Рефераты. Актуальность и принципы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Отбор содержания образования обуславливает и отбор методов обучения, направленных также на общее развитие учащихся, в том числе и на развитие коммуникативных умений.

Глава 2. Опытно - экспериментальна работа по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Модель опытно- экспериментальной работы

Наше исследование велось во 2-м классе, что соответствует основному этапу формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А»,школы № 15 г. Орска Опытно - экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента мы определили ведущую форму общение ребенка со взрослыми.

На формирующем этапе мы учили детей управлять своим поведением, воспитывали выдержку и самоконтроль.

На контрольном этапе мы выявляем, как изменился уровень коммуникативных умений у детей.

2.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

Констатирующий этап.

Цель: определить степень сформированнности у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений.

Методика исследования: методика Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста».

Проведение обследование: Диагностика формы общения проводится следующим образом. Педагог приводит детей в класс, где на столе разложены листки бумаги, на которых следует выполнить определенное задание.

Затем педагог организует ту деятельность, которую требует условие теста. После этого детям предлагается на выбор один из предложенных типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно продумать задание, а затем выполнить.

Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждого нового задания педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола.

Таким образом, в конце обследования будет заполнено три протокола на каждую ситуацию.

Обработка результатов:

Во всех ситуациях подсчитываются общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов:

Низкий уровень (ситуативно-деловая форма общения) - 0-9 баллов;

Средний уровень (внеситуативно-познавательная форма общения) - 10-13 баллов.

Высокий уровень (внеситуативно-личностная форма общения) - 14-17 баллов.

Во время проведения эксперимента дети, в количестве 21 человека, были спокойны. В ходе проведения методики было выявлено, что 8 детей обладают ситуативно-деловой формой общения, для этих детей важна совместная игра, их не привлекало чтение книг, беседа на личные темы; детей обладают внеситуативно-познавательной формой общения, они 5 выбрали чтение книги; 9 детей обладают внеситуативно-личностным общением, для них более интересна беседа на личные темы. Результаты были выведены по следующей форме.

1. Порядок выполнения задания

1 2 3

2. Основной объект внимания

1 2 3

Одиночные параллельные диагональные линии линии конфигурации

3 5 2

3. Комфортность состояния

свобода поведения (1) + интерес к опыту (1) +

эмоциональная вовлеченность (1)

в игре при чтении в процессе

беседы

5+3=8 2+3= 5 6+2=8

4. Особенности изображения

точно неиспользованное S-образные

по образцу пространство линии

3 6 2

5. Средства общения

предметно- действенные речевые

8 13

2.3. Определение сформированнности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений.

Формирующий этап

Цель:

- выработать стратегию воспитания, способствующую формированию коммуникативных навыков у младших школьников, обучающихся по системе Л.В.Занкова;

- организовать работу с учащимися согласно выбранной стратегии.

Методика:

- проект «Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников»

В практике школы существует противоречие между потребностями ребенка в общении со сверстниками и направленностью в обучении в основном в развитии интеллекта личности. При этом недооценивается важность коммуникативных умений школьника.

А ведь работа с детьми в этом направлении - необходимое условие развития общения. Это определило этапы работы.

Этапы реализации и программные мероприятия:

1) психолого-педагогическая диагностика учащихся (готовность к школьному обучению, уровень воспитанности, социометрический статус в классе, характер отношения к учебным предметам и т.д);

2) заполнение таблицы учета индивидуально-типологических особенностей учащихся;

3) постановка комплексных воспитательных задач;

4) выбор методов и форм учебно- воспитательной работы;

а) подготовка и проведение коллективных творческих праздников:

б) организация и поддержание учебного диалога на уроках (уроки -концерты, уроки турниры, парная и групповая работа и т.д.);

5) обсуждение динамики развития учащихся:

6) вовлечение родителей учащихся в коллективе класса;

- успешная адаптация учащихся в коллективе класса;

- проявление заботливого отношения к людям, дисциплинированность;

- проявление творческой активности и широкого кругозора;

- появление потребности в самоизменении и саморазвитии;

- высокая результативность обучения;

- положительное отношение учащихся к школе и отдельным учебным предметам и т.д.

В построении учебно-воспитателного процесса мы пытались соединить идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в программеЛ.В.Занкова. Эта программа наряду с развитием теоретического мышления представляет учителю большие возможности для совершенствования ряда процессуальных коммуникативных умений учащихся: слушать учителя и товарища по классу; беседовать с одноклассником в паре; вести обсуждение в малой группе; высказывать перед классом мнение этой группы по тому или иному вопросу; слаженно давать ответ хором и понимать где нужно отвечать индивидуально и т.д.

