Рефераты. Взаимосвязь темпов прироста населения и экономического развития как одна из глобальных проблем человечества. Демографическая политика

С точки зрения потенциала экономического роста, особое значение имеет численность населения рабочих возрастов (15-59 лет). В более развитых странах доля населения данной возрастной группы вначале сокращалась - с 61% в 1950 году до 59% в 1970 году, - а затем стала расти. В 2010 году она достигнет 62%, но потом вновь начнет снижаться, опустившись к 2050 году до 52%. В менее развитых регионах удельный вес населения трудоспособного возраста, как ожидается, сократится незначительно - с 62% в 2010 году до 59% в 2050 году. Однако в наименее развитых регионах он, напротив, увеличится с 55% до 62%, что таит в себе как возможности для экономического роста, так и серьезные проблемы создания растущего числа рабочих мест.

Изменения в возрастной структуре населения находят отражение в коэффициенте зависимости, или коэффициенте демографической нагрузки, представляющем отношение доли младших и пенсионных возрастов к доле трудоспособного населения. Если рассчитать коэффициент демографической нагрузки на 2010г., получим отношение 61%, т.е. на каждые 100 человек трудоспособных возрастов приходится 61 человек нетрудоспособных возрастов. Тогда по среднему варианту это соотношение составит 72% в 2050г.

Мировая демографическая ситуация свидетельствует, что причиной резкого увеличения роста населения является снижение смертности в менее развитых странах, хотя уровень рождаемости снизился. Резкое снижение смертности — преходящее явление, соответственно в долгосрочной перспективе рост населения также снизится, что приведет к изменениям в структуре населения и в уровне демографической нагрузки. Увеличится доля трудовых возрастов, а число дотрудовых возрастов сократится, затем увеличится доля пожилых. Значительное уменьшение демографической нагрузки увеличит ВВП на душу населения, возрастет норма сбережений, так как произойдет повышение доли взрослой рабочей силы.


2.3 Взаимосвязь демографических и экономических показателей


Обычно для выяснения влияния роста населения на экономическое развитие сравнивают темпы роста населения и ВВП на душу населения. Данные последних десятилетий показывают, что, за рядом исключений, повышение уровня экономического развития часто соотносится с низким коэффициентом воспроизводства населения и более высокой продолжительностью жизни. Как показывают данные графика (Рисунок 5), за 80-90-е годы темпы прироста ВВП на душу населения в мире увеличивались при сокращении прироста населения в 90-е годы.


Рисунок 5- темпы прироста населения и ВВП на душу населения в мире. Составлено по данным World economic and social survey 2010. UN; World Population Prospects. The 2008 Revision.


Подобная тенденция отмечалась в развивающихся странах в целом и особенно ярко в наименее развитых странах. (Рисунок 6, Рисунок 7)

Похожая ситуация отмечалась в группе стран с низким уровнем дохода. В других странах прирост населения мог идти параллельно с увеличением доходов на душу населения. Для ряда стран с недостаточным уровнем развития проблема роста населения является острой в плане поддержания минимальных потребностей. В 80-е годы темпы прироста ВВП на душу населения в беднейших развивающихся странах имели отрицательную динамику. Поэтому в краткосрочном плане для целого ряда стран прирост населения совпадал с ухудшением социально-экономического положения. Социально-экономическое положение в краткосрочном плане может отягощаться другими причинами, в частности процессом урбанизации.


Рисунок 6 – темпы прироста населения и ВВП на душу населения в развивающихся странах. Составлено по данным World economic and social survey 2010. UN; World Population Prospects. The 2008 Revision.



Рисунок 7 – темпы прироста населения и ВВП на душу населения в наименее развитых странах. Составлено по данным World economic and social survey 2010. UN; World Population Prospects. The 2008 Revision.


В то же время в промышленно развитых странах некоторое снижение темпов прироста населения с 0,6 до 0,5 не сопровождалось повышением подушевого ВВП. (Рисунок 8)


Рисунок 8 - темпы прироста населения и ВВП на душу населения в развитых странах. Составлено по данным World economic and social survey 2010. UN; World Population Prospects. The 2008 Revision.


Вместе с тем вряд ли правильно делать вывод из арифметического, избитого положения о том, что если бы население не росло столь быстро, то уровень экономического развития повысился бы сильнее. При этом игнорируется тот факт, что прирост населения вносит свой вклад в производство ВВП. Он стимулирует капиталовложения и технические усовершенствования, открытие и разработку минеральных ресурсов, выпуск продукции. Когда мир рассматривается как целое, то не обнаруживается существенной связи между ростом населения и ВМП. Когда развивающиеся страны рассматриваются отдельно, то отрицательное сравнение значительно, особенно для периода 70—80-х годов. Население мира растет быстро, но мировой продукт увеличивается быстрее и показывает способность мирового общества развивать производительные силы. Рост населения не является проблемой, если экономические и социальные изменения происходят достаточно быстро, если обеспечивается необходимый технический прогресс. Но быстрый рост населения в последние десятилетия делает структурные изменения более трудными, что большей частью вызывается бедностью. Это требует целенаправленной политики правительств и мирового сообщества по повышению уровня экономического и социального развития, ликвидации дестабилизирующих разрывов между промышленно развитыми и развивающимися странами.

