Рефераты. Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования

Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования

30

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: “Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования”

Выполнила студентка

Филологического ф-та

Петрова О. В.

Проверил преподаватель

Иванова И. С.

Ростов-на-Дону

2002 г.

Содержание

Введение 3

1.Система допрофессионального образования в России 5

1.1.Структура допрофессионального образования в России 5

1.2.Характеристика системы допрофессионального педагогического образования 9

2. Адаптация будущего учителя в системе допрофессионального

образования 11

2.1. Понятие адаптации и адаптивности 11

2.2. Адаптивность - необходимое профессионально значимое

качество учителя 14

2.3. Адаптивные возможности системы допрофессионального

образования 18

3. Многоуровневая система образования в России -

- как условие успешного функционирования системы

допрофессионального образования 23

Заключение 26

Список используемой литературы 30

Введение

Российское образование на современном этапе сво-его развития вошло в период основательных качествен-ных изменений, причем одной из самых приори-тетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных творчески и с энту-зиазмом эффективно работать в совершенно новых, ди-намичных условиях современной российской педагоги-ческой действительности.

Кардинальные изменения со-циально-экономического уклада жизни россиян приве-ли к смене методологических приоритетов в образова-нии, возникновению и распространению новой, по-стиндустриальной философии и новых образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охватившей об-разовательные системы всех без исключения уровней. Все это требует качественно новых подходов в подго-товке учителя, способного на высоком профессиональ-ном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.

Цели таких новых подходов должны состоять в следующем:

* расширение общей и становление первоначаль-ных основ профессиональной культуры будущего учителя;

* углубление ориентации студентов на педагогиче-скую профессию, мотивов и личностного осозна-ния ими выбора профессии через формирование целостных представлений о гуманистическом и творческом характере педагогической деятельно-сти, ее специфике и роли в жизни реформирую-щего себя общества;

* обеспечение установки на профессионально-личностное развитие, саморазвитие, самоопреде-ление и самовоспитание студентов с учетом их индивидуальных особенностей;

* адаптация к условиям учебной деятельности в ву-зе через переориентацию студентов со школьной на вузовскую систему занятий.

Тема данной курсовой работы: “Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования.

В данной курсовой работе раскрыто понятие системы допрофессионального образования учителя и показана роль общего образования при выборе профессии. Показана связь между общим и профессиональным образованием в России, намечены перспективы развития всей системы образования Российской Федерации.

В работе раскрыто понятие адаптивных возможностей учителя как его одной из необходимых ему в работе профессиональных способностей и показана связь современной педагогики и психологии - как основа развития первой.

В первом разделе рассмотрена характеристика системы допрофессионального образования в России и особенности допрофессионального педагогического образования в России

Во втором разделе рассмотрены понятия адаптации учащихся в процессе допрофессионального образования и адаптивности системы допрофессионального образования. Рассмотрено также понятие адаптивности - как необходимое профессионально значимое качество учителя и

В третьем разделе рассмотрена многоуровневая система образования в России - как условие успешного функционирования системы допрофессионального образования, в частности педагогического.

1.Система допрофессионального образования в России

1.1. Структура допрофессионального образования в России

“Допрофессиональная подготовка - это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному”11 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное посо-бие для студентов педагогических учебных заве-дений. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 13. .

Допрофессиональное образование имеет целью профессиональную ориентацию учащихся и начальную подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования

Основным институтом допрофессионального образования являются общеобразовательные школы, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.

По своим организационно-правовым формам школы могут быть государственными, муни-ципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В России общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями -- гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень -- начальная школа (3--4 года); П ступень -- основная школа (5 лет); III ступень -- средняя школа (2--3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение, прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.

Основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение.

“Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества и обеспечивает развитие личности учащегося, его способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения”11 Педагогика: Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. - М.: Школа-пресс, 2000. С. 13..

Введение на этом этапе обучения элементов допрофессиональной подготовки - дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75 -- % учебного времени), факультативных курсов, системы внешкольных занятий - направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся.

Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам. Наиболее широко в преподавании факультативных и обязательных курсов по выбору учащихся используются авторские учебные программы. Авторские учебные программы могут содержать собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения педагогов относительно изучаемых явлений и процессов. Содержание предмета может излагаться в иной логической последовательности, чем при использовании типовых учебных программ, которые чаще всего применяются при изучении обязательных предметов.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Наряду с этой целью учебный план этой ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося.

Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная сдельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, лингвистический, технический, сельскохозяйственный и др.).

Трудовая подготовка (Учебно-производственные курсы) строится с учетом выбранного учащимися профиля обучения. УПК является основным видом допрофессионального обучения. Учащийся выбирает специальность УПК и получает первоначальные знания и навыки в выбранной специальности.

Допрофессиональная подготовка ведется и в вечерних и заочных школах для работающей молодежи. В этих школах учащиеся могут получать интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную подготовку другой.

Дополнительные допрофессиональные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования. Это курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что допрофессиональная подготовка - это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному и имеет целью профессиональную ориентацию учащихся. Введение допрофессионального обучения в России практикуется сначала в основной школе, впоследствии - в средней школе. Вводятся дополнительные предметы по выбору учащихся, факультативные курсы, системы внешкольных занятий, профили обучения (гуманитарный, физико-математический, лингвистический, технический, сельскохозяйственный и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.