Рефераты. Анализ организационно-экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном округе

Это связано с тем, что удельный вес ассигнований на образование в расходной части от окружного бюджета составил: в 1996 году - 37,9%, в 1997 - 34,7%, в 1998 - 32,1%, в 1999- 31,9%. Финансирование учреждений образования составляет от 49,7% до 50,5% от потребности и требует своего улучшения до нормативного уровня.

На реализацию Программы в 2001-2005 годы, по оценочному мнению автора настоящей диссертации, потребуется 7041,8 тыс. рублей, в том числе дополнительное привлечение внебюджетных средств в объеме 25,8 тыс. рублей по годам соответственно (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Финансирование окружной целевой программы «Программа развития образования Агинского Бурятского автономного округа на 2001-2005 гг.»

Годы

Бюджетные средства

Внебюджетные средства

Всего средств

2001

850

4,2

854,2

2002

1553,2

4,6

1557,8

2003

1537,2

5,2

1542,4

2004

1464,0

5,6

1469,6

2005

1611,6

6,2

1617,8

Всего

7016

25,8

7041,8

Необходимо отметить, что вопрос финансового обеспечения Программы не статичен и администрация округа намерена не только осуществлять постоянный мониторинг основных параметров, но и корректировать и уточнять бюджет.

По мнению автора, привлечение внебюджетных средств в общее образование Агинского Бурятского автономного округа должно осуществляться, централизованно и децентрализовано. В первом случае, как показывает практика, целесообразно использовать возможности новой отраслевой экономической инфраструктуры, здесь в округе уже накоплен определенный положительный опыт который способствовал привлечению дополнительных внебюджетных средств. Так же была проведена определенная работа по проблемам организации в условиях рынка учебной, учебно-методической, научной, производственной работы в округе. Одним из приоритетных разделов экономической программы является производственно-хозяйственная деятельность - животноводческого, овощеводческого, растениеводческого направления.

Таблица 2.5

Финансовые средства, полученные за счет внебюджетных источников за 2001-2002 учебный год (рублей).

Школа

От деятельности УОУ

От подсобного хозяйства

Спонсорские средства

Коммерческая деятельность

Аренда

Итого

ДСШ

84500

-

18450

12000

1500

116450

ЗСШ

89800

12000

70000

 

 

171800

ЧСШ

20500

6000

32000

 

600

59100

УСШ

15000

10000

65000

 

 

90000

АСШ

27000

4000

 

 

 

31000

ТСШ

50000

 

8000

 

 

58000

БСШ

21000

 

 

 

 

21000

ТоСШ

49000

10680

70000

 

 

129680

ИлОШ

37000

 

 

 

 

37000

А-иОШ

18150

 

 

 

 

18150

ДНШП-сад

22000

 

1500

 

 

23500

КрНШ-сад

1600

 

 

 

 

1600

Итого:

435550

42680

264950

12000

2100

757280

Сегодня внебюджетное финансирование стало реальным фактором ресурсного обеспечения деятельности многих образовательных учреждений, в том числе в области оказания платных образовательных услуг учащимся. В связи возможно порекомендовать как системам, так и управлениям образования выработать экономические программы, бизнес-планы для создания фонда развития учреждений общего образования.

Изучение практики внебюджетного финансирования показало, несмотря на небольшие суммы поступлений от внебюджетной деятельности общеобразовательных учреждений, как правило связанных с оказанием дополнительных платных образовательных услуг, реализации произведенной в учебных мастерских и подсобных хозяйствах товарной продукции, сдачи в аренду помещений, эти средства все-таки оказывают определенную поддержку отрасли. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что все виды деятельности общеобразовательных учреждений по производству и реализации товаров и услуг в настоящее время входят в полосу кризиса и поступления от них повсеместно сокращаются. Это объясняется как насыщением рынка товарной продукцией, так и снижением цен на некоторые ее виды. Та продукция которую школы производят или могут производить в условиях серийного производства обладает достаточно низкими издержками. Кроме того, предпринимательская деятельность учреждений, особенно не связанная с собственным производством - в учебно-производственных мастерских и учебно-опытных хозяйствах, а именно посреднические услуги коммерческим организациям, финансовые операции и операции с ценными бумагами, торговля покупными товарами, при условии, что эти товары намеренно приобретаются с целью перепродажи, в принципе чужда школе, и, как показывает опыт препятствует нормальному проведению в ней учебно - воспитательной работы. Разрешение большинства видов этой деятельности для общеобразовательных учреждений лишь паллиатив, рассчитанный на условия резкого снижения уровня государственного финансирования общего образования и как показывает настоящее исследование являет собой предмет неэффективной прибавочной стоимости.

В России, как известно, развитие системы образования объявлено президентом приоритетным направлением развития общества. Это означает, что оно должно финансироваться лучше или, во всяком случае, не хуже, чем остальные отрасли социальной сферы. Очевидно, что никакой другой субъект отношений в обществе не сможет принять на себя обязательства государства по полному ресурсному обеспечению базового образования в силу ряда причин:

- необходимы значительные ассигнования;

- финансирование не должно зависеть от экономической ситуации и состояния кредитора;

- только заинтересованное участие государства способно обеспечить реальную возможность получения образования всем желающим.

Механизм финансирования общеобразовательного учреждения должен устанавливать равные возможности для получения бюджетных средств и стимулировать образовательные учреждения повышать качество образовательных услуг. В данном случае, по мнению автора работы, бытовое предпринимательство - нонсенс, а забвение технологий социокультурного проектирования и социального менеджмента как средства изыскания большего бюджета просто непростительно.

