Уровень развития ХП учащихся за период... (2000/2001 учебный год)
Определив уровень развития художественного потенциала, можно сравнить его с показателем через определенное время (четверть, полугодие, учебный год), отследить динамику, увидеть причины повышения или снижения уровня ХП, сопоставить с качеством обучения, спрогнозировать дальнейшие перспективы работы в данном направлении с отдельным классом и каждым учеником.
Комплекс творческих работ, предлагаемых для выполнения учащимися (по их желанию), может включать такие виды: выполнение рисунков; составление коллекций; изготовление объемных моделей, поделок из природного материала; сочинение стихотворений и загадок на биологическую тему; составление книг рекордов ("Растения", "Птицы" и др.); подготовка сообщений; участие в биологической игре и т.д. Этот комплекс определяется учителем, равномерно распределяется на весь учебный год (до 12--15 наименований работ в год).
Произведения искусства, применение которых целесообразно на уроках биологии для формирования художественного потенциала: произведения литературы (поэзии, прозы, научно-популярной литературы), изобразительного искусства (пейзажи, работы художников-анималистов); музыкальные произведения; средства телевидения ("домашний кинотеатр").
Примеры произведений изобразительного искусства, которые соответствуют предмету "Биология"
Пейзажное искусство (альбомы репродукций):
1. Левитан И.И. "Озеро", "Сумерки", "Золотая осень", "Март", "Одуванчики", "Луг на опушке"
2. Шишкин И.А. "Лесные дали", "Утро в сосновом лесу", "Рожь", "Дубы", "Корабельная роща", "Первая зелень", "Полевые цветы"
3. Саврасов А.К. "Грачи прилетели" и др.
4. Рылов А.А. "Зеленый шум"
5. Куинджи А.И. "Березовая роща", "Пятна лунного света в лесу"
6. Грабарь И.Э. "День инея", "Белая зима", "Грачиные гнезда"
7. Васильев Ф.А. "Облака", "Перед дождем", "Осень. Болото в лесу"
8. Яблонская Т.Н. "Хлеб" и т.д.
Работы художников-анималистов:
1. Чарушин И. Иллюстрации животных в энциклопедиях.
2. Капустина Н. Серия открыток "Бабочки", "Жуки".
3. Мериан М.С. Иллюстрации в книгах Гофмана.
Музыкальные произведения:
1. Римский-Корсаков Н.А. "Сказка о царе Салтане".
2. Скрябин Н. "Поэма огня".
3. Чайковский П.И. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик", "Времена года", "Май. Белые ночи".
4. Ильин В. "В космическую даль".
5. "Звуки природы" (сборник).
6. "Колыбельная для кита"
7. Бетховен "Лунная соната".
8. Глинка М. "Жаворонок".
9. Зиринг В. "В лесу".
10. "Голоса птиц в природе" (серия грамзаписей, аудиозаписей).
Средства телевидения: телепередачи о природе Земли (домашние животные)
Глава 3. Использование литературных произведений на уроках биологии
Человеческое искание истины не может быть без человеческих эмоций. Учение в школе - тот же поиск истины. И кто как не мы, учителя, должны дать эмоциональный заряд молодому человеку на всю жизнь. Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех учащихся. В этих условиях у современного школьника порой труднее, чем у школьника недалёкого прошлого, вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть те чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это нас, педагогов, обязывает искать пути, методы, приёмы, которые позволили бы в будничную учебную работу привнести элементы высокой одухотворённости.
