Рефераты. Влияние миграции капитала на экономику принимающей страны

Это, безусловно, облегчает потребителям доступ к более качественным и, как правило, к менее дорогим товарам.

За период деятельности ГАТТ (ВТО); т.е. начиная с 1948 г. средний уровень таможенных тарифов снижен почти на порядок: с 43- 48% до 4-6%. При этом снижение было более существенным в экономически развитых странах и меньшим в развивающихся. Так, по данным упомянутого доклада Всемирного банка, в конце 80-х - начале 90-х годов в девяти развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки средняя тарифная ставка сложилась на уровне от 10% (1992 г., Чили) до 26-28% (Бангладеш и Филлипины) и 42%(Египет). Согласно сведениям ВТО, средневзвешенные импортные пошлины после завершения Уругвайского раунда составляли: в Мексике - 33,7%; Индии - 32,4%; Аргентине и Венесуеле 30,9%; Таиланде- 28,0%; Бразилии -27,0%; Турции - 22,3% и на Филлипинах- 22,2%. В развитых странах средневзвешенные тарифные ставки снизились с 6,3% (перед Уругвайским раундом) до 3,8% (после него). А по отдельным странам и группам стран соответсвенно США - до 3,5% (5,4 ); страны ЕС -3,6% (5,7); Канада - 4,8% (9;0); Япония - 1,7% (3,9).

Следует обратить внимание на довольно широкую дифференциацию ставок импортных пошлин в развитых странах. Как можно судить по данным ВТО, при указанных выше средних таможенных ставках, распределение их уровня по товарной номенклатуре импорта в США и странах ЕС соответственно следующее: беспошлинно США - 39,5%, ЕС - 37,7 %; от 01 до 5,0 - 42,9% и 34,2%;,5,1-10,0 - 10,2% и 19,0%; 10,1 - 15,0- 1,3% и 8,2%; 15,1 -35,0 - 6,0% и 9,9%, наконец, свыше 35,0 - 0,1 и нет.

Как видим, дифференциация ставок, их изменение по отдельным группам товаров активно используются с учетом конкретных ситуаций и задач внешнеторговой и в целом экономической политики в рамках правил ВТО.

Выведенная из сферы деятельности ООН и обладающая независимым по аналогии с Международным валютным фондом или Международным банком реконструкции и развития статусом, ВТО получила возможность проводить собственную независимую политику. ВТО предполагает про ведение регулярного собственного контроля за политикой стран-участниц по соблюдению принятых соглашений. Министерская конференция, проводимая не реже одного раза в два года, и Генеральный совет осуществляют контроль и руководят деятельностью организации в целом. В рамках последнего дейcтвуют три специальных субсовета по указанным направлениям.

В качестве общего результата принятых мер можно ожидать усиления многосторонней системы контроля за национальными нормами регулирования внешней торговли.



2. Влияние миграции капитала на экономику стран базирования и

принимающих стран


2.1 Влияние миграции капитала на экономику принимающей

страны


Разные формы международных капиталопотоков оказывают различное влияние на экономику страны-реципиента.

Для принимающего государства потенциальные преимущества притока прямых зарубежных инвестиций включают в себя следующие элементы:

·        Стабильный источник финансирования.

·        Передача технологий, управленческих навыков, торговых марок, патентов и лицензий.

·        Возможность экспортной диверсификации.

·        Преимущества для квалифицированной рабочей силы в отраслях с высокой долей добавленной стоимости.

·        Расширение связей с внешними рынками.

·        Содействие росту конкурентоспособности принимающей экономики.

В мировой экономической литературе можно выделить два подхода к выявлению эффекта ПЗИ на экономику принимающей страны.

Первый подход характерен для традиционных теорий внешней торговли, которые определяют прямое воздействие вложения прямых или портфельных инвестиций на материально-вещественные факторы. Главное условие такой модели заключается в том, что ПЗИ увеличивают предельный продукт труда и уменьшают предельный продукт капитала.

Второй подход, связанный с теорией промышленной организации, делает акцент на косвенный или внешний эффект вложения инвестиций. При этом сторонники данной теории стремятся узнать, почему фирмы инвестируют за рубежом, а не производят аналогичные товары или услуги в своей стране. По их мнению, ПЗИ могут обеспечить экономическое развитие принимающей страны на основе содействия росту производительности труда и расширения экспорта. Однако, истинные связи между зарубежными ТНК и принимающими странами несколько варьируются между странами и отраслями. Важным критерием преимуществ, обеспечиваемых за счет ПЗИ, является характеристика экономики принимающей страны и ее инвестиционного климата.

Многие теории ТНК базируются на мнении о том, что зарубежное производство и торговля являются взаимозамещающими. Приток прямых зарубежных инвестиций влечет за собой передачу технологии, а также стимулирует эффект ее передачи местным, фирмам, что содействует более эффективному использованию имеющихся ресурсов. Правда, далеко не всегда в расчет принимается эффект передачи технологии. Он носит внешний характер и, в частности, содействует росту конкуренции на внутреннем pынкe принимающей страны.

Можно выделить три разновидности эффекта передачи технологии, сопутствующей инвестициям:

Демонстрационный или показательный эффект - национальные фирмы могyт внедрить переданную технологию путем копирования технических достижений.

Текучесть кадров рабочей силы - рабочие и служащие, повышающие квалификацию в рамках соответствующей ТНК, могут передать информацию местным фирмам или могyт организовать собственные компании, что способствует распространению технологии.

