Успешность использования средств обучения зависит от профессиональной подготовки преподавателя. Умению использовать средства обучения надо повседневно и настойчиво учится.
Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения. Поэтому необходимо разрабатывать и создавать подбор средств обучения к каждой учебной программе предмета, к каждой теме и учебному занятию.
Целесообразно к учебным программам в виде приложения иметь перечень дидактических средств с указанием темы их применения. Разработка дидактических средств требует учета большого количества факторов, влияющих на результат педагогического процесса. Одним из таких факторов (важных) является соответствие компонентов к содержанию изучаемого материала.
Выбор средств обучения на каждое учебное занятие - процесс индивидуально-творческий. Преподаватель технологии должен не только использовать свои знания по данному предмету, но и учитывать особенности учащихся, уровень их подготовленности, отношения к учебному предмету.
Индивидуальный стиль каждого преподавателя и уровень развития учащихся внесут свои коррективы в использование этих средств.
Средства обучения - материально-техническая база (обеспечение). Педагогические средства, как составная часть материально-технического обеспечения - это материальные объекты, предметы. Предназначенные непосредственно для организации и осуществления учебного процесса выполняющие функции развития учащихся.
Учебные средства подразделяются на несколько групп:
- Оборудование учебного заведения - учебная мебель, учебники, учебные пособия;
- Учебно-лабораторное оборудование;
- Учебно-производственное оборудование;
- Учебно-наглядное пособия - плакаты, карты, фотографии, схемы;
- Учебно-производственные средства обучения - учебные планы, программы, карточки, задания, методические рекомендации.
Учебная форма - это устойчивая завершенная организация учебного процесса в единстве его компонентов. Формы через цели, принципы, содержания, методы, средства определяет деятельность учителя и учащихся, их воспитательное отношение.
Все формы в учебном процессе подразделяются по степени сложности.
Простые формы построены на небольшом количестве методов и средств, посвящены одной теме: беседе, экскурсии, экзамену, зачету.
Составные формы - стоят на развитии простых или на их разнообразном сочетании: урок, конкурс профмастерства, конференция.
Комплексные формы - создаются из простых и составных, это дни открытых дверей, недели книги, предметные недели.
Цель:
1. Обучающая:
Закрепить знания учащихся о дизайне интерьера, полученные в 5-7-х классах. Добиться усвоения понятий: шторы, гардины, жалюзи, ламбрекен, занавески, портьеры, карниз. Обеспечить усвоение учащимися основных правил выбора цвета, фактуры материалов для дизайна окна. Формировать навыки дизайна.
2. Развивающая:
Создать условия для развития: творческого мышления, умения применять знания на практике, речь.
3. Воспитательная:
Создать условия для воспитания: интереса к предмету, культуры труда, эстетического вкуса; закрепления у учащихся убеждённости в необходимости коллективного труда и личной ответственности в решении общих проблем.
План:
1. Организационный момент.
2. Повторение:
- Как вы понимаете термин “Интерьер” ? (Интерьер - лат. слово «внутренний». Оформление помещения изнутри.)
- Какова главная задача оформления помещения? (Создание благоприятной среды обитания для всех членов семьи.)
- Перечислите основные требования, предъявляемые к оформлению помещения. (Функциональные - соответствие назначению; эстетические - гармония вещей; гигиенические - тепло, сухо, звукоизоляция, воздухообмен, экологически чистые материалы, чистота.)
- Дизайн каких помещений вы уже изучали. (Кухня, спальня, гостиная.)
Новая тема.
Если “лицо” дома - гостиная, а его “душа” - кухня, то чем можно считать окна?
Правильно окна - “глаза” дома. Сквозь них мы смотрим на мир, а он в свою очередь заглядывает в наш дом - в тот внутренний мир, который каждый строит себе сам.
Домашняя обстановка влияет на душевное состояние всех домочадцев. Создание благоприятной среды обитания для себя и своей семьи - чрезвычайно благородная задача. Она посильна всем, независимо от материального положения. Обстановку в доме творят не деньги, а люди,
В основе оформления интерьера сегодня лежит идея, настроение, чувство. Простота и лаконичность, сочетание всех элементов дизайна помещения сделают ваш дом неповторимым и оригинальным.
1. Украшая окна, мы, прежде всего, украшаем свою жизнь. Конечно, хочется модного и современного, чтобы будило воображение и дарило радость.
Для дизайна окон целесообразно использовать два комплекта занавесей для зимы и лета.
Давайте подумаем, что будем понимать под словом «занавеси» ?