 

3. Регулирование процессов воспроизводства населения

 

3.1 Направления демографической политики развивающихся стран


Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется явно. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие. Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения: на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой таких мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредствованно, через поведение человека. Отношение к демографической политике неодинаково в различных подсистемах и странах в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода.

Наиболее остро демографическая проблема стоит в развивающихся странах, поэтому политике направленной на регулирование демографических процессов уделяется большее внимание, чем в развитых странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения, ставится в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.

Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в вначале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Правительства исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.

Политика по ограничению прироста населения чаще всего осуществляется в рамках «планирования семьи». В целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой, и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития. На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства и задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и совсем не в таких масштабах, как планировалось, - прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн, а в 2010 г. превысило 1,2 млрд.

В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи — отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно — поощрение однодетной семьи. Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Противоречие демографической политики в КНР, так же, как и в Индии, заключается в том, что курс на однодетную семью не соответствует репродуктивным установкам более чем 700 млн сельского населения, в основной массе ориентирующегося не менее чем на двух детей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором, ускорившим процесс демографического перехода в мире. Осуществление поставленной цели — сокращение прироста населения — вызвало новые проблемы, в частности старение населения. В середине 70-х годов КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран, где средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн. человек там старше 60 лет.

Программа действий, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим «фактором человеческого прогресса, утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей. Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные страны могут навязывать развивающимся странам свое видение проблем. Возможно, у них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять многонаселенным развивающимся странам. Беспрецедентный рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в мире.

3.2 Демографическая политика в развитых странах


Большая часть развитых стран считает удовлетворительным темп роста численности населения (от 55% в 2007 году до 82% в 1986 году) и практически ни одна из них не считает его слишком высоким (за исключением одной страны в 1976 и 1996 году). Однако, начиная с середины 1980-х годов, в этой группе быстро возрастает доля стран, обеспокоенных низким приростом населения (Рисунок 7)


Рисунок 9 - Оценка национальными правительствами темпа роста численности населения, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., %


В ответ на устойчиво низкий рост населения все большее число стран, прежде всего из группы развитых, выражает озабоченность последствиями слишком низкого прироста (или даже убыли) численности населения, являющегося результатом крайне низкой рождаемости, но в некоторых случаях связанной также с более высокой смертностью и эмиграцией. Доля развитых стран, придерживающихся политики, направленной на повышение роста населения, увеличилась с 23% в 1996 году до 37% в 2007 году. 21 из 22 развитых стран, правительства которых расценивают сложившийся рост населения как слишком низкий, расположены в Европе. Доля европейских государств, придерживающихся политики невмешательства в этой области, сократилась с 72% в 1976 году до 41% в 2007 году.[3] Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Эмпирическая оценка эффективности различных мер социальной политики в отношении повышения рождаемости позволяет, используя методы симуляции, оценить их возможный эффект в экономически развитых странах. (Рисунок 8) При этом ожидаемый эффект одних и тех же мер оказывается различным в разных странах. Наибольшим он ожидается в Корее, в то время как в Германии и Испании - практически нулевым.

Отношение в западных странах к демографическим проблемам включает соблюдение принципов демократии, социальной справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большая часть промышленно развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей. Так в развитых странах широко обсуждается целый ряд мер, которые могли бы способствовать росту предложения труда. Во-первых, это меры направленные на увеличение предложения труда со стороны женщин и людей пожилого возраста, включая реформу пенсионной системы и развитие стимулов к труду.


Рисунок 10 - Потенциальное повышение коэффициента суммарной рождаемости за счет различных мер социальной политики


Две цели – повышение уровня женской занятости и увеличение рождаемости – могут показаться на первый взгляд противоречивыми. Но это на деле, напротив, сегодня рождаемость выше именно в тех странах, где высок уровень занятости женщин. (Рисунок 9)


Рисунок 11 - Коэффициент рождаемости и уровень занятости женщин в странах ОЭСР по данным на 2005 год (OCDE family database)

Это происходит за счет больших возможностей совмещения профессиональной деятельности и семейной жизни. Семейная политика развитых стран имеет большие различия. Две группы стран выделяются с первого взгляда: северные страны, страны Юга Европы и англо-саксонские страны.

Это противопоставление основано, главным образом, на различии в поддержке семей с детьми до трех лет, предоставляемой либо в форме отпусков, либо в форме услуг по уходу за детьми работающих родителей. Отпуск в северных странах продолжительнее, чем в остальных: 53 рабочих недели, приведенных к полному рабочему дню и средней заработной плате, в Швеции и 47 недель в Дании против всего лишь 27 недель, в среднем, по всем странах ОЭСР.

