Требования, предъявляемые к России, сводятся в основном к:
• снижению или полной отмене пошлин на ряд товаров;
• допуску иностранных компаний на рынок услуг, к конкурсам на проведение государственных закупок;
• отказу государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдению норм ВТО при дотировании аграрного комплекса;
• сокращению субсидирования отдельных отраслей;
• отказу от экспортных пошлин;
• упрощению норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле.
Что даст России участие в ВТО? Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
- получение лучших, в сравнении с существующими, и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО (в частности, в банковской сфере);
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Таким образом, присоединение России к ВТО имеет свои «плюсы» и «минусы».
Плюсы:
1. Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.
2. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику.
3. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для разрешения торговых споров.
4. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.
5. Наличие ограниченного во времени переходного периода по отдельным отраслям заставит их активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности своей продукции. Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов. Основные тенденции и темпы развития экономики в целом и отдельных отраслей и секторов, как в случае присоединения, так и неприсоединения к ВТО будут определяться в целом одними и теми же факторами, которые преимущественно не связаны непосредственно с фактом присоединения к ВТО.
Минусы:
1. Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России;
2. Ухудшение торгового и платежного балансов, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга;
3. Серьезные проблемы возникнут в области интеграционных процессов стран - членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг.
2.2 Россия и ЕС
Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%. В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.
Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа - Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь - воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа - Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.
Участники ситуационного анализа сошлись во мнении, что существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.
В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.
Сами страны ЕС не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС. При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.
Политико-экономические системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием, так называемого, англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.
В настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия - Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.
Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС. Поэтому переговорный процесс Россия - ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.
Но в результате финансового кризиса, политика поменялась. В России есть деньги, потребность в западных технологиях, ресурсы, которые нужны ЕС для выхода из кризиса, поэтому экономические параметры сегодня определяют сближение. Поэтому среди основных достижений диалогов ЕС-России в 2009 году можно назвать следующие:
• Переговоры по новому соглашению между ЕС и Россией (в 2009 году прошло 5 раундов переговоров);
• Подписание финансовых соглашений по 5 программам приграничного сотрудничества (Коларктик, Карелия, Юго-Восточная Финляндия/Россия, Литва/Польша/Россия, Эстония/Латвия/Россия);
• Возобновление работы неформального механизма предварительного оповещения о поставках товаров;
• Завершение строительства и официальное открытие двух пунктов пропуска (Мамоново II и Чернышевское);
• Подписание в ноябре 2009 года координаторами энергетического диалога меморандума о механизме раннего предупреждения;
• Реализация соглашений по упрощении выдачи виз;
• Продолжение визового диалога;
• Начало обсуждения возможного участия России в 7-ой Рамочной программе ЕС по поддержке исследований и технологического развития.
2.3 Россия и АСЕАН, АТЕС
Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить свободный режим торговли в рамках сообщества для развитых стран к 2010 году, а для остальных - к 2020. Участие России в функционировании такой гигантской зоны является крайне выгодным и сулит большие прибыли.
Являясь региональным локомотивом экономического роста, регион АСЕАН формирует запросы и требования к своим контрагентам в мире, которые необходимо учитывать его партнерам. Устранение России от связей со странами АСЕАН может лишить ее внешних импульсов для экономического развития, которые генерируются в этом регионе. Эти импульсы могут выступать и в форме потребностей в определенных российских товарах, и в виде иностранных инвестиций, и в форме правил, обычаев и законодательного регулирования хозяйственной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5