Рефераты. Вывоз капитала как форма международных экономических отношений

3.                Государственное регулирование вывоза капитала (понятие инвестиционного климата)


Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.

Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т.п. видится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.

В целом степень привлекательности страны для размещения в ней иностранных капиталовложений определяется так называемым инвестиционным климатом. Инвестиционный климат характеризуется следующими чертами:

– характером законодательства об иностранных инвестициях;

– наличием запасов природных ресурсов;

– квалифицированной рабочей силой;

– емкостью местного рынка;

– конвертируемостью национальной валюты;

– гарантиями вывоза прибылей;

– национализацией предприятий.

Помимо вывоза капитала частными компаниями экспорт капитала осуществляется государствами.

С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия: иностранные инвестиции в национальной экономике; инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.

Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.[4]

Большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов: работающие на привлечения иностранных инвестиций; работающие на ограничение иностранных инвестиций (Приложение 4).

К первой группе относятся следующие меры: налоговые и таможенные льготы; гарантии против национализации иностранной собственности; возможность репатриации прибыли; предоставление концессий.

Ко второй группе относятся: ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний; определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий; применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов; установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

1.Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы.

2.Финансовые – получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально – экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями.

3.Нефинансовые – позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон.[5]

Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала – процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме – в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов – содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций – участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о «бегстве» или «утечке» капитала за границу, Основная причина «бегства капитала» – отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает, прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы.

Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.

Следует признать, что в России пока не создан привлекательный инвестиционный климат для иностранных капиталовложений. Стимулы и гарантии для иностранных инвестиций даже отдаленно не напоминают условий, созданных для них, например, в новых индустриальных странах. Не выработаны адекватная структурная политика, долгосрочные льготы (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и многому другому). Иностранные инвесторы, работающие в производственной сфере, особо отмечают неполноту и отрывочность, а зачастую и недоступность объективной информации о потенциальных объектах крупных вложений капиталов. Государственные законодательные акты нестабильны, и «правила игры» изменяются в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.[6]



4.Роль ТНК в международном движении капитала


Владельцами подавляющей части прямых заграничных инвестиций выступают транснациональные корпорации (ТНК).

ТНК – это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

Целью распространения производственной деятельности ТНК за рубеж является, прежде всего, возможность получения более высокой, чем у себя «дома», прибыли за счет широкого доступа к природным и трудовым ресурсам, рынкам других стран, экономии на транспортных издержках.

В организационном плане зарубежные филиалы ТНК являются либо полной собственностью головных компаний, расположенных в стране базирования, либо существуют в виде смешанных компаний с участием местного капитала.

В настоящее время ТНК могут устанавливать контроль над зарубежными предприятиями и без участия собственного капитала – путем различных соглашений, охватывающих сферу промышленного сотрудничества, передачи технологии, научно-исследовательских разработок, управленческих, информационных услуг. Последнее больше относится к развивающимся странам, поскольку инвестирование капитала в экономику многих из них связано с риском общей политической и экономической нестабильности.

Вывоз капитала в форме портфельных инвестиций используется для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими ТНК, транснациональными банками и центральными государственными банками.

Важным изменением в структуре экспорта капитала является огромный рост международных кредитов и образование мировой кредитно-финансовой сферы. Особенно возросло в связи с этим значение международного рынка ссудных капиталов. Международные кредиты используются правительствами отдельных стран в основном для покрытия бюджетного дефицита; крупными фирмами и ТНК – для пополнения основного капитала, учреждения филиалов, строительства и реконструкции зарубежных предприятий, выпуска акций.

Совокупные зарубежные инвестиции всех ТНК в настоящее время играют все более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных капиталов частного сектора всего мира, более 90% прямых инвестиций за рубежом.

В последние годы иностранные прямые инвестиции ТНК увеличивались в 3 раза быстрее, чем внутренние инвестиции, хотя на их долю приходится 6% ежегодных инвестиций в промышленно развитых странах. 70% всех международных платежей, связанных с кредитами и лицензиями, представляют платежи между материнскими компаниями и их заграничными филиалами.

К 20 крупнейшим корпорациям мира, контролирующим основной и оборотный капитал в размере 1 млад. долл., относятся Эн-Ти-Ти, «Дженерал Электрик», «Мицубиси Банк», «Эксон», «Сумитомо Банк», «Санва Банк», «Тойота», «Кока-кола», «Филипп Моррис», «Би-Ти» и другие.

Меры поддержки транснационального капитала:

1. Предоставление государственных гарантий и страхование прямых инвестиций. Например, в США действует Государственная корпорация по страхованию и гарантированию инвестиций.

2. Поддержка в урегулировании инвестиционных споров. Создание специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере. Действует Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров, подписанная 115 странами.

3. Создание справедливых и недискриминационных инвестиционных условий как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

4. Исключение двойного налогообложения.

5. Административная и дипломатическая поддержка своих международных корпораций при освоении новых иностранных рынков.

Однако во взаимодействии ТНК со своими государствами возникают и негативные моменты. К числу основных можно отнести:

1. Увеличение оттока капитала из страны базирования через каналы прямого инвестирования, что оказывает неблагоприятное влияние на динамику занятости и безработицы, производительность труда, темпы роста промышленного производства и, следовательно, объем ВНП.

2. Вмешательство во внешнюю политику своих стран в своих интересах, что порой втягивает сами государства в дорогостоящие конфликты.

3. Прямые иностранные инвестиции могут вполне нести побочные технологические преимущества, которые могут быть присвоены субъектами принимающей страны.

Сложнее складываются отношения ТНК с менее развитыми государствами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы крупных международных корпораций часто входят в противоречие с национальным капиталом и через него с государственными интересами.[7]


Список использованной литературы

1. Фигурнова Н.П. Международная экономика. – Москва: Омега – Л. 2005 г.

2. Абрамов В.Л. Мировая экономика. Учебное пособие, 4- изд., перераб. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007 г.

3. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.

4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во «Дело и Сервис», 2007 г.

5. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. райзберга. – Москва: ИНФРА – М, 200 г.

6. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 200 г.

7. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учеб. пособие. – Москва, 1999 г.


[1] Фигурнова Н.П. Международная экономика. – Москва: Омега – Л. 2005 г.

[2] Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. райзберга. – Москва: ИНФРА – М, 200 г.

[3] Абрамов В.Л. Мировая экономика. Учебное пособие, 4- изд., перераб. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007 г.

[4] Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во «Дело и Сервис», 2007 г.

[5] Экономическая теория: Учебник дл явузов / Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 200 г.

[6] Фигурнова Н.П. Международная экономика. – Москва: Омега – Л. 2005 г.

[7]  Фигурнова Н.П. Международная экономика. – Москва: Омега – Л. 2005 г.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.