И в общей сложности, инвестиции, реализуемые в виде услуг по уходу и воспитанию детей до 6 лет, более высоки в северных странах и, в среднем, составляют 1,6% ВВП против 0,7% в других странах (всего 0,6% в англо-саксонских и азиатских странах и 0,7% в странах южной Европы).[4]

В последнее время все более актуальной становится проблема повышения пенсионного возраста для всех стран ЕС. По мнению Еврокомиссии, сформулированному в специальном документе, при сложившейся демографической ситуации в Европе возраст выхода на пенсию необходимо повысить до 70 лет. Эксперты ЕС констатируют: в 2008 году на одного европейского пенсионера приходилось четверо работающих. Однако при сохранении тенденции, к 2060 году продолжающих трудиться останется только двое. В обществе развитых стран повышение пенсионного возраста – вынужденная мера. Вариантов выхода из этого положения немного, и ни один из них не будет принят обществом с восторгом. Пенсионная реформа во Франции вызвала общенациональную забастовку. Активные дискуссии пенсионной реформы также имеют место в Германии. Альтернативой повышению возраста может быть либо увеличение взносов в пенсионный фонд, либо урезание пенсии или увеличение дотаций из государственного бюджета.

Таким образом, каждая и предлагаемых в развитых странах мер имеет определенные ограничения.


Заключение


Современное мировое хозяйство характеризуется продолжающимся ростом численности населения, однако происходит замедление темпов его прироста. При этом выявляются значительные различия в демографических процессах, наблюдаемых в странах с разным уровнем экономического развития. Мировое население растет стремительными темпами, и по прогнозам ООН продолжит расти, однако, это происходит неравномерно. В основном увеличивается население развивающегося мира стран Азии, Африки и Латинской Америки. В результате возникает демографическая асимметрия, которая в дальнейшем будет нарастать. В развитых странах, завершивших демографический переход, снижение фертильности и рост продолжительности жизни ведет к таким последствиям как стабилизация населения и его старение при этом, международная миграция становится основным источником роста населения в этих странах. В развивающихся странах, несмотря на относительно успешную политику снижения фертильности, сохраняются высокие темпы прироста в связи с «демографической инертностью», не завершенным демографическим переходом. В странах с переходной экономикой, переживших кризис перехода от административно-плановой системы к рыночной экономике и ухудшение условий жизни наблюдается деформированная структура населения, сокращение численности населения, ведущее к депопуляции.

Попытка определить взаимосвязь темпов роста населения показала что население и ресурсы как две важные переменные величины очень подвижны и эластичны, что не позволяет проводить прямые арифметические связи между ними. Снижение темпов прироста населения не всегда ведет к росту уровня экономического развития и наоборот. При этом нельзя игнорировать факт того, что прирост населения может внести свой вклад в производство ВВП.

В целях регулирования проблем народонаселения правительства проводят демографическую политику. В данном вопросе так же наблюдаются кардинальные различия в подходах и методах решения проблемы в странах с разным уровнем развития. Так в развитых странах большее внимание уделяется сохранению стабильного прироста населения, обеспечивающего замещение, широко обсуждаются меры способствующие росту предложения труда. В странах с развивающейся экономикой политика скорее направлена на максимально возможное снижение прироста населения при этом не исключается применение репрессивных мер.


Список используемой литературы


1.   Мировая экономика: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Ю.А. Щербанина. М.: ЮНИТИДАНА, 2004.

2.   Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: Учебник / Суэтин А.А. М.:КНОРУС, 2008.

3.   Мировая экономика: Учебник для вузов / И.П.Гурова. М.: Издательство «Омега-Л», 2009

4.   Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5.   Мировая экономика. Ломакин В.К. 3-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6.   Избранные демографические труды. А.Г. Вишневский М.: Наука. 2005г.

7.   Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. М.: ЛИБРОКОМ/URSS, 2009

8.   Аналитический доклад «Демографическая политика России: от размышлений к действию» / Центр стратегических разработок и Представительство ООН в Российской Федерации, 2008г.

9.   Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. / Под общей редакцией А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева; 2009. - 208с.

10.   «Мировое население через 300 лет» / электронный аналитический журнал Демоскоп Weekly № 371 – 372, 2009г.

11.   United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2009) World Population Prospects: The 2008 Revision: Volume I: Comprehensive Tables

12.   О. Осколкова, А. Кушелева. Планирование семьи в странах Азии и Африки. Мировая экономика и международные отношения. - 2005, с. 84-90

13.   World population growth: Status in 2010 and prospects // Newsletter express No. 3/10, July 2010

14.   United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Population Policies 2007

15.   #"#">www.oecd.org

17.   #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] UNCTAD handbook of statistics 2009

[2] United Nations Population Division, World Population Prospects, The 2008 Revision

[3] UN World Population Policies 2007

[4] OCDE: www.oecd.org


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.