Рефераты. Адыгские педагоги-просветители

Адыгские педагоги-просветители

35

Содержание

Введение………………………………………………………….3

Глава 1. Жизнь и деятельность Ш.Б.Ногмова

1.1. Шора Бекмурзович Ногмов - писатель, ученый…………..5

1.2. Этапы жизни и творческой деятельности…………………..7

1.3 «История адыхейского народа» Ш.Ногмова………………13

Глава 2. Адыгские педагоги - просветители

2.1.Умар Хапхалович Берсей - просветитель, баснописец……19

2.2.Чишмай Пшунелов - педагог и просветитель……………....26

Заключение……………………………………………………….36

Литература………………………………………………………..38

Введение

Новые исторические условия, сложившиеся на Северном Кавказе в конце XVIII -- начале XIX веков, пробудили нацио-нальное самосознание адыгов и дали жизнь творчеству адыгских просветителей.

Адыгские просветители, исходя из насущных по-требностей жизни, стремились приобщить адыгов к культуре.

Деятельность адыгских просветителей многогранна: художественное творчество, создание алфавитов и учебников родного языка, запись и публикация устно-поэтических народ-ных произведений.

Адыгское просветительство прошло в своем развитии три периода. Первый период охватывает 20--60-е годы XIX века. К этому времени относится деятельность писателей-просветителей Ш. Б. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, С. Адиль-Гирея, У. X. Берсея. Творчество их складывалось под влиянием русского романтизма. Свои лучшие произведения они создавали под непосредственным воздействием творчества А. С. Пушкина, А. А. Бестужева-Марлинского и др, а так же своего национального колорита.. Для просветителей характерна тесная связь с родным фольклором. В своих произведениях они обращаются к прошлому народа, его обычаям и традициям. Примечательно, что «за раскрытие актуальных проблем современной им действительности они берутся еще не совсем уверенно, часто увлекаясь то воссозданием героических образов, то романтически приподнятым описанием быта горцев» [5,89].

Второй период адыгского просветительства протекал в 60-- 90-е годы XIX века. Деятельность просветителей Адиль-Гирея Кешева, С. Крым-Гирея (Инатова) и других была освящена идеями революционных демократов. На их произведениях заметно влияние Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова. Расширился круг тем и проблем литературы. Особое внимание писатели стали уделять современной им жизни, судьбе женщины-горянки. Они отказались от роман-тизма и перешли к реализму, правдивому изображению жизни.

Третий период просветительского движения -- это 90-е годы XIX века и дореволюционные годы XX века. В этот период произошло окончательное вовлечение Северного Кавказа в сферу экономическо-го влияния Россию Новое поколение просветителей расширяет те-матику и разнообразит жанры своих произведений. Изображению жизни своего народа посвящены повествования Б. Пачева, Т. Кашежева, Ю. Кази-Бека (Ахметукова), С. Сиюхова, И. Цея и других.

Адыгские просветители сделали многое для того, чтобы культура, национальная самобытность адыгского народа не забылась, а стала достоянием не только на местном уровне, но и за границей. И только благодаря их деятельности образование получили тысячи детей и взрослых,

И так же благодаря их писательскому таланту мы узнаем о времени того периода, в котором они жили: что волновало людей, о чем думали, о чем мечтали. Ведь это были выдающиеся люди с интересной судьбой. Поэтому узнать об их жизни и творчестве стало целью нашей работы.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

- познакомиться с творчеством и деятельностью адыгских просветителей;

- выявить основные вехи творческого пути нескольких адыгских просветителей;

- выяснить значение их деятельности для культуры и образования адыгского народа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Глава 1. Жизнь и деятельность Ш.Б.Ногмова

