Рефераты. Внутренняя и внешняя политика алавитов в Сирийской Республики во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

Все три этих института государственной власти находились под жестким контролем режима, в частности, под контролем его алавитской фракции. Речь идет о том, что, как отмечал В. Пертес, сирийский режим не «может рассматриваться как чисто военная диктатура». По его словам, «это диктатура, где военные выступают лишь в качестве одного из наиболее мощных и …наименее фрагментированных «центров силы»» 35.

Разумеется, Х. Асад выступал в качестве главнокомандующего вооруженными силами. Однако реальными руководителями вооруженных сил страны и, в первую очередь, президентской гвардии (Сарая ад-дифаа), численность которой составляла 20 тыс. чел. 36, всегда были влиятельные члены его семьи – до 1984 г. брат Рифат, а в дальнейшем, вплоть до своей гибели, старший сын Басиль и брат жены – Аднан Махлюф. Пять членов Регионального руководства ПАСВ после 1985 г. ранее были заняты в аппарате специальных служб. По меньшей мере двое из пяти премьер-министров страны между 1970 и 1995 гг. были армейскими генералами. Министерство обороны САР с 1972 г. возглавляет старый друг бывшего президента САР М. Тлас. В свою очередь, во главе министерств внутренних дел, местного самоуправления и сельского хозяйства находятся люди, в прошлом занятые в армейском аппарате и аппарате государственной безопасности. Их заместители, как и заместитель министра иностранных дел, имеют то же военное прошлое. Все они тесно связаны с президентом отношениями взаимной зависимости, требующей порой поиска компромиссных решений, исключающих возможность возникновения в рядах военного окружения президента какой-либо серьезной оппозиции его решениям37.

Правящая партия остается, разумеется, одним из основных инструментов обеспечения власти сирийского режима. По официальным данным, число ее членов к концу июня 1995 г. составило 266380 чел. 38 По сути дела, она действует параллельно армии, полиции и органам государственной безопасности и, как и они, выступает в качестве несущей конструкции политической системы САР.

ПАСВ является действительно пронизывающей все сирийское общество организационной структурой, в сфере влияния которой находятся все социальные страты и все регионы САР, включая районы традиционного расселения суннитов, а также национальных и вероисповедных меньшинств. При всей мощи партийных организаций, например, Дамаска и Халеба, отделения ПАСВ наиболее значительны в тех провинциях страны, где высока доля алавитского населения, прежде всего Латакии. Вместе с тем более важным обстоятельством выступает то, что за годы правления Х. Асада баасистская партия стала мощным орудием выдвижения выходцев из периферийных регионов Сирии. Численность партийных организаций провинций Суэйда, Дераа, Дейр эз-Зор, Кунейтра, Хасаке и Ракка, где проживает незначительное количество населения Сирии, является этому ярким подтверждением.

Партийная статистика наглядно демонстрирует тенденцию к постоянному наращиванию численности партийного аппарата всех уровней.

Складывавшаяся партийная номенклатура, как свидетельствовала все та же официальная партийно-государственная статистика, становилась все более образованной. В 1995 г. из общего числа 1248287 сотрудников партийного аппарата САР 2961 чел. были кандидатами наук, 63293 – магистрами, 120817 закончили высшие учебные заведения, а 289435 – среднюю школу. ПАСВ активно привлекала к партийной работе молодежь.

Партийная номенклатура становилась принципиально важным инструментом взаимодействия и контроля руководства над жизнью социума. Но речь шла также и о том, что в лице этих образованных, представленных молодежью сотрудников партийного аппарата (доля женщин среди которых имела тенденцию к постоянному и последовательному увеличению, что принципиально для мусульманской страны), политическая элита страны формировала одну из общественных страт, жестко патронируемых ею и тесно связанных с ее установками. Будущее этой страты, несомненно, определялось волей этой элиты и ее центрального звена – семейного клана Асадов-Махлюфов.