Как показывает практика, в 1- 2-ом классе, помимо процессуальных умений, многим учащимся необходимы специальные упражнения для овладение следующими базовыми коммуникативными умениями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различных ситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу; отказывать в адекватной форме, когда это потребуется.

Многим приходилось напоминать, что нужно здороваться со всеми входя в класс. Иногда вместо напоминания здоровались первыми взрослые и замечали, что постепенно ребята осваивают эту норму вежливости. Их коммуникативные умения незаметно развивались и отрабатывались также на факультативных занятиях и при подготовке к праздникам. Для использовались уроки чтения, особенно внеклассного, а также коммуникативные игры, такие как «Типы текстов», где главные герои - сказочные персонажи. Например: Карлсон, Малыш, фрекен Бок.

Итогом нашей совместной работы в первой четверти 2-го класса был урок праздник «Моя осень», подготовка которого состояла из нескольких этапов:

1. выразительное чтение стихотворений об осени, подготовленных дома по собственному выбору или по выбору родителей;

2. подготовка выставки групповых работ из природного материала на тему «Осенний лес» и выставки осенних пейзажов.

3. подготовка музыкальных номеров к празднику, как на уроках музыки, так и самостоятельно.

4. подбор хоровых игр, соответствующих теме праздника.

5. приглашение родителей на праздник, изготовление пригласительных билетов на уроках труда.

В ходе самого урока - праздника чтение детских стихов сочеталось с пением и игрой на музыкальных инструментах и общими играми, в которых участвовали дети вместе с родителями.

«Праздник дружбы с книгой», котрый мы устроили в стенах детской библиотеки имени А.С. Пушкина и пригласили на него родителей и учеников соседнего класса. Праздник проходил в форме игры путешествия в страну Грамматики. Дети встречались со сказочными героями ( их роли исполняли пятиклассники), показывали свои знания королеве грамматики и получали от нее разрешение стать читателями библиотеки. Первоклассники не только познакомились с правилами поведения в библиотеки, но ближе узнали друг друга. Родители увидели детей в новой обстановке, оценили их успехи и достижения, особенности общения с одноклассниками, получили информацию о работе библиотеки. Многие родители, а постепенно и учащиеся в сопровождении родителей стали посещать данную и школьную библиотеку.

При подготовки новогоднего праздника за основу была взята русская народная сказка «Морозко». По ее сюжету ранее проводилась серия театральных игр, а потом была приготовлена инсценировка для новогоднего представления.

Очень ярким и эмоциональным получился праздник «Мамин день». Он проходил в форме урока концерта, подготовленного совместно с учителем музыки и преподавателем ритмики.

На уроках развития речи ребята написали о маме и бабушке небольшие сочинения, оформили их своими рисунками. На уроках внеклассного чтения готовились выразительно читать стихи, с учителем музыки обсуждался характер и тематика музыкальных номеров, выстраивалась общая канва праздника, но совместных репетиций праздника не проводилось, поэтому подробности и детали возникали у учащихся на глазах. Это создавало особый настрой вовлеченности у ребят. В конце праздника мамы и бабушки получили в подарок красивые корзины с цветами - дети изготовили их на уроках труда.

Конечно как в любом самом обычном 2-м классе, были трудности в обучении отдельных учащихся. Но все мы - и дети, и родители, и учителя - чувствовали, что общими усилиями сможем сделать многое. Результаты работы по русскому языку порадовали: 8 учеников написали диктант без ошибок, и класс в общем справился с работой успешнее изначально подготовленных учащихся параллельных классов. Изучение отношения учеников к математике и русскому языку в нашем классе по данным нашего психолога показало, что 70% учеником показывают положительное отношение к изучению этих предметов. Это выше чем отношение к ним в параллельных классах с традиционной системой учебно-воспитательной работы.

Подавляющее большинство ребят полюбили чтение, многие научились читать выразительно. Главное - учащиеся поверили в свои силы. Один из учеников поделился со своими родителями: «Я читаю еще очень медленно, но учительница сказала, что я молодец, потому что раньше совсем плохо читал, а теперь умею и скоро научусь еще лучше». И через каких-нибудь полгода он действительно сильно преуспел. Многим ребятам удалось стать успешнее в учебе, поскольку все алгоритмы действий с учебным материалом сначала изучались на наглядно-действенной основе, затем неоднократно проговаривались вслух и лишь, потом давались для самостоятельного применения.