Проведенный в диссертации анализ экономического положения системы общего образования в Агинском Бурятском автономном округе показывает, что удельный вес расходов на содержание общего образование в бюджете округа за период с 1998 по 2002 годы составляет: 1998 год - 19,3%, 1999 год - 19,7%, 2000 год - 16,5%, 2001 год - 15,3%, 2002 год - 15,2%. Объем финансирования образовательных учреждений в 2002 году составил 85% от потребности и 99% от утвержденного. В сравнении со средним показателем по Читинской области, удельный вес расходов на содержание общего образования в Агинском Бурятском автономном округе ниже среднего областного и составил в 2002 году - 22%.

С изменениями административно-территориального устройства округа районные отделы образования определены как структурные подразделения комитета образования. В связи с малочисленностью аппаратов при комитете образования созданы отделы, включающие специалистов окружных и районных органов управления образованием: программно-целевого управления образованием и мониторинга качества образования; дошкольного и общего образования и кадровой политики, воспитания и дополнительного образования детей, обеспечения прав граждан на образование и социальную защиту детей, развитие организационно-экономического механизма образования.

Эта структурная перестройка в некоторой мере способствовала укреплению взаимосвязи, установлению единых целей и задач, сквозному распределению обязанностей и совершенствованию государственно-общественного и программно-целевого управления. Вся деятельность государственных и общественных органов сосредоточилась на осуществлении государственной и региональной политики в области образования. Однако указанное программно-целевое управление и его реализация явилось проблемой для руководителей образовательных учреждений.

Так например окружная система образования имея необходимую нормативно-правовую основу с целью сохранения единого правового пространства системы образования реализует необходимость в своевременном внесении изменений, дополнений, а так же разработке новых нормативных правовых документов. Внедряются новые формы государственного контроля - регистрация и перерегистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация и инспектирование образовательных учреждений. В этой связи все образовательные учреждения прошли регистрацию и перерегистрацию, стали юридическими лицами. Комитетом образования выданы лицензии на право ведения образовательной деятельности. Выработана региональная технология аттестации. Создана окружная аттестационная и постоянно действующая аккредитационная комиссия. Завершена аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений. Комитетом образования выданы свидетельства об аккредитации.

Как выяснено в ходе исследования проблем в области общего образования не становится меньше, рассмотренные новые формы государственного контроля только внедряются и еще не стали действенными в повышении качества образования. Для совершенствования указанных форм государственного контроля необходимо создание окружной аттестационной службы, осуществляющей совершенствование новых форм контроля в условиях децентрализации управления и расширения самостоятельности образовательных учреждений. Это объясняется тем, что одним из рычагов повышения качества образования является аттестация работников образования, в этой связи увеличивается количество учителей с категориями. Наблюдается устойчивая тенденция досрочного прохождения аттестации. При аттестации и аккредитации образовательных учреждений обнаружено несоответствие конечных результатов и категорий отдельных учителей. Таким образом аттестация учителей еще не стала мощным инструментом, с помощью которого обеспечивается высокое качество образования, а сохраняет черты формализованного подхода, представляется, что создание окружной аттестационной службы поможет решить большую часть обозначенных проблем.

В Агинском Бурятском автономном округе управление качеством образования осуществляется через мониторинг по 5 показателям: здоровье, развитие, воспитанность, обученность, педагогическая деятельность. Это позволяет выявлять тенденции и закономерности изменения результатов, управлять по результатам. В условиях повышения ответственности каждого уровня управления, расширяются и обновляются функции и подходы к управлению, такие как прогнозирование, рефлексивное, мотивационное, сценарное управление, управление инновационной деятельностью и т.д. В этой связи, в целях повышения профессионального уровня управленческих кадров, необходима целевая подготовка руководителей образовательных учреждений и личностно-ориентированное обучение управленческих кадров.

Для решения системообразующих вопросов социально-экономического развития общего образования Агинского Бурятского автономного округа, по мнению автора настоящей диссертации, целесообразно:

- создать новую модель финансирования образования, соответствующую складывающимися в стране новым экономическим отношениям;

- разработать единые нормативы платных образовательных услуг;

- разработать дифференцированные подходы к вопросу финансирования образовательных учреждений из федерального, регионального и муниципального бюджетов с учетом показателей качества образования выпускников;

- предусмотреть разграничение полномочий аттестационных, методических и инспекторских служб при проведении реформы управления качеством образования;

- разработать механизм управления качеством образования на муниципальном уровне.

В качестве основных направлений совершенствования кадровой подсистемы и обеспечения достойной оплаты труда учителей следует осуществить:

- переход на нормативные принципы подушевого финансирования при расчете субвенций из региональных бюджетов для оплаты труда учителей в общем образовании,

- адресные меры поддержки, стимулирующие повышение качества, снижение зон неэффективности в оплате труда,

- переход на новую систему оплаты труда, позволяющий «отвязать» зарплату учителей от аудиторной нагрузки.

В целом, необходимо отметить, что сегодня, стратегической целью окружного комитета социальной политики, в области совершенствования сферы общего образования, является модернизация муниципальной системы образования, обеспечения ее соответствия требованиям времени, социальным и экономическим потребностям развития округа, запросам личности, общества, государства.

Процесс модернизации окружной системы общего образования реализуется с учетом реально складывающейся экономической ситуации в округе, результатов, полученных в ходе педагогических экспериментов, и реализации основных мероприятий муниципальных целевых программ, а также с учетом складывающихся демографических тенденций. При этом стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую семью. Суть изменений в общем образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации общего образования.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.