Рассмотрим результаты эксперимента, проведенного социальными педагогами детских садов №327 г. Москвы.
Ввиду сложности проблемы предмет исследования был созна-тельно ограничен рассмотрением лишь наиболее острых случаев детского неблагополучия, в результате которых ребенок тяжело адаптировался и рано или поздно оказывался в психологической изоляции от сверстников.
Для решения каждой из поставленных в исследовании задач применялось одновременно несколько методических приемов.
Симптомы детского неблагополучия выявлялись с помощью:
Ш методики одномоментных срезов структуры группы;
Ш мето-дики хронометрированных наблюдений;
Ш социометрической методики (дошкольный вариант);
Ш оценочной методики,
Ш ме-тодики исследования уровня притязаний:
Ш анкетирования.
В качестве экспериментальной деятельности для изучения самооценки и притязаний ребенка использовалась работа по выкладыванию узоров из мозаики по образцам. Мозаика состоя-ла из элементов, окрашенных в четыре цвета. Образцы отлича-лись как сложностью построения узоров, так и их количеством. Для большей наглядности величина карточек-эталонов зависела от сложности рисунка (чем больше карточка, тем сложнее изображение).
Опыты проводились индивидуально. Во время сеанса перед ребенком ставились коробка с мозаикой и набор карточек-эталонов, которые раскладывались четырьмя стопками в порядке возрастания сложности. В каждой стопке карточек было четыре разных рисунка одной степени сложности.
Испытуемому давалась инструкция: «Я у всех ребят проверяю, как они умеют играть в такую мозаику. Здесь у меня есть карточки с картинками. На каждой карточке нарисован узор, какой можно выложить из мозаики. Узоры разные: есть трудные, а есть легкие. Самые легкие узоры нарисованы на маленьких карточках, на карточках побольше - узоры потруднее, еще побольше - еще потруднее и т.д., самые трудные нарисованы на больших карточках. Сейчас ты будешь выкладывать некоторые из узоров. Какие сам захочешь. Если ты правильно и быстро выложишь узор, то получишь хорошую отметку - «плюс». Если сделаешь неверно или не успеешь вовремя выложить узор, то получишь плохую отметку - «минус».
Убедившись, что испытуемый правильно понял и усвоил инструкцию, ему предлагалось приступить к выполнению зада-ния.
Анкетирование родителей, воспитателей, а также опросниками для детей выяснились объективные условия воспитания ре-бенка в семье (образование родителей, их профессии, жилищ-ные условия и т. и.). С помощью этого метода были получены и другие качества личности ребенка, его интересы и успехи в различного рода деятельности (Приложение №№1,2).
Кроме того, были составлены специальные опросные листы для беседы с родителями. Они позволяли выяснить некоторые особенности психического и физического развития ребенка (начиная с момента рождения), родителей и близких родственников, их характеро-логические свойства, а также ряд субъективных условий жизни в семье. В связи с задачами нашего исследования была подготовлена специальная анкета для воспитателей и родителей детей с особо осложненными отношениями со сверстниками. Использован тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин) (Приложение №2).
Родительское отношение понимается как система разнооб-разных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стерео-типов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в вос-питании детей.
В этом возрасте влияние семьи особенно показательно. Мы обследовали семьи детей с трудностями в отношениях для ознакомления с бытом. У врача детского сада были полу-чены сведения о состоянии здоровья детей.
Наблюдение за детьми проводилось в процессе игр со сверстниками. Для выявления характера мотивов, которыми руководство-вались дети в совместной игровой деятельности, использова-лась игрушечная железная дорога. Эта игра может быть отне-сена к приемам, рассматриваемым в качестве теста «спра-ведливости» поведения детей. Тестовость создается конфликтностью игровой ситуации - наличием нескольких претендентов (вместе объединялось не более трех) на выполнение увлекательно-го игрового действия (осуществить пуск с помощью рычага управления пульта, подключенного к электрической сети) и воз-можностью в каждый данный момент удовлетворить потребность только одному.
Через экспериментальную ситуацию проводились все дети исследуемых групп, по трое в сеанс. Используя обычные детские игры («За рулем», игрушечная железная дорога) в качестве тестирующих методических приемов, мы стремились по возможности нивелировать искусственность создаваемых ситуа-ций, приблизить условия эксперимента к реальной детской игре.
Первые наблюдения за детьми исследуемых групп позволили обнаружить, что, наряду с играющими контактными, встречаются малообщительные дети. Мы выделили 11 мало-общительных ребят, которые стали объектом специального экспериментального исследования. Кроме малообщительных спе-циальному изучению подверглись 8 детей, чья игровая деятель-ность сопровождалась открытыми конфликтами со сверстниками.
Рассмотрим сначала данные обследования малообщительных детей. Прежде всего мы попытались выявить объективную картину их общения со сверстниками. В связи с этим была использована методика срезовых замеров структуры группы. Результаты первого срезанного эксперимента показали, что у всех выделенных 11 детей действительно снижены основные динамические характеристики общения по сравнению с остальными: невелико количество кон-тактов со сверстниками, сужен круг общения, отсутствуют изби-рательные контакты (важный показатель качественной стороны общения). Вместе с тем высок процент времени, проводимого в одиночной игре. Для примера обратимся к средней группе детско-го сада № 327.
Приведенный материал срезов, как нам представлялось, является объективным подтверждением предположения о сущест-вовании серьезных осложнений в отношениях малообщительных детей с их сверстниками.
Малая общительность - объективно существующее явление, у таких детей резко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность в большинстве рассматриваемых случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми.
Таблица 1.
Сравнительные результаты 1-го и 2-го срезовых экспериментов
Дети
Интенсивность общения
(кол-во контактов)
Экстенсивность общения
(широта круга общения)
% случаев одиночной игры
Гера А.
76/70
16/17
12/14
Вова Л.
69/50
15/10
26/28
Алла Г.
80/86
19/17
10/6
Оля Г.
92/68
15/16
14/16
Света Г.
80/76
18/17
4/2
Надя К.
80/52
12/10
20/40
Женя Н.
00/76
17/15
3/6
Оля П.
54/48
10/7
34/46
Света С.
69/40
11/7
22/26
Алла С.
96/80
6/8
Маша С.
92/80
22/24
4/6
Кирилл Т.
62/54
4/12
9/20
Илья К.
65/15
17/12
28/24
Сережа Ж.
80/72
18/18
18/24
Настя Н.
100/94
17/17
17/18
Миша Т.
20/19
11/2
Кирилл Ж.
96/96
2/8
Олег У.
80/80
16/16
6/10
Алеша Н.
72/72
19/20
3/3
Лепя Л.
70/72
16/22
10/10
Дима Н.
73/74
22/20
Таня А.
60/52
14/7
24/36
Люда В.
80/78
Сергей 0.
96/98
Миша 0.
70/90
10/0
Лена С.
76/76
20/16
17/16
Лена Т.
88/80
19/19
3/4
Средние данные по
группе
79/72
Страницы: 1, 2, 3, 4