Рефераты. Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения

Так, работа по повышению двигательной активности должна учитывать половую принадлежность ребенка и данный учет половых особенностей можно вести по нескольким направлениям: подбор двигательных действий, нормирование физической нагрузки, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, взаимодействие в процессе выполнения двигательных действий, требования к выполнению двигательного действия, инвентарь и оборудование., расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния. Хочется заметить, что учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что двигательная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и есть необходимость более пристального внимания со стороны взрослых к её оптимизации в дошкольном детстве с учетом сезонных, индивидуально-биоритмических колебаний, индивидуально-типологических и психофизических характеристик, климато-экологических особенностей места проживания ребенка и его половой принадлежности.

Особенности работы с детьми, имеющими нарушение зрения, по оптимизации их двигательной активности

Работа по оптимизации двигательной активности у детей с нарушенным зрением имеет свои особенности, которые определяются психофизическим состоянием детей выделенной категории, т.е. особенностью их дефекта.

В своей работе по оптимизации двигательной активности детей выделяю два направления:

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Совершенствование двигательных навыков, необходимых для развития крупной моторики.

Эти направления реализую через совершенствование развивающей двигательной среды.

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка. Серьезность вторичных отклонений и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения, и когда началась коррекционная работа.

Совершенствование состояния мелкой моторики и осязательной функции.

Между зрением и осязанием, как известно, много общего - с точки зрения той информации, которую они дают. Еще Павлов отмечал, что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание. У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения. Подобную коррекционную работу провожу на специальных (индивидуальных и подгрупповых) коррекционных занятиях и коррекционные упражнения включаю в содержание различных занятий (ИЗО, физкультура, развитие речи и т.д.), в играх.

На индивидуальных занятиях учу ребенка рациональным приемам обследования предметов - работать обеими руками. Руки действуют несинхронно, если это не симметричный предмет: правая рука действует как поисковая, а левая - как контролирующая.

Первый этап - ознакомление, беглое обследование.

Второй этап - выделение существенных, главных признаков обследуемого объекта, его частей и их расположения относительно друг друга.

При обследовании путем осязания обязательно обговариваем последовательность движения рук, используем ощупывание, нажатие, постукивание об стол, при этом характеризуем качества и свойства предмета (мягкий, жесткий, гладкий и т.д.). для закрепления навыков осязательного восприятия играем в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь, что там лежит», « Найди такое же (жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной ( круглой, квадратной и т.п.) формы».

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.

Лепка. Во время лепки особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движение руки пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования.

Аппликационная лепка. Она очень нравится детям. Пластилин размазывается до контуров заранее нанесенного рисунка, затем его поверхность выравнивается, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Мозаика и конструкторы Также развивают мелкую моторику и осязание. Я использую мозаики, конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети учатся сортировать фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, простые узоры., также выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки в разных направлениях.

Работа со штампами. Штамп - это карандаш со срезанным под углом 45 градусов ластиком на другом его конце. Работа со штампами проводится с детьми с низким или средним уровнем развития моторики. В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение - расслабление - напряжение), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки к письму.

Ниткопись.. Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета. Яркая ворсистая нитка хорошо держится на бархатной бумаге. Она также легко отделяется от нее, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Дети с низким уровнем развития моторики сначала выкладывают нитку с трафаретам, потом без них, проявляя фантазию.

На занятиях, в свободной деятельности использую также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки, работаем с природным материалом, с бумагой, вышиваем на картоне, пришиваем пуговицы.

У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормально видящих сверстников, как уже было сказано, можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений - это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Система коррекционно-педагогической работы направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности. Необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза, поэтому я включаю в ежедневную работу специальные зрительно-восстановительные упражнения.

В своей работе над мелкой моторикой пальцев рук активно использую возможности пальчиковых игр, которые позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Подобные игры организую в вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха; пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.

Совершенствование двигательных навыков, необходимых для развития крупной моторики

В детском саду имеются все условия для обеспечения оптимального уровня двигательной активности детей на занятиях: специально оборудован спортивный зал, в котором расположены спортивные комплексы, гимнастические стенки, тренажеры, мячи-хопы, гимнастические скамейки и другой крупный и мелкий спортивный инвентарь.

Методика физкультурных занятий в возрастной группе учитывает величину необходимой физической нагрузки, которая определяется исходя из показателей индивидуального развития и психофизического состояния здоровья каждого ребенка. На каждом занятии решаются, все задачи воспитания: оздоровительные, воспитательные, образовательные и коррекционные.

Физическое развитие не ограничивается только физкультурными занятиями, он присутствует и в других видах детской деятельности - играх, на прогулке и т.д.

Правильно организованный двигательный режим для детей выделенной категории определяет формы физической нагрузки. При этом учитываем: общее количество времени для активных движений в режиме дня; время двигательной активности в каждом режимном отрезке; интерес и доступность для детей разных видов движений; дозировку упражнений в зависимости от особенностей зрения и двигательной подготовленности детей; принцип чередования общеразвивающих и коррекционных упражнений.

