Г.Р. Шакурова
2000 год ознаменовался новым периодом борьбы центра с регионами, получившим название «укрепление вертикали власти». Можно условно выделить несколько этапов.
Первый этап деление страны на 7 округов и введение института полномочных представителей, которые фактически осуществляют, в том числе и политический, контроль над деятельностью губернаторов и президентов.
Второй этап борьбы Кремль выиграл летом 2000г.: закон о новом порядке формирования верхней палаты парламента был принят в той редакции, которая устраивала Кремль. Борьба группы членов Совета Федерации за то, чтобы региональные власти имели большее влияние на назначение и отзыв членов верхней палаты, на тот период оказалась безуспешной.
Третьим важным этапом в борьбе Кремля за укрепление вертикали власти стали выборы в регионах. В уходящем году они предстоят в 30 субъектах*Федерации. (См. табл. на след, стр.)
В Удмуртии выборы уже состоялись. Это были первые президентские выборы: парламентская форма правления сменилась президентской. Первым президентом Удмуртской Республики стал председатель Госсовета РУ Александр Волков. Таким образом, А. Волков по-прежнему является первым лицом в Удмуртии. По мнению некоторых экспертов, ему удалось «договориться с Кремлем» и, таким образом, сохранить власть.
Хотя Владимир Путин уже объявил, что Кремль не будет выступать заинтересованной стороной на губернаторских выборах, данное заявление вызывает некоторые сомнения. Не случайным представляется, например, выдвижение кадров из спецслужб на губернаторских выборах в некоторых регионах страны. Официальное снятие действующего губернатора Александра Руцкого с предвыборного марафона всего за 12 часов до выборов увеличивало шансы главного федерального инспектора по Курской области, бывшего начальника УФСБ по Волгоградской области Виктора Суржикова. Однако выборы выиграл другой «ставленник Кремля» — коммунист Александр Михайлов.
День выборов
Регион
1 5 октября
Удмуртская республика
22 октября
Курская, Сахалинская области
29 октября
Агинский Бурятский автономный округ, Читинская область
5 ноября
Калининградская, Магаданская области
12 ноября
Калужская, Псковская области
19 ноября
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
26 ноября
Курганская область
3 декабря
Архангельская, Астраханская, Ивановская, Камчатская, Пермская, Рязанская области; Коми-Пермяцкий и Корякский автономные округа; Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Марий Эл
10 декабря
Брянская, Владимирская, Костромская области
24 декабря
Воронежская, Ульяновская и Челябинская области; Чукотский автономный округ, республика Хакасия.
После принятия летом этого года пакета законопроектов о реформе власти казалось, что регионы проиграли Кремлю. Т.о., главной интригой предстоящей предвыборной кампании стала борьба между региональными лидерами и центром за право губернаторов и президентов занимать свои посты более двух сроков. Согласно поправкам к федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российск. ч Федерации» руководители регионов не могут выбираться более двух раз, тогда как местные законодательства ряда субъектов Федерации не имели таких ограничений. Приведение местных законодательств в соответствие с федеральным «выбивает» наиболее сильных региональных лидеров из большой политики: Николая Федорова, Минтимера Шаймиева, Муртазу Рахимова, Руслана Аушева, Эдуарда Росселя и т.д. Однако необходимо учесть тот факт, что перечисленные руководители регионов успели стать политиками федерального уровня и еще способны к сопротивлению Кремлю. У них нет другого выхода, поскольку потеря власти означает для многих из них политическую смерть.'
Противостояние регионов с центром продолжилось в новом политическом сезоне — осенью 2000г. Из сообщений СМИ стало известно, что группа членов. Совета Федерации во главе с президентом Чувашии Николаем Федоровым и спикером Мосгордумы Владимиром Платоновым готовит запрос в Конституционный суд о конституционности законов, «направленных на укрепление вертикали власти». Стало известно, что в конце октября верхняя палата парламента может направить этот запрос в Конституционный суд.
Значимыми в ситуации противостояния центра и регионов стали татарстанские события. Они оказались принципиальными для преодоления установленным федеральным законом запрета избираться на третий срок. Для понимания современной политической ситуации необходимо остановиться на этих событиях подробнее.
Итак, изначально считалось, что приведение местных законов в соответствие с федеральными должно быть произведено не позже 1 февраля 2001г. Таким образом, выборы президента РТ в марте 2001 года автоматически лишали возможности участия в них М. Шаймиева. Кроме того, немаловажен и экономический фактор: увеличение доли налогов республикидонора в федеральный бюджет с 1 января приведет, по оценке специалистов, к ощутимому падению уровня жизни в республике, что не может не сказаться на результатах выборов.