- Шторы - занавеси на окнах из плотных тканей, почти не пропускающих свет, как правило они занимают всю плоскость стены.
- Гардины - это занавеси из прозрачных лёгких тканей, обладающих хорошей светопроницаемостью и способностью рассеивать прямые солнечные лучи.
- Ламбрекен - горизонтальная укороченная занавеска, закрывающая верхнюю часть штор. Высота ламбрекена составляет 1/5 высоты окна (для комнат с высокими потолками).
- Жалюзи - ряд горизонтальных или вертикальных пластин соединённых между собой.
- Занавески (подшторники) - закрывают 1/2 часть окна
- Портьеры - занавеси на дверях из плотной ткани.
Рассмотреть образцы (примеры).
1. Выбор цвета.
Первое впечатление, которое получает человек, входя в квартиру, зависит от того насколько гармонично цветовое решение интерьера. Объясняется это тем, что человек остро реагирует на цветовые зрительные образы. Воспринимая цвет, мы ощущаем тепло или холод, лёгкость, тяжесть, спокойствие или тревогу.
Назовите тёплые и холодные цвета. Как это может быть взаимосвязано с расположением окон относительно сторон света? (Материал изучен в 5 -7-ом классе.)
Интенсивность цвета - это зрительное восприятие яркости. (Показать на плакате). Дети анализируют.
Светлые стены - комната больше.
Темные стены - комната меньше.
Светлая дальняя стена и тёмные боковые - комната длиннее (уже).
Тёмная дальняя стена и светлые боковые - комната короче (шире).
Цветовые сочетания (цветовой круг - плакат).
Гармонично сочетаются цвета близко расположенные в цветовом круге или, наоборот, противоположные.
Цвета со средним интервалом не дают красивых сочетаний.
Пример (разная насыщенность одного и того же цвета; жёлтый +синий, красный + голубовато-зелёный, оранжевый + голубой, жёлто-зелёный + фиолетовый, пурпурный + зелёный).
Одноцветные ткани в помещениях оклеенных обоями с окружением гармонируют легче. Почему?
Подбор тканей для различных помещений (предложения учеников):
- спальня (светлые или тёмные оттенки, пастельные тона с ненавязчивым рисунком);
- детская (ткани яркие, радостных тонов с детским рисунком);
- гостиная (декоративные ткани насыщенных тонов, с рисунком, но сочетающимся с обивкой мебели);
- кухня (ткань легко стирается с небольшим рисунком).
Бархатные ткани мягких тонов придают интерьеру строгость и изысканность. Для отделки можно использовать две разноцветные ткани, гармонирующие или контрастные при условии, что у них одинаковая фактура (пример).
Крепление занавесей очень разнообразно для этого используют карнизы всех видов (струны, штанги, багет, арки, профиль и т. д.).
Аксессуары: кольца, кисти, бахрома, банты и т. д.
1. Задание для практической работы.
Вы все смотрели телепередачу “Квартирный вопрос”. Сейчас каждый из вас побывает в роли человека, который имеет возможность создать новый облик заданному помещению. Класс делится на четыре группы (в каждой примерно по четыре девочки). В группе распределяем роли:
- дизайнер (подбирает по цвету обои, половое покрытие, ткань для занавесей и моделирует их);
- конструктор-технолог (конструирует и изготовляет занавеси);
- мастер отделочник (приклеивает на формат А4 или А3 обои, половое покрытие, крепит занавеси);
- менеджер по закупке (помогает дизайнеру при выборе).
Работа коллективная, основана на взаимопомощи.
Оформить:
- 1 группа - спальня;
- 2 группа - детская;
- 3 группа - гостиная;
- 4 группа - кухня.
Основной акцент на занавеси. Рассмотреть примеры.
5. Практическая работа.
6. Защита работы. Выступление команд. (Обоснование выбора).
7. Подведение итогов.
2. Методика проведения анализа и самоанализа педагогической деятельности
2.1 Методические рекомендации по анализу и самоанализу педагогической деятельности
Эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач - образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Для того, чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи, и свои промахи, найти истоки тех и других, выяснить, были ли они «запрограммированы» на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.
При анализе урока одинаково опасно и самобичевание и самолюбование. Необходимо спокойно восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.
Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содержания и методики учебного предмета, на знание по теории воспитания и обучения, психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков по теме: на какое ранее усвоенное содержание он опирается, как развивает его содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознательного усвоения содержания последующих уроков. Такое рассмотрение урока в целостной системе позволит оценить, правильно ли определена цель данного конкретного урока.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11