При организации двигательной активности детей учитываются наиболее приемлемые режимные моменты: утренняя гимнастика - 10 минут; утренняя прогулка- -- 1 час; перед занятием - игра статического характера- 5 минут; физминутки в сочетании со зрительными упражнениями - 5-7 минут (см. Приложение 1); игры между занятиями 10-15 минут; занятия двигательного характера - музыкальное, физкультурное - 20-25 минут; дневная прогулка- 1,5 часа; ритмические упражнения после дневного сна; игры после полдника; коррегирующие упражнения на ориентировку в пространстве - 15 минут; вечерняя прогулка (в теплое время года)

В режиме двигательной активности учитывается коррекционная направленность задач. Так, на утренней прогулке - индивидуальные упражнения на координацию движений и ориентировку в пространстве; в подвижных играх упражняем в развитии зрительного и слухового восприятия, а также способствуем развитию внимания, быстроте реакции; проводим гимнастику для мелкой мускулатуры рук, сочетая их с закаливающими процедурами или упражнениями на развитие правильной осанки.

В группе разработан режим двигательной активности детей с этой целью подобраны соответствующие подвижные игры на неделю с различными атрибутами (комплектом скакалок, вертушки, сулгтанчики, массажеры, кегли; мячи разных размеров, кольцебросы, мишени, ракетки для тенниса).

Учитывая, что одной из типичных проблем в коррекционной работе с детьми, имеющими зрительную патологию, является их рассеянное внимание, которое проявляется в недостаточности развития способности концентрации на одном предмете и удерживании его в поле зрение продолжительное время активно использую цвет, который повышает их двигательную активность. Так, например, дается задание девочкам - «Собрать мячи только розового цвета», или при ходьбе и беге - «Наступать только на белые метки», при лазании - «Попади в желтый обруч», при подлезании - «Пролезь только под зелеными шнурами».

В группе для повышения двигательной активности детей имеются: напольные шахматы и классики; контуры для ходьбы и бега; контуры для развития мелкой мускулатуры рук; дорожки из пуговиц, пробок и бутылок; дорожки для бега по типу «зигзаг»; для ходьбы на четвереньках «ладошки», «следы», геометрические фигуры с кружками для пальцев; активно используем возможности цветных палочек. Цветные палочки - комплект поролоновых палочек (16 штук, толщиной 2x2 см, длиной 45 см), обтянутых тканью разного цвета (четыре желтых, четыре зеленых, четыре красных, четыре синих); к обоим концам каждой палочки пришиты липучки; они легко трансформируются (принимают разные формы), занимают немного места при хранении, вызывают у детей желание выполнять различные движения и действия. Они прочны, гигиеничны, легки.(см. Примерные упражнения с цветными палочками в Приложении 2).

В любое время года, на улице провожу с детьми подвижные игры, игры-эстафеты, игры-соревнования, развлечения, спортивные праздники.

Одним из направлений по оптимизации двигательной активности детей является работа с родителями. С этой целью оформлен физкультурный уголок, где представлены консультации для родителей по вопросам оздоровления детей, поддержания здорового образа жизни. В ходе работы по преемственности в оздоровлении, обучении и воспитании детей между детским садом и семьей провожу спортивные праздники с участием родителями, где они принимают непосредственное участие.

Результаты работы по оптимизации двигательной активности детей с нарушением зрения

Эффективность проводимой мною работы по оптимизации двигательной активности у детей, имеющих нарушения зрения, подтверждают результаты физического развития детей 1 средней группы.

Диаграмма 1.

Так, из представленной диаграммы видна положительная динамика в состоянии физического развития детей выделенной группы: (соответственно данные за СЕНТЯБРЬ И АПРЕЛЬ, 2004-05 уч.года) изменились показатели высокого уровня физического развития, он вырос с 0 до 7% (1 человек), среднего уровня - с 29% (4 человека) до 86% (12 человек), показатель низкого уровня снизился с 71% (10 человек) до 7% (1 человека).

Хотелось бы заметить, что для подтверждения эффективности моей работы представлены результаты физического развития детей за прошлый 2004-05 учебный год, т.к. в настоящем 2005-06 учебном году значительно изменился контингент детей группы (поменялся частично списочный состав) именно поэтому считаю нецелесообразным сравнивать результаты работы за прошлый год с нынешним, т.к. детей стоит сравнивать относительно их самих.

В СЕНТЯБРЕ, нынешнего 2005-06 уч.года - была проведена диагностика физического развития детей: высокий уровень - 27% (3 человека), средний уровень - 27%( 3 человека), низкий уровень -46% ( 5 человек). С детьми будет продолжаться работа по оптимизации их двигательной активности с целью оздоровления и развития их физических качеств.

Библиография

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993

2. Бочарова Н. Физкультурно-оздоровительные праздники в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.46

3. Верстаков П.В. Нетрадиционные методы закаливания на Севере.Т., 1997.

4. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.114.

5. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения. // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.75

6. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.28

7. Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.39

8. Кудрявцева В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.80

9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М., 1997

10. Мазанова А. Цветные палочки. // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.42

11. Маханева М. Воспитание здорового ребенка. // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.46

12. Прищепа С., Попкова Н. Как диагностировать физическую подготовленность дошкольника.//Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.37

13. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М.. 1979.

14. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М., 2003

15. Филиппова С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки! // Дошкольное воспитание. 2002 , №6 с.31

16. Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2004 , №1 с.33

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.