Рефераты. Ядерные исследования в странах Латинской Америки

Отсутствие однозначной терминологии привело к тому, что в ДНЯО образовались чёрные ходы. Отдельные государства получили возможность развивать мирную атомную энергетику и пользоваться благами международного сотрудничества лишь для того, чтобы в некий момент выйти из ДНЯО и превратиться в страну, вооружённую атомными бомбами. Наглядный пример слабости ядерного договора - ситуация вокруг Северной Кореи.

Наиболее неприятным из чёрных ходов ДНЯО в наши дни считается вопрос об обогащении урана. Та страна, которая умеет эффективно разделять изотопы урана, может с полным правом называть себя пороговой, то есть, стоящей на грани приобретения ядерного оружия. В то же время, в договоре отсутствует прямой запрет на овладение технологией обогащения урана для неядерных государств.

В Латинской Америке дальше всех по урановому чёрному ходу зашла Бразилия. В мае 2006 года в этой стране состоялось открытие завода по обогащению урана в Резенде. Центрифуги, позволяющие отделять сырьевые и делящиеся изотопы урана, спроектированы и построены бразильскими специалистами, в том числе, и теми из них, кто работает на военно-морской флот.

В МАГАТЭ пристально отслеживают положение дел в Бразилии. К сожалению, у международного сообщества всё ещё свежи в памяти воспоминания о заявлениях и поступках военной хунты. Среди прочего, генералы приобрели у так и не установленного продавца запасы высокообогащённого урана, а также занимались строительством шахты на базе ВВС в Качимбо, предназначавшейся, по мнению экспертов, для проведения подземных испытаний ядерного оружия.

Но главная опасность от бразильской программы обогащения урана связана не с прошлым региона, а с его настоящим. У Аргентины, исторического соперника бразильцев, каждый новый успех бразильских атомщиков вызывает приступ острой ревности. Из Буэнос-Айреса доносятся голоса о необходимости создания собственных мощностей по обогащению урана. А это значит, что у чёрного хода ДНЯО грозит начаться давка из числа тех, кто благими нахмерениями и заботами о самостоятельности и самодостаточности мирного атомного сектора вымащивает дорогу к вооружённому до зубов ядерному миру.

Интернационализация топливного цикла

Так как же возможно сохранить за государствами Латинской Америки их суверенное и неотъемлемое право российских Корнетси на использование атомной энергии в мирных целях, не допустив при этом их опасного приближения к выходу на задний двор ДНЯО? Ответ известен. Предприятия ядерного топливного цикла, в особенности, обогатительные заводы, должны быть поставлены под многонациональный контроль, а в международных законах следует предусмотреть все необходимые гарантии бесперебойности и надёжности поставок ядерного топлива. Высокие урановые технологии могут составлять предмет национальной гордости, сравнимой с победой на футбольном чемпионате мира. Но, так же как и футбол, обогащение урана не имеет прямой связи с экономикой. В чём действительно нуждаются Бразилия, Аргентина и другие страны Латинской Америки, так это в надёжно и без сбоев функционирующих атомных реакторах, полностью обеспеченных топливом на весь срок службы. Есть и ещё одна проблема, серьёзность которой Латинская Америка как регион-новичок в атомной игре пока не осознаёт до конца. Отработавшее в реакторах топливо превращается в опаснейшие радиоактивные отходы. Его придётся помещать в специализированные и крайне дорогостоящие геологические хранилища сроком на десятки тысяч лет. Но самое обидное заключается в том, что 97% от общей массы отработавшего топлива может, в реальности, быть возвращено в производственный цикл генерации электроэнергии. Для этого потребуется помощь так называемых быстрых бридеров - реакторов на быстрых нейтронах. Подобными технологиями во всём мире владеет только полдюжины государств, и рассчитывать на их появление в Латинской Америке в ближайшие столетия не стоит. Для региональных государств было бы намного выгодней не развивать отдельные направления ядерного топливного цикла, затрачивая на это немалые силы и средства и одновременно обостряя отношения с мировым сообществом. Вместо этого, им целесообразней обращаться за помощью к ведущим ядерным державам и получать от них полный пакет услуг - от поставки ядерного топлива до полного решения проблемы ядерных отходов - на недискриминационной основе. Но существуют ли в нашем эгоистическом мире структуры, способные предложить Латинской Америке полный топливный пакет? Пока таких структур нет, но активная работа по их созданию ведётся. Хорошим примером может стать инициатива российского президента Владимира Путина о формировании глобальной инфраструктуры атомной энергетики (ГИАЭ). Россияне предлагают построить сеть международных топливных центров, действующих как коммерческие и независимые от правительств организации и находящихся в постоянном контакте с МАГАТЭ. Первый из подобных центров - международный центр по обогащению урана (МЦОУ) - в ближайшее время появится в далёком сибирском городе Ангарск. Такие страны, как Бразилия и Аргентина, могли бы приобрести акции МЦОУ и получить как совладельцы гарантированный доступ к обогащенному урановому продукту.

Рядом с Ангарском в ближайшем будущем построят международный топливный банк. Страны-совладельцы и клиенты МЦОУ получат возможность брать в банке урановые кредиты в том случае, если по каким-то причинам у них возникнут сложности со снабжением своих АЭС ядерным топливом. А следующим шагом станет формирование международного центра для хранения и рециклирования отработавшего ядерного топлива, куда совладельцы и клиенты МЦОУ смогут сдавать выгруженные из своих реакторов топливные кассеты - тем самым, полностью излечиваясь от головной боли, вызванной проблемой ядерных отходов. Ну и в качестве дополнительного бонуса, атомный план Путина предусматривает создание международных центров для подготовки квалифицированных кадров для АЭС. Предложение России выглядит весьма щедрым и заманчивым. Закрывая чёрный ход в ДНЯО, Москва выдвигает взамен хорошо проработанный и всеобъемлющий план по созданию глобальной атомной инфраструктуры. Мяч теперь на стороне поля атомных новичков, в том числе, и Латинской Америки. Так что же выберут в Бразилии и Аргентине - путь конфликтов и запредельных трат или путь кооперации с развитыми державами, ведущий к энергетической стабильности и экономическому процветанию? Иными словами, Латинской Америке пора определяться - пройдёт ли её путь к мирному атому через чёрный ход или через парадный подъезд?


