11
Актуальность рассмотрения исторического аспекта проблемы детерминирована, прежде всего, тем, что в течение десятилетий государство, общество, непосредственно представители педагогической науки и практики выражали неудовлетворенность качеством и уровнем эффективности функционирования системы отечественного образования в целом и каждым её структурным звеном в отдельности. Рассмотрение избранной проблемы вызвано необходимостью исторической преемственности поколений и важностью обращения к историко-педагогическому наследию, особенно в условиях вступления страны в третье тысячелетие и его первый век - «век образования» (Б.С. Гершунский, Е.Б. Захарова, В.В. Краевский и др.). Среди широкого комплекса инновационных подходов, личностно-ориентированных методик и информационных технологий особую ценность представляют те из них, с помощью которых будут подготовлены высококвалифицированные специалисты-инженеры, соответствующие требованиям современной социокультурной ситуации и учитывающие, что выпускник университета обладает особыми качествами. Одим из отличий университетского образования указал еще в XIX в. Дж. Ст. Миль - «это умение ориентироваться в поле человеческого знания, умение схватывать взаимосвязи между отдельными предметами, особый математический взгляд на вещи, который позволяет действовать с новым и неизвестным, исходя из знания целого». См.: Тупталов Ю.Б. К вопросу о философии образования // Философия образования для XXI века. - М.: Логос, 1992.- С. 104. Фактически в этой цитате выражена мысль о важной роли фундаментальной компоненты в содержании любого образования. Не составляет исключения и инженерное образование. Федоров И. О содержании, структуре и концепции современного инженерного образования.//Alma mater.- 2000.- № 2. - С. 9. В последние годы о фундаментализации высшего инженерного образования говорят на всех уровнях, особенно через призму физического знания, т.к. физика является не только «прародительницей» большинства технических наук, но и представляет собой одну из тех немногих учебных дисциплин, которые формируют научное мышление и научное мировоззрение.
Исторически в России высшие технические школы развивались в тесной связи с естественнонаучными факультетами университетов, что гарантировало серьезную фундаментальную подготовку выпускников. Уровень высшего технического образования в России был очень высок, этот факт признавался специалистами всего мира Федоров И. О содержании, структуре и концепции современного инженерного образования.//Alma mater.- 2000.- № 2. - С. 9.. Исследование логики исторического развития высшего технического образования в контексте педагогики показало, что высшая школа с 20-х годов ХХ века прошла три этапа становления:
- период строительства коммунизма с 1917г. - 1985г. Для данного периода характерно преобладание в системе высшего образования деятельностного подхода на фоне четко выраженной коммунистической идеологизации. Подготовка специалистов носила избыточно прагматический, утилитарный и идеологизированный характер;
период перестройки 1985 г. - начало 90-х. В содержании высшего образования происходит отказ от коммунистической идеологии. Образовавшийся вакуум приводит к потере ценностных ориентиров в области образования, в центре которого стали находиться конкретные, необходимые для успешного ведения профессиональной деятельности, знания, умения, навыки, а не сам человек, его устремления, интересы, личностные особенности;
- современный период - с 90-х годов ХХ века. Понимание необходимости восстановления утраченной традиции сочетания развития личности и профессионального образования. Стратегию высшего технического образования составляет соответствие личности инженера современной социокультурной ситуации, т.е. человек техногенной цивилизации становится смыслом современного инженерного образования.
Следует отметить, что в последние десятилетия наметились отрицательные тенденции снижения роли фундаментальной подготовки в инженерном образовании. Это выражается и в том, что с конца 50-х и до начала 90-х годов XX века объем курса физики в технических вузах уменьшился в среднем вдвое, в 90-е и последующие годы продолжалось его дальнейшее сокращение.
Так еще в середине ХХ А.Ф. Иоффе, уделяя огромное внимание проблеме подготовке молодых специалистов в Политехническом институте, выстроил четкую собственную концепцию преподавания курса физики в высшей технической школе, основные положения которой были им опубликованы еще в 1947 и 1951 гг. А.Ф. Иоффе был уверен, что физику нельзя считать только общеобразовательным предметом. Она должна обогащать и углублять специальное образование. По его мнению, для полноценного преподавания курса физики необходимо учитывать следующее:
-связь научно-исследовательской тематики кафедры физики со спецификой вуза, что привлечет к ней интерес технических кафедр и обеспечит приток аспирантов и оборудования;
- курс и учебник физики приспособить к профилю вуза или специальностей; согласовывать материал с техническими кафедрами, удовлетворять их запросы, но и давать знания по всем разделам физики, тем более актуальным в данный момент;
- кроме общего курса физики должны быть и спецкурсы, согласованные с задачами втуза; лекционный курс (порядка 120 ч) необходимо удвоить.
Изучая процесс взаимодействия физики и технического образования, целесообразно акцентировать внимание на трудах знаменитого физика и педагога советского периода И.В. Савельева. С именем И.В. Савельева связана целая эпоха в преподавании физики в технических вузах нашей страны. Он является создателем и главой оригинальной педагогической школы, фундамент которой - его широко известный трехтомный учебник по курсу общей физики для втузов. Успехи российских специалистов в области физических и технических наук в немалой степени обусловлены тем, что десятки тысяч студентов изучали общую физику по учебнику И. В. Савельева. Педагогическую деятельность в МИФИ И. В. Савельев начал в 1952 г. Под руководством и при непосредственном участии И. В. Савельева на базе факультета экспериментальной и теоретической физики МИФИ был создан факультет повышения квалификации преподавателей физики вузов. Написанный им трехтомный «Курс общей физики» для технических вузов с расширенной программой только на русском языке издавался 9 раз общим тиражом более 4 млн экземпляров.
Вообще советская физика всегда была гордостью нашей страны. Имена А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, Л.Д. Ландау и многих других вписаны в анналы мировой науки. Именно благодаря достижениям физики, Советский Союз в середине прошлого столетия вышел на передовые рубежи научно-технического прогресса. Высокий авторитет фундаментальной физики и успехи в ее практическом использовании были бы невозможны без эффективной системы взаимодействия с техническим образованием, которая реализовалась в вузах и университетах страны.
Но в последней четверти ХХ века число преподавателей, имеющих высшее образование физического профиля, упало до 40%. Сенашко В.С. О преподавании естественнонаучных дисциплин в вузах Российской Федерации / газета «Магистр» - № 7-8 (48-49), июль-август, 1999.
В подавляющем большинстве технических вузов отменены вступительные экзамены по физике, и это произошло на фоне снижения уровня подготовки учащихся по физике в средней школе. Существовала и существует еще одна проблема - это Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, которые разрабатываются на основании «Требований к блоку естественнонаучных дисциплин», снижают число часов, отводимых на изучение физики до (30-40) % от рекомендованного.
Страницы: 1, 2, 3