как правило, растет, соответственно увеличивается информационный объем. Основными пользователями сети Интернет являются молодые люди, и возраст не определяет возможность и интерес получения информации из этого источника. Иллюстрированные журналы интересны как молодым людям, так и девушкам разного возраста в равной мере.

С возрастом интерес молодежи к телевидению, Интернету, журналам не меняется, зато, в связи с вступлением в период активной социализации, ростом интереса к социальной, политической жизни общества, значительно увеличивается доля молодежи, читающей газеты. Количество молодых радио-слушателей до 25 лет растет, а затем незначительно снижается, уменьшается и доля информации, получаемой от родственников. Приоритетными для молодых людей этого возраста становятся источники с преобладанием больше не развлекательной, а информационно полезной информации.

В сфере свободного времени, досуговой деятельности, как и в труде или учебе, формируется личность, происходит приобщение к ценностям общественной жизни и культуры, поэтому развитие системы отдыха, творческого досуга, оздоровления детей, подростков и молодежи представляет собой один из существенных моментов государственной социальной политики.

Значимую роль в организации досуга молодежи играют детские и молодежные клубы. Целью их работы является привлечение подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда среди молодежи здорового образа жизни, снижение детской и подростковой преступности, сохранение и развитие лучших традиций социальной педагогики, гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания, организация досуга. Детские и подростковые клубы занимаются развитием творчества молодежи, их способностей, созданием условий для самоопределения и самореализации молодых людей.

В целом, в последнее время наблюдается тенденция увеличения количества культурно-досуговых учреждений клубного типа и числа молодежи их посещающих за счет увеличения числа клубов по интересам. Обеспечением и организацией содержательного досуга подростков и молодежи занимаются 26 молодежных центров, объединяющих 102 клуба, находящихся в ведении органов по делам молодежи городов, районов.

Средства массовой информации играют значительную роль в воспитании подрастающего поколения, оставаясь проводником культурных и духовных ценностей.

Молодежная тематика в течение года находила отражение в программах ГТРК «Удмуртия». Информационные выпуски, Вести, Удмуртия на русском и удмуртском языках на 10 и 34 ТВК содержали объективное освещение событий, связанных с молодежью. Важные события, связанные с молодым поколением, нашли свое отражение в выпусках информационных программ «Шаер», «Элькун иворьес», «Песочная,13», «Новости».

Основное вещание творческих объединений «Авторские программы» и «Национальные» программы осуществлялось на 34 телевизионном канале. Среди наиболее популярных передач можно отметить такие как «Ток-шоу», «Осиное гнездо», «Цитата».

Большое внимание уделяется пропаганде спорта среди молодежи: это репортажи со спортивных состязаний, специальный выпуск передачи «Вамыш», «Спорт в жизни человека», программа В.А.Болтышева «Рыбацкий узел». ТРК «Моя Удмуртия» рассказывает о событиях, происходящих в молодежной среде в передачах: «Дороги жизни», «Молодежный канал», «Максимум». В городах и районах Удмуртии в эфир выходят специализированные молодежные программы: «Молодежные вести»(г.Глазов), «Молодежная студия»(г.Можга), «Отдыхай, о-е»(п.Балезино).

В Удмуртии выпускаются следующие молодежные и детские издания: республиканские газеты «Поколение Я», «Зечбур», «Авоська», журналы «Инвожо», «Кизили», а так же молодежные районные газеты: «Мост»(п.Балезино), «Авоська», «Аз, буки»(г.Глазов), « Горизонт»(г.Можга), «Лига-Бум»(с.Сюмси), «С нами лучше»(п.Игра) и другие.

На радио регулярно выходят молодежные программы «Тулпар»(2 раза в месяц по 30 минут), «Егит тулкым»(2 раза в неделю по 15 минут), передача для старшеклассников «Этажи», в которых журналисты ГТРК «Удмуртия» знакомят слушателей с работой подростковых клубов проблемами сельской молодежи. На УКВ - канале «Наше время на Милицейской Волне» выходит еженедельная программа «Графитти», посвященная жизни студенчества, прогрессивной молодежи, их стремлениям, увлечениям, творческим проектам. В городах и районах Удмуртии выходят молодежные радиопередачи: «Пульс»(с.Дебесы), «Школьное эхо»(с.Сюмси), «Поколение NET»(п.Балезино), «Молодежные вести»(с.Алнаши), «Ритм»(п.Кизнер), «Радиосеть»(г.Можга и Можгинский район).

Согласно статистическим данным, характеризующим состояние системы физического воспитания детей и подростков в Удмуртии, подтверждается востребованность физического воспитания, его современный статус. Своеобразие физвоспитания состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности и , как правило, решает проблемы занятости молодежи. Занятие физической культурой и спортом являются одним из основных способов проведения студентами своего свободного времени.

В этой связи работа государственных органов, занимающихся развитием физкультуры и спорта, приобретает огромное значение. Основные усилия физкультурных организаций УР направлены на организацию физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы среди работающей, учащейся и студенческой молодежи.

За период с января по декабрь 2003 года в УР проведено 165 чемпионатов и первенств республики, в том числе 38 чемпионатов и кубков Удмуртии по игровым видам спорта, 110 первенств Удмуртии среди юношей и девушек различных возрастных групп, 25 всероссийских соревнований, 26 неофициальных турниров среди взрослых, юношей и девушек. В чемпионатах и кубках Удмуртии среди взрослых спортсменов принимало участие 3357 мужчин и женщин.

Сегодня молодежи принадлежит доминирующая роль в формировании досуга, тогда как раньше эту функцию решало государство.

Набор досуговых форм существенно отличается в социальных группах в зависимости от возрастных особенностей и сферы занятости. Досуг учащейся молодежи носит более активный характер, предпочтение отдается разнообразным мероприятиям, нацеленным на общение, развлечение и обучение. С переходом к трудовой деятельности досуг молодежи в целом становится более пассивным, «привязанным» к дому, семье и домашним заботам. Тем не менее досуг работающей молодежи может различаться в зависимости от статусной позиции, на которую претендует молодой человек. В среде молодежи высока ценность таких досуговых занятий, как телепросмотр, и занятий, предполагающих общение. Это связано со значительным расширением возможностей и разнообразием «теледосуга», а также с повышением объема и значимости информации в принципе.

В этой связи, досуг является сферой максимального проявления образа жизни молодежи, эмоционального состояния, культурной и других форм деятельности, а динамика его форм - показателем реальных изменений в обществе.

2.3. Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной

субкультуры

В современной России проблемам такой многочисленной группы как молодежь уделяется с каждым годом все большее внимание. В настоящее время в России четвертая часть жителей находятся в возрасте от 14 до 29 лет. При этом Удмуртия не исключение. По последним данным в республике проживает 414990 человек, относящихся к категории молодежи.

Молодые люди в процессе социализации и самореализации личности сталкиваются с большим количеством проблем. При этом как сама социальная группа молодежи, так и проблемы различны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.