Изменились и отношения ребят между собой. К концу учебного года 6 человек из класса значительно улучшили свой социометрический статус. дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Этому во многом способствовала игра - соревнование « Какие мы дежурные».

Для проведения этой игры весь класс разделился на 5 групп (по желанию). Каждая группа выбрала себе название, получила место на экране соревнования, были определенны дни дежурства в классе и школе. Командир выбирался каждую неделю заново и наравне с остальными участвовал в дежурстве. В начале каждого дежурства командир давал своему классу краткий отчет об итогах прошедшего дежурства. Класс на экране оценивал цветом работу дежурных. После этого новый состав дежурных выбирал командира и распределял обязанности на текущий день. Такая организация дежурства - эффективный способ тренировки различных коммуникативных умений.

Праздничный вечер «Переход в третий класс» показал эффективность предлагаемой нами системы учебно - воспитательной работы. На этом празднике мы увидели, насколько вырос уровень творческой активности и самостоятельности учащихся, дети научились слушать друг друга и выступать перед большой аудиторией, расширили круг их интересов. Каждый ученик к празднику готовил стихи по своему выбору, мог выступить с творческим номером в любом жанре.

Трудная, но интересная совместная работа детей и взрослых по реализации проекта помогла нам всем научиться лучше понимать себя, друг друга и окружающую жизнь.

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Цель: выявить, как изменился уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе проведения методики на определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми на констатирующем этапе, у детей преобладала ситуативно-деловая форма общения - 8 детей, внеситуативно-познавательная форма общения - 5 детей, и только у 9 детей - внеситуативно-личностная форма общения.

На формирующем этапе была проведена работа по реализации проекта «Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников».

На контрольном этапе было проведено повторное тестирование по методике Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста», в процессе которого были выявлены следующие результаты. Дети были спокойны и активны, 5 детей обладают ситуативно-деловой формой общения, поведение 7 детей соответствует внеситуативно-познавательному общению; и 10 детей предпочли внеситуативно-личностное общение. В сводной таблице видно, что специально организованные и систематически проводимые занятия способствуют повышению уровня коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

этапы исследования

формы общения

ситуативно-деловая

внеситуативно-познавательное

внеситуативно-личностное

констатирующий

8

5

9

контрольный

5

7

10

В процентном содержании это выглядит так:

этапы исследования

формы общения

ситуативно-деловое

внеситуативно-познавательное

внеситуативно-личностное

констатирующий

36%

24%

40%

контрольный

29%

28%%

43%

Представим это в диаграмме :

Заключение

В настоящее время школы переходят на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития ее природных потенциалов. В центре внимания педагогов - уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальному проявлению своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта.

Предложенный нами проект по развитию коммуникативных умений у младших школьников наглядно помог нам убедиться в том, что работа с детьми в этом направлении представляет личностно-ориентированные технологии, характеризующие сотрудничество участников педагогического процесса, демократизм, равенство и равноценное партнерство не только самих детей, но и детей со взрослыми. Такой подход способствует развитию коммуникативных умений школьников, что подкрепляется программой обучения по системе Л.В.Занкова, которая также ориентирована на развитие, прежде всего личности ребенка, его потенциальных возможностей.

Исследовательская работа, проведенная нами показала, что проект, выбранный нами для работы с детьми, оказался достаточно продуктивным, о чем говорят результаты исследования.

Следовательно, цели и задачи, поставленные нами в начале работы полностью достигнуты и решены, а это подтверждает гипотезу о том, что о том, что уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников зависит от правильно организованной и систематической работы в данном направлении.

Список литературы

1. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я и др. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения. - М.: Просвещение, 1993

2. Блонский П.П. избранные педагогические и психологические сочинения // Т.2 . - М.: Наука, 2005

3. Жаленко Е.М. Уроки мышления методические рекомендации. - Оренбург, 1991

4. Занков Л.В. Содружество ученого и учителя: Беседы с учителями / Состав. М.В.Зверева, Н.К.Индик. - М.: Просвещение, 1991

5. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008

6. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Посвещение, 1993

7. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

8. Мостова О.Н. Ребенок в кризисе // «Начальная школа + до и после» №6, 2007

9. Немов Р. Психология учебник// Т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 1999

10. Сухомлинский Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа, 2008

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.