1.1. Шора Бекмурзович Ногмов - писатель, ученый

Писатель, ученый и просветитель Шора_Бекмурзович Ногмов был лингвистом, историком, этнографом, поэтом, собирателем и пропагандистом родного фольклора. Ш. Б. Ногмов родился в 1801 году в родовом ауле, близ Пятигорска. По словам историка Ад. Берже, «прадед его был природный абадзех и во второй поло-вине прошлого столетия выселился в Кабарду»[3,89]. Проработав около года после окончания духовной школы в Дагестане (1817) муллой в своем ауле, Ш. Б. Ногмов поступил на службу в русскую армию, где был в разные годы переводчиком, писарем полевой канцелярии 1-го Волжского казачьего полка, оруженосцем, корне-том лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона в Петербурге, поручиком Отдельного Кавказского корпуса в Тифлисе. Впослед-ствии он учительствовал в Нальчике, был секретарем Кабар-динского временного суда.

Ш. Б. Ногмов умер 10 июня 1844 года в Петербурге. По свиде-тельству современников, он отличался недюжинными способностями и пытливым умом. Прекрасно владел персидским, турецким, араб-ским и татарским языками. Русский язык знал в совершенстве и на нем создавал свои произведения, за исключением худо-жественных, написанных на кабардино-черкесском языке.

III. Б. Ногмов много работал над алфавитом и грамматикой родного языка. Ему принадлежит труд «Начальные правила адыгейской грамматики» (1840), который, как и другие труды ученого, был опубликован после его смерти.

Творческое наследие Ногмова составило двухтомник филологиче-ских трудов, который включает работы по языку, записи произ-ведений народной поэзии, а также кабардино-русский словарь. Здесь же опубликовано единственное дошедшее до нас стихотворение «Хох», написанное Ногмовым 21 сентября 1837 года по случаю приезда к нему в аул русского академика А. М. Шегрена -- его первого переводчика на русский язык с кабардинского.

В «Хохе» Ш. Б. Ногмов в форме традиционных народных здравиц -- хохов выразил свое уважение старшему другу и пожелал ему успехов. Он призывает русского ученого изучать кавказские языки и мечтает о просвещенном будущем и счастье людей, про-славляет науку и приветствует творческую дружбу ученых.

Старую традиционную форму здравиц Ногмов обогатил но-выми мыслями и новой рифмой. Впервые был сочинен хох о науке и просвещении.

Наиболее крупное литературное произведение III. Б. Ногмова -- «Черкесские предания», впоследствии получившие название «Исто-рия адыгейского народа, составленная по преданиям кабардин-цев». Опубликованный на Кавказе, потом в Петербурге и Москве, этот труд был замечен прогрессивной русской общественностью. «Черкесские предания» -- не только интересное историческое произведение, но и фольклорно-литературный памятник.

Как видно из краткого обзора литературы, посвященной дея-тельности и жизни Ш. Б. Ногмова, кавказоведческая наука до-стигла заметных успехов в изучении его творчества. Многие вопросы, связанные с выяснением общественно-политических и исто-рических взглядов Ш. Б. Ногмова, требуют исследования.

Оценивая филологические и исторические труды Ш. Б. Ногмо-ва, следует сказать, что они навечно вошли в фонд народной культуры адыгских народов XIX в.

Особенностью «Истории» Ш. Б. Ногмова является то, что она написана главным образом на основе лучших фольклорных мате-риалов. Это обстоятельство придает ей характер памятника народного фольклора. Адыгские народные исторические песни и сказания в интерпретации Ш. Б. Ногмова не теряют своей свеже-сти и оригинальности, а, наоборот, обретают живую кровь и плоть, удачно вписываются в живую историю народа, дают исто-рикам, филологам и этнографам основания для постоянных разду-мий, постановки, новых, требующих новых решении, научных проблем, позволяют изучить развитие общественной мысли и исторический процесс во всех его многосложностях и противо-речиях.

Бесспорно, некоторые выводы и обобщения Ш. Б. Ногмова выглядят наивными и необоснованными. Отдельные из них отстала от развития исторической науки того периода. Он допускал иног-да неверные интерпретации лингвистического материала, что, естественно, снижало научное значение его исторического труда, оцененного специалистами как «Летопись» адыгских народов, а самого Ногмова как адыгского Нестора.