Годы ограниченной политической либерализации, провозглашенной Исправительным движением Х. Асада, как отмечалось, вызвали в марте 1972 г. к жизни Прогрессивный национальный фронт. В настоящее время в состав этой межпартийной коалиции входят ПАСВ, Арабский социалистический союз, две группы сирийских коммунистов, Партия социалистов-юнионистов, Движение арабских социалистов и Юнионистская социал-демократическая партия. Руководители всех этих партийных структур являются членами Центрального руководства ПНФ. В апреле 1980 г. ПНФ, по сути дела, перестал быть лишь союзом политических организаций. В то время в него были включены и общественные организации – Всеобщая федерация рабочих профсоюзов и Всеобщая федерация крестьян, а их руководители стали соответственно и членами Центрального руководства ПНФ. Как считают сирийские власти, вступление этих двух общественных организаций в ряды Фронта «превратило его в организацию подавляющего большинства народа Сирии» 40.

Тем не менее, было бы неуместно преувеличивать возможности этой организации. Ее становление осуществлялось под жестким кон-тролем властей, а в состав ПНФ вошли лишь те группы политического действия, которые были близки ПАСВ по выдвигаемым всеми этими группами целям политической практики. Речь шла, в частности, об «объединении отрядов арабской революции в САР … для мобилизации всех сил … перед лицом … империалистического сионистского нападения». Создание Фронта преследовало и более важную цель – образования на его основе «единой политической организации» в составе всех вошедших в него партий. Вступление в его ряды тогда еще единой организации сирийских коммунистов едва ли не полностью определялось задачами советской внешнеполитической линии на Ближнем Востоке.

По сравнению с ПАСВ все входящие в ПНФ группы политического действия немногочисленны. По словам Ф. Пертеса, данные которого основываются на личных контактах с представителями небаасистских партий, численность руководимой Ю. Фейсалом одной из входящих в состав ПНФ коммунистических групп может оцениваться в 10 тыс. членов. Вторая же, лидером которой до 1995 г. был ветеран сирийского коммунистического движения Х. Багдаш (в настоящее время ее возглавляет его жена – В. Багдаш), в численном отношении менее значительна. В свою очередь, в рядах Арабского социалистического союза, продолжающего апеллировать к идеям Г.А. Насера, около 2 тыс. членов. Несколько тысяч членов насчитывает Партия социалистов-юнионистов, Движение арабских социалистов – менее 2 тыс. и Юнионистская социал-демократическая партия – около 200 активистов, которые являются, по сути дела, бывшими регионалистскими фракциями ПАСВ (Юнионистская социал-демократическая партия – бывшая фракция Партии социалистов-юнионистов), покинувшими ее ряды в 60–70-е годы прошлого столетия.

Эти партии лишены возможности создания собственных общественных организаций, не могут работать в студенческой и армейской среде, в основу их деятельности как членских организаций ПНФ положены программные документы ПАСВ и решения ее партийных съездов и конференций46. Небаасистские партии участвуют в обще-национальных выборах в Народный совет, а также в выборах в провинциальные советы только на основе общих списков кандидатов, представляющих все партии ПНФ47. Каждой из этих групп политического действия обычно предоставляется один-два незначительных поста в правительстве. Они не имеют доступа к электронным или печатным средствам массовой информации, а издание ими собственной прессы запрещено. Любая попытка этих групп политического действия выступить против ПНФ и режима будет означать для них полный переход к полулегальной или нелегальной деятельности. Иными словами, речь идет лишь о формальных организациях, не оказывающих какого-либо воздействия на процесс принятия политических решений.

Создание ПНФ позволило Х. Асаду окончательно покончить со все еще существовавшей к началу его правления общественной популярностью коммунистов и насеристов, выступавших в 50-е и 60-е годы ХХ в. в качестве основных политических соперников ПАСВ на левом фланге сирийской политической жизни. Их влияние было значительно среди крестьян, в рядах офицерского корпуса, студенчества и среднего класса. Связи с друзскими (Арабский социалистический союз) и курдскими офицерами (для коммунистов это определялось курдским происхождением Х. Багдаша, хотя коммунисты играли немалую роль в армянской и арабо-православной среде) позволяли обеим политическим организациям занимать существенное место в политической системе Сирии. Конечно же, престиж коммунистов был тесно связан и со статусом Советского Союза как одной из двух великих держав. Однако проблема заключалась не только в этом.