4.1 Аргентина


В августе 2006 года Аргентина приняла новый стратегический план развития национальной атомной промышленности. Его основными целями являются массовое производство относительно дешевой электроэнергии и внедрение достижений атомной индустрии в промышленность и здравоохранение. Кроме того Apгентина высказала намерение вернуть себе роль поставщика оборудования и услуг в атомной сфере для стран третьего мира которая была утеряна страной в 80-х годах прошлого столетия в результате произошедшего под давлением международной общественности свертывания ядерной программы Аргентины (имевшей в то время явно выраженную военную направленность).

На реализацию данного плана правительство Н. Киршнера выделило 3,5 млрд. долларов США позволят стране завершить строительство третьей атомной электростанции Атуча-2, приступить к сооружению четвертой АЭС, а также, в перспективе, возобновить работы по обогащению урана. В плане снижения зависимости страны от импорта, в частности радиоактивного природного сырья, на очереди стоит вопрос о расконсервации месторождений Сьерра Пинтада и Серо Соло с запасами чистого урана более 7500 тонн. Планируется возобновить работу фабрик по производству тяжелой воды с целью выпуска продукции, как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Трем национальным АЭС, включая строящуюся, в течение ближайших трех лет потребуется около 600 тонн тяжелой воды, стоимость которой превышает 250млн долларов США


4.2 Бразилия


Несмотря на огромные возможности гидроэнергетики (которая по прежнему будет основой энергетической матрицы этого государства) правительством Бразилии было принято решение обеспечить производство термальной энергии в качестве дополнительного источника выработки электроэнергии, так как , начиная с 2030 года, не будет выделяться новых обширных участков под строительство объектов гидроэнергетики. Для того чтобы выбрать приоритетный для Бразилии источник выработки электроэнергии, правительством были рассмотрены: существующий технический опыт, доступность и надежность в коммерческом секторе ряда различных вариантов выработки электроэнергии, конкурентоспособность по уровню затрат, особенно в контексте современной ситуации, когда рост экономики завязан на нефть; и было принято решение в пользу атомной энергетики.

«Государству было необходимо срочно определить политику в атомной отрасли, и Бразилия приняла решение о принятии линии легководных реакторов на обогащенном ядерном топливе, в основном – на основе опыта таких технологически развитых стран как США, Германия, Франция и Япония», - поясняет Антонио Мюллер (Antonio Muller), Президент Ассоциации Развития Проектов Атомной отрасли Бразилии (ABDAN). «Правительство хотело не только выбрать технологию, но и обеспечить известную долю автономности и ограничить зависимость от импорта сырья и технологического опыта, для того чтобы предупредить возникновение ситуации, аналогичной ситуации, когда возникла зависимость от нефти. Для достижения поставленной цели необходима была очень мощная программа передачи технологий».

На территории Бразилии расположено шестое на сегодняшний день крупнейшее мировое месторождение урановых руд; предполагается, что запасы страны увеличатся со временем, поскольку были проведены изыскания по лишь 30 % территории. Объем производства природного урана – 360 тонн в год.

Проведение оценки запасов, горные работы, переработка, обогащение и вывод на рынок ядерных полезных ископаемых и их производных монополизировано государством, согласно Конституции страны, и осуществляется компанией INB (Indústrias Nucleares do Brasil).

В соответствии с современным законодательством, компании также обязаны поставлять урановую руду компании INB в случае, если она была случайно обнаружена в качестве побочного продукта. В том случае, если стоимость урановой руды, обнаруженной в горной выработке, превышает стоимость добываемого полезного ископаемого, государство автоматически получает право на такую горную выработку. Право на экспорт имеет компания INB: однако правила в настоящее время не определены достаточно четко.

У Бразилии имеется достаточно «ноу-хау» в отношении технологии обогащения. Согласно заявлениям правительства, технологии используются исключительно в мирных целях; правительством Бразилии подписан Договор о нераспространении ядерного оружия.

Компания INB объявила о планах увеличения производства до 1 600 тонн в года к 2012 году и готовится к удовлетворению спроса, который создастся из-за строительства новых атомных электростанций, запланированного бразильским правительством. INB избрали компанию Mineração Galvan в качестве партнера по проведению изыскательных работ по обнаружению урановых и фосфатных залежей в горных выработках Santa Quitéria Mine, штат Ceará . Ожидается, что объемы добычи составят 800 тыс тонн в год.

Партнерство не нарушает государственной монополии, поскольку частная компания будет контролировать вывод на рынок фосфатов, а добыча урановой руды останется под контролем и в соответствии с директивами INB. Однако это можно рассматривать и как первый шаг в направлении привлечения частного сектора, поскольку компания INB проявила интерес к установлению партнерских взаимоотношений с частными компаниями.

«Государственные и международные частные компании проявили интерес к рынку уранового топлива Бразилии», - говорит г-н Мюллер. «Модель предложения будет аналогичной гибкому режиму нефтегазового сектора. С юридической точки зрения работа будет осуществляться в соответствии с Предложением об изменении конституции (Proposal of Constitutional Alteration(PEC))».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.