1.2. Этапы жизни и творческой деятельности

Жизненный и творческий путь Ногмова можно разделить при-мерно на четыре этапа или периода. Первый' (1794--1815)-- домашние занятия над изучением азбуки арабского языка и учеба в Эндерийском медресе в Дагестане, где он изучил арабский и персидский языки, служившие для него основой знаний восточной литературы. К этому периоду относится непродолжительная его работа в качестве сельского муллы. Второй период охватывает промежуток времени его отказа от сана муллы и до отъезда в Петербург (1815--1830). В это время он изучает русский язык, выполняет разные поручения военной администрации, работает писарем 1-го Волжского полка, затем в Нальчике учителем в аманатской школе.

Третий период жиз-ни и творческой деятельности Ногмова относится ко времени его пребывания в Петербурге (1830--1835 гг.). Здесь он ближе знако-мится с русской культурой, получает серьезную культурную и научную закалку, послужившую основой для формирования его просветительских, философско-этических и научных взглядов, на-шедших наглядное отражение в его историко-филологических тру-дах, завершенных на последнем, четвертом периоде жизни и твор-ческой деятельности (1835--1844 гг.), характеризуемом большим творческим подъемом [5,23].

Шора Ногмов, по одной из версий, родился в 1800 г. в ауле, расположенном на речке Джицу, неподалеку от Пятигорска. Это соответствует послужному списку Ногмова, составленному началь-ником Центра Кавказской линии генерал-майором Пирятннским в Нальчике 30 апреля 1840 г., где сказано, что поручику Ногмову к этому времени «от роду» шел 41-й год. Но есть еще другой документ--«Алфавитный список о роде кабардинского узденя Шоры Бекмурзы Ногмова, составленный им 22 декабря 1821 г., где сказано, что тогда ему было 27 лет. Отсюда вытекает, что Ногмов родился не в 1800-м, а в 1794 г.

В. К. Гарданов предложил другую дату--1796-й. Новые мате-риалы, опубликованные Р. У. Тугановым[6,90], в основном соот-ветствуют «Алфавиту» 1821 г. и дают некоторые основаниям тому, чтобы принять годом рождения Ногмова-- 1794 г. Но это не озна-чает, что послужные списки 1832-го и 1840 гг. не имеют ценности. Возникает вопрос, чем объяснить противоречия, имеющиеся в ал-фавитном списке Ногмова 1821 г. и послужном-- 1832-го и 1840 гг. Нам кажется, что оно произошло, видимо, от того, что в то время у кабардинцев не практиковалась регистрация о рождении. Быть может, при поступлении на службу в 1832 г. он хотел предста-вить себя в более молодом возрасте, чем был на самом деле. Если принять за дату рождения Ногмова 1794 г., то в момент поступления на службу ему было 36 лет, что также вызывает вопрос. Но мы склоняемся к 1794 г.

В 1815 г. Ногмов оставляет сан муллы и сближается с кав-казской военной администрацией. С этого времени начинается новый период его жизни.

По свидетельству С. Д. Нечаева, непосредственно знавшего Ногмова, он уже знал пять языков -- арабский, тюркский-, абазинский, персидский и русский[5,89]. С. Д. Нечаев называл, его молодым, способным и одаренным человеком, который «успел выучиться -- сколько можно в здешнем крае--пяти языкам, кроме природного». Живое общение с русскими военными людьми и приезжими иност-ранцами способствовало тому, что Ш. Б. Ногмов не только освоил русский язык, но и расширил свои духовные, ителлектуальные и научно-просветительские интересы, что ускорило процесс формиро-вания его мировоззрений. Как говорит С. Д. Нечаев, «известный всем приезжим Шора» был желанным собеседником для гостей края и всегда непременно производил на них благоприятное впечат-ление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.