Создание ПНФ позволило сирийской политической элите не только окончательно институционализировать левые регионалистские и тесно связанные с этническими и конфессиональными меньшинствами партии и создать основы для дальнейших действий в отношении потенциальной (или реальной) оппозиции. Впрочем, эти же действия были предприняты этой элитой и в отношении общественных организаций, самые значительные из которых были включены в состав ПНФ. В условиях все еще сохраняющейся в Сирии и поощряемой партийно-государственными властями социальной мобильности обе они (и Всеобщая федерация рабочих профсоюзов, и Всеобщая федерация крестьян) могли бы стать реальным источником выдвижения нежелательных для «правящего класса» контрэлитарных группировок.

Речь идет не только о формальной возможности дальнейшего расширения ПНФ за счет включения в него новых членских организаций. Введение в его ряды обеих общественных организаций становилось реальным доказательством стремления властей и в дальнейшем проводить курс на институциализацию возникающих в национальном социуме групп политического действия. Едва ли не последним примером предпринятых в этом направлении действий стали шаги, направленные на создание лояльной «правящему классу» исламской суннитской партии, а также смягчение позиции в отношении Сирийской национальной социальной партии.

Ставший реальностью в 1973 г. сирийский парламент за годы правления Х. Асада превратился в один из инструментов проведения курса на расширение в Сирии системы патронажно-клиентельных отношений. Это, по сути дела, совещательный орган, воздействие которого на проводимый «правящим классом» курс минимально, о чем свидетельствуют и официальные сирийские издания.

Разумеется, представители партий ПНФ являются основой депутатского корпуса сирийского Народного совета, численность которого составляет в настоящее время 250 членов. Доля независимых депутатов в нем никогда не была высокой. В сирийском парламенте последнего созыва их было лишь 83 депутата. Тем не менее Народный совет САР может рассматриваться как элемент политической системы страны, позволяющий обеспечивать участие в происходящем политическом процессе тех социальных страт (вновь возникшие группы предпринимателей), которые стали реальностью страны за годы начавшейся в ней либерализации экономической жизни. Присутствие их представителей в составе независимых депутатов является серьезным подтверждением этого факта.

Едва ли уместно говорить о том, что присутствие представителей «предпринимательского класса» в сирийском парламенте становится показателем усиления его политических позиций. По данным Ф. Пертеса, сирийская предпринимательская страта не представлена в рядах ПАСВ. Она не обладает сколько-нибудь серьезными организационными возможностями. Более того, развитие этой страты целиком и полностью зависит от государства. Иными словами, речь может идти лишь о слое общества, который появился в стране как результат проводимой ее руководством политики и в силу этого вплетенный во все ту же ткань патронажно-клиентельных отношений, которые стали основным направлением курса недавнего сирийского лидера.

Клан, представленный семьей Асадов-Махлюфов – алавитская «джамаа» («группа»), – находится в центре системы этих патронажно-клиентельных связей. Однако развитие ситуации в стране после 1970 г. доказывает, что этот клан окружает более широкий круг людей, принадлежность к которому отнюдь не всегда определяется их вероисповедным происхождением. Более существенным фактором для этого круга выступает личная преданность клану. Поэтому и неалавиты имеют доступ к высшим государственным должностям. Достаточно сослаться на то, что глава генерального штаба армии Х. аш-Шихаби, министр обороны М. Тлас, вице-президент А.Х. Хаддам и все премьер-министры страны в период пребывания у власти Х. Асада являлись суннитами. Суннитами являются и оба заместителя Генерального секретаря ПАСВ, возглавляющие Региональное и Общенациональное руководства партии. Однако эта ситуация может рассматриваться лишь как дополнительное подтверждение того, что выстроенная выходцами из алавитской офицерской среды пирамида тесных отношений с окружающим их социумом поставила эту среду в центр строительства национального сообщества. И она успешно справилась с этой задачей.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.