В результате в Татарстане события пошли по альтернативному сценарию: 23 сентября 2000 года Госсовет Республики Татарстан принял решение о переносе выборов президента РТ с марта 2001 года на 24 декабря 2000 года.
По сообщениям СМИ в это время М. Шаймиев находился на отдыхе в Турции. По официальной версии, Госсовет принимал такое ответственное решение самостоятельно. Президент якобы впервые узнал о нем по телефону2. Такая версия, хотя и кажется шитой белыми нитками3, позволила М. Шаймиеву в дальнейшем дистанцироваться от «ошибочного» решения Госсовета. После того, как Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков назвал перенос даты выборов «незаконным» и пригрозил «сорвать выборы в республике судебными разбирательствами», М. Шаймиев заявил 3 октября о своем несогласии с переносом выборов и порекомендовал Госсовету изменить свое решение. Таким образом, 9 октября на внеочередном заседании Госсовета было принято решение вернуться к прежней дате президентских выборов (март 2001 года). На заседании, которое транслировалось по местному каналу, выступил депутат Госсовета, известный татарский писатель Туфан Миннулин. Его выступление в целом отразило настроение в республике: «отмена собственного решения это начало большого отступления». На страницах республиканских газет стали появляться статьи, в которых высказывалось мнение, что «политическая карьера М. Шаймиева подходит к концу».4 Однако подобное эмоциональное восприятие на деле далеко от действительности. Реально М. Шаймиев продолжает контролировать ситуацию в Татарстане. В республике существует политическое объединение «Круглый стол», которое позиционирует себя как оппозиционное. В него входят 14 организаций, наиболее значимые из них: Татарстанское отделение «Демократический выбор России», Коммунистическая партия Татарстана (КПРТ), «Иттифак», Татарский общественный центр (ТОЦ), многонациональное движение «Согласие», Казанское отделение Социал-демократической партии России, «Яблоко», РиЗ («Равноправие и законность») и т.д. Однако, по мнению экспертов, политическое объединение «Круглый стол» не имеет большого влияния на жизнь республики и только «создает иллюзию оппозиции» в силу своей слабости.
В федеральных СМИ решение вернуться к прежней дате выборов, принятое 9 октября Госсоветом Татарстана, оценивается иначе: «субъект обыграл Федерацию». Считается, что «уступка Казани произошла в обмен на третий срок для Шаймиева»5 как оказалось, в законе «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» есть свой переходный период для приведения региональных законов в соответствие с федеральными два года со дня вступления в силу. Соответственно, исправить местное законодательство регионы должны не к 1 февраля, а к 6 октября 2001г. Таким образом, М. Шаймиев сможет участвовать в третий раз на президентских выборах.
Какой сценарий окажется воплощенным в жизнь: новый срок в качестве президента или спикера (с превращением Татарстана в парламентскую республику) или высокая должность в Госсовете, — еще неясно, наверное, и самому президенту Татарстана. Однако очевидно, что при любом раскладе М. Шаймиев будет пытаться контролировать «свою» республику непосредственно или через своих ставленников. Последнее, видимо, пока маловероятно. На сегодня М. Шаймиев отказывается говорить о такой возможности6. Появятся ли оппоненты, обладающие реальной силой в Татарстане, — от этого может зависеть и то, в какую сторону качнется маятник симпатий Кремля (на деле — интересов).
На сегодняшний день М. Шаймиев имеет наибольшие шансы на поддержку Москвы, так как в настоящее время Кремлю не нужны большие перемены в Республике. Кроме того, свою роль играет исламский фактор7: для Кремля предпочтительнее стабильность в «мусульманском предбрюшье России».
Однако ситуация с президентскими выборами в Татарстане еще не до конца разрешена. Не исключена возможность, что с целью усиления вертикали власти и прогрессивного экономического развития Татарстана В. Путин захочет поставить в республике человека «вне клановой системы»8.
Таким образом, Кремль вносит свои коррективы в расстановку политических сил в республике, поскольку ситуация «заигрывания» с одним из самых сильных региональных лидеров позволяет М. Шаймиеву вести «свою игру». Об этом свидетельствует активное участие Минтимера Шариповича в работе Президиума Госсовета РФ, где он занимается вопросами разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти. При этом налицо традиционная интрига Кремля: разделяй и властвуй. В числе 7 региональных лидеров, которым «посчастливилось» попасть в Президиум Госсовета РФ, не оказалось как минимум троих «вечных оппонентов Кремля» из национальных республик, не считая татарстанского президента: М.Рахимова, Р.Аушева, Н.Федорова.
В Москве аналитики все чаще оценивают татарстанские события как умело обыгранные в свою пользу: субъект впервые в новых условиях обыграл федерацию. В целом, в контексте предвыборных политических событий, уступка Кремля М. Шаймиеву может стать решающей в деле борьбы лидеров других суверенных республик, краев и областей за новые сроки президентских и губернаторских полномочий. Однако то, что М. Шаймиев, вероятно, смог выторговать особенное отношение к себе, совсем не значит, что это смогут сделать другие регионалы.