Установление и расширение производственных и прочих связей между зарубежными и национальными фирмами, что связно со спросом со стороны ТНК на получение местных услуг, товаров, производственных мощностей и др.

В целом, привлечение прямых зарубежных инвестиций и сопутствующей технологии, управленческих навыков и др. содействует модификации производственных методов национальных фирм. Но необходимо стимулирование притока именно прямы инвестиций, т.к без них передача таких технологий была бы просто невозможна. Покупка самих технологий - вещь дорогостоящая и часто недоступная для многих развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Таким образом, ПЗИ могyr увеличить пакет имеющихся у местных фирм технологий. Важным является и факт адаптации новых технологий к местным условиям, при этом более быстрая адаптация необязательно оказывает внешний эффект на экономику принимающей страны. На внутреннем рынке зарубежные ТНК сталкиваются с более сильной конкуренцией со стороны местных фирм. Например, ТНК могут выбрать передачу технологий более низкого качества, если налицо, риск оттока или внедрения технологии местными фирмами.

Зарубежные инвестиции также позитивно влияют на рост производительности труда в принимающей стране. Правда, в последние несколько лет сформировалось далеко не однозначное мнение по этому вопросу. По некоторым исследованиям, иностранные инвестиции оказывают негативный эффект на положение местных фирм. В частности, значительные улучшения в производительности труда местных фирм могут быть получены без больших объемов капиталовложений, эффект которых скажется лишь в отдаленном будущем.

Зарубежные инвестиции стимулируют рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу, повышают уровень благосостояния населения, так как ТНК платят более высокую зарплату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. ТНК стимулируют производство промежуточной продукции, т.к. создают спрос на нее. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, т.к. они не производили бы, такие товары при отсутствии спроса, со стороны ТНК. Этот apryмент наиболее значим для наименее развитых стран, которые практически не имеют собственных промышленных мощностей.

Наряду с позитивным влиянием притока ПЗИ на экономику принимающей страны есть и возможные негативные эффекты.

Один из них - эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями и вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными ТНК. Но этот эффект далеко не однозначен, т.к. ПЗИ могут содействовать экспансии национальных фирм за счет роста производительности труда, внешнего эффекта от передачи технологии. Как показывают данные, увеличeниe нетто-притока ПЗИ на каждый доллар вложения сопровождается ростом совокупного капитала в принимающей стране на более чем один доллар (колебания в пределах 1,5-2,3 раза). Таким образом, ПЗИ содействуют экономическому росту на основе роста совокупных капиталов в принимающей стране.

Одним из существенных вопросов оценки влияния ПЗИ на экономическое развитие при ни мающих стран является увеличение совокупного объема капитальных фондов за счет притока зарубежных инвестиций, при этом наличие последних стимулирует новые капиталовложения, которых не было бы при отсутствии ПЗИ. Этот эффект получил название увеличения накопленных капиталов за счет привлечения зарубежных инвестиций (crowd-in). Противоположным является эффект вытеснения национальных инвестиций зарубежными (crowd-out).

Доля ПЗИ в совокупных капитальных ресурсах промышленно развитых стран примерно в два раза меньше, чем в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, при этом за последние десять лет динамика этого показателя колебалась. Так, удельный вес прямых зарубежных инвестиций в накопленных капиталовложениях развитых государств практически не изменился:

в 1992-1996 гг. был равен 3,5%, в 1997-2001 гг. - 3,2%. В развивающихся странах - 3,4% и 6,8, в странах Центральной и Восточной Европы - 0,1 и 6,2% соответственно. Как видно из приведенных данных, прямые зарубежные инвестиции наиболее важны для развивающихся стран и государств с переходной экономикой.

ПЗИ не всегда эквивалентны новым вложениям зарубежных фирм. Например, многие инвестиции не становятся таковыми, если они осуществляются в форме международных слияний и приобретений, когда происходит передача прав собственности на имеющиеся активы от национальных фирм зарубежным компаниям (ранее уже упоминалось о том, что в последние годы роль такой формы ПЗИ постоянно растет). В некоторых странах капитал, вкладываемый ТНК, может превышать реальный объем ПЗИ в условиях финансирования инвестиций на основе заимствований на внутренних рынках. Этот феномен характерен для практики преимущественно развитых государств.

В целом, влияние ПЗИ на уровень накопления капитала может значительно варьироваться в разных странах в зависимости от национальной политики, форм зарубежных инвестиций, конкурентоспособности национальных компаний.

Для достижения эффекта увеличения капиталовложений необходимо наличие ряда условий в принимающей стране. Это - содействие внедрению новых товаров, услуг, технологий, отсутствовавших ранее в принимающей экономике и предназначенных для сбыта на внутреннем или внешних рынках. Taкие инвестиции оказывают более, благоприятное влияние, чем зарубежные капиталы вкладываемые в отрасли, в которых функционируют местные производители. В первом случае зарубежныe инвестиции оказывают позитивное влияние на капитальные фонды; т.к. национальные производители .не имеют соответствующего уровня знаний, оборудования, технологий для производства таких; товаров или услуг.

Если же инвестиции идут в отрасли, в которых действуют, конкурентоспособные национальные компании (или компании, paботающие на экспорт), то сам факт вложения иностранных инвестиций может лимитировать инвестиционные возможности, которые были доступны