Поэтому учителя и выбирают себе в союзники литературу, живопись, историю, географию. Преподавание литературы и истории, географии, биологии и других предметов происходит часто изолированно друг от друга. Поэтому ученики воспринимают каждую науку особенно от других. Хотя изучение школьных предметов, по сути дела, должно сформировать у детей целостный взгляд на мир. Эту проблему призваны решить так называемые интегрированные уроки, объединяющие несколько предметов и рассматривающие ту или иную проблему под разными углами или с разных точек зрения. Другим способом является включение в урок отдельных элементов, относящихся к другому предмету, но служащих иллюстрацией к той или иной теме. Органично вплетённые в ткань уроков художественное слово или картины родной природы позволяют воздействовать на эмоциональный мир школьника, позволяют учащимся глубже почувствовать красоту природы, величие человека, острее воспринять материал как об отрицательном воздействии человека на природу, так и о положительном его влиянии. Всё это рождает и укрепляет любовь к своей родине, ответственность за её судьбу, то есть способствует развитию эстетических взглядов и художественного вкуса у ученика. Приступая к планированию, обязательно анализирую содержание каждого урока с точки зрения допустимости и возможности включения в него литературы, музыки и материала других предметов. К каждому вычлененному с этих позиций уроку подбираются соответствующие эпиграфы, стихи, отрывки из художественной прозы. Все эти элементы композиции урока должны вызвать эмоциональный подъём у учащихся, но и создавать ту эмоциональную атмосферу, которая способствовала бы более глубокому восприятию и осознанию школьниками учебного материала, их эстетическому и нравственному совершенствованию. Так, не каждые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках, могут быть использованы при обсуждении различных вопросов на уроках биологии. К числу тем, где также используются литературные произведения, можно отнести и темы из общей биологии. Так, тема "Биосфера и человек", к которой я выбрала девиз "Природа, Родина, мы". Этот девиз - ключ к пониманию ребятами этой темы. Проводя урок, на котором рассматривали взаимосвязи природы и общества, проблемы охраны природной среды в теме "Биосфера и человек", предпосылаю ему эпиграф, слова Карла Маркса "Культура, - если она развивается стихийно, а не направляется созидательно, - оставляет после себя пустыню". Также можно взять и строку из стихотворения Евгения Евтушенко:
…Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Так, например, начиная изучение с ребятами темы "Саморегуляция в биогеценозе", я читаю в самом начале объяснения стихи Юлии Друниной:
Кто видел енисейские дали, тот о них не забудет нигде,
А деревья вокруг умирали по пояс в воде.
Почернела листва, облетела, запах тлена и мёртвый плеск,
Кто-то трезвый, могучий, смелый порешил затопить здесь лес,
И боролись за жизнь великаны, хотя была неизбежна смерть,
Было страшно и больно, и страшно на агонию эту смотреть.
Было больно, но всё-таки взгляда я от них не могла отвести,
Мне твердили: "Так нужно, так надо, жаль, но нету другого пути…
Эти стихи можно применить и в создании проблемной ситуации в начале урока. На уроках анатомии, физиологии человека в 9 классе также могут быть использованы отрывки из литературных произведений. Так, рассказ Ю. Григорьевича "Гуттаперчивый мальчик" служит прекрасной иллюстрацией к теме "Железы внутренней секреции", так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение выработки кальцитонита, снижающего концентрацию кальция в крови. Этот элемент "вымывается из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, "закручивать" ноги, руки. Именно это и мог делать "гуттаперчивый мальчик". При изучении функций собственно щитовидной железы уместно будет вспомнить известную повесть А. Кронина "Цитадель", в которой блестяще описывается заболевание, связанное с недостатком гормона щитовидной железы - тироксина: "Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели, исказились. Лицо имело отёчный вид, ноздри расширены…
Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то непонятное. Потом… разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой". Данное заболевание носит название миксидема, что при дословном переводе с греческого означает "слизистый отёк". Другое отклонение в деятельности щитовидной железы может быть проиллюстрировано рассказом Тургенева "Живые мощи". Внешность одного из персонажей, крестьянки Лукерьи, претерпевает сильные изменения. Из молодой красивой женщины она за короткий промежуток времени превращается в странного вида существо, в котором даже трудно узнать человека: "Голова совершенно высокая, одноцветная, бронзовая - ни дать ни взять икона старинного письма; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза… У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, две крошечных руки тоже бронзового цвета…". Причиной этих изменений стала полученная Лукерьей травма головы, после которой и появились определённые симптомы. Сочетание увиденных признаков позволяет предположить, что нарушение работы гипофиза привело к гиперфункции щитовидной железы, выразившейся в таком заболевании, как гипертиреоз. Литературные произведения могут быть с успехом использованы и в других темах по анатомии и физиологии человека. К примеру, разбирая с учениками такое понятие, как иммунитет, следует обратить внимание на то, что к теме инфекционных заболеваний, и проще всего к таким, как оспа и холера, обращались многие русские писатели. Об этих заболеваниях упоминается в пьесе "На дне", повестях "Фома Гордеев" и "Детство" Горького, "В братьях Карамазовых" Достоевского; интересна в этом плане повесть Н. Лескова "Несмертельный Голова", в которой мы сталкиваемся с примером врождённого иммунитета: "Может быть, это была сибирская язва, может быть, какая-нибудь другая язва, но только она была губительна и беспощадна…Голован не вылечивал, но зато велика была его услуга больным и здоровым в том отношении, что он безбоязненно входил в зачумлённые лачуги и поил заражённых. Язва Голована не касалась".
Глава 4. Сказки как художественные средства на уроках биологии
Особенности организации кишечнополостных.
Сказка про то, как гидра всех удивляла.
В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила - была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась - то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.
Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра - непонятная, необычная и очень одинокая.
Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.
Страницы: 1, 2, 3