Таким образом, руководители 20 субъектов Федерации могут попытаться побороться за третий срок: Аслан Джаримов (Адыгея), Муртаза Рахимов (Башкортостан), Леонид Потапов (Бурятия), Руслан Аушев (Ингушетия), Валерий Коков (Кабардино-Балкария), Кирсан Илюмжинов (Калмыкия), Сергей Катанандов (Карелия), Юрий Спиридонов (Коми), Минтимер Шаймиев (Татарстан), Шериг-оол Ооржак (Тыва), Николай Федоров (Чувашия), Михаил Николаев (Якутия), Анатолий Белоногов (Амурская область), Егор Строев (Орловская область), Александр Боковиков (Эвенкийский автономный округ), Евгений Савченко (Белгородская область), Михаил Прусак (Новгородская область), Леонид Полежаев (Омская область), Эдуард Россель (Свердловская область), Виктор Кресс (Томская область).
«Губернаторский бунт», который предсказывали некоторые аналитики, вероятнее всего, не будет организованным и широкомасштабным. Таким образом, в противостоянии центра и регионов однозначно победил центр. Некоторые уступки отдельным регионам носят временный характер и зависят от того, насколько региональные политики готовы к политическим торгам. Политический контроль над губернаторами и президентами со стороны федерального центра законодательно обеспечен. Потеря депутатского иммунитета и сужение политических функций ведет к уменьшению политического веса региональных лидеров, замыкая их в большей степени на хозяйственных функциях.
1 Иное решение возможно, на наш взгляд, только при сохранении гарантий для себя и для своих семей (подобно тех, которые были даны Б. Ельцину при его уходе с большой политической арены). При таком раскладе некоторые руководители из 20 регионов могли бы «уйти» добровольно.
2. В татарстанских СМИ активно обсуждалось решение Госсовета о досрочных президентских выборах. Некоторыми аналитиками эта ситуация расценивается как «никудышная пьеса», поскольку «за решением о переносе выборов стоит Бабай, и только он» (ст. «Станем ли мы свидетелями жестокой драки за президентское кресло?» // «Новая вечерка», №40 (101) от 5.10.2000.)
3. В 1998г. оппозиция пыталась взять власть в Госсовете Татарстана и потерпела поражение. Бывший мэр Набережных Челнов и нынешний замминистра сельского хозяйства и продовольствия России Рафгат Алтынбаев объединил тогда вокруг себя глав районных администраций и пытался стать спикером Госсовета РТ. М. Шаймиев «выдавил» всех оппозиционеров из республики и установил контроль в нынешнем Госсовете. По мнению экспертов, в данный политический период для республики характерна «диктатура исполнительной власти», то есть Госсовет республики является «карманным» и полностью подчиняется президенту. Эксперты называют две причины сложившейся ситуации: состав Госсовета (среди депутатов много глав районных администраций) и несовершенство системы выборов в главный законодательный орган республики ("округа имеют совершенно разное количество .жителей, например, Елабуга и Казань").
4. Федор Синенький. «Начало конца. Заметки на полях истории»//Вечерняя Казань, № 160 (2059) от 06.10.2000.
5. Дмитрий Камышев «Субъект обыграл федерацию. Кремль разрешил Минтимеру Шаймиеву идти на третий срок» // КоммерсантЪ, № 187, от 6.10.2000.
6. В отличие от М. Шаймиева президент Башкортостана М. Рахимов заявил, что готовит себе преемника и не будет баллотироваться на третий срок. В Башкортостане президентские выборы намечены на июнь 2002 года. У М.Рахимова, главы республики, еще есть время переиграть ситуацию. На сегодняшний день у президента нет реального преемника.
7. Ислам является элементом самоорганизации и этнической идентичности татар. Татары являются второй по численности нацией в Российской Федерации и принадлежат второй по величине конфессии в России мусульманской. В октябре 2000г. в Казани был открыт Исламский университет.
8. В качестве основной причины регрессивного развития экономики эксперты называют преобладание в структуре экономики «клановой модели»: «весь крупный бизнес контролируется родственниками М. Шаймиева, мелкое и среднее предпринимательство душится на корню». Эксперты указывают также на "обременительные" республиканские налоги.
Некоторые представители оппозиции и бизнес-элиты полагают, что татарстанские власти не использовали возможности, которые давал для экономического развития Республики «Договор о разграничении полномочий»: «этот суверенитет оказался на благо только избранных, а не для реального развития Татарстана — его экономики».
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.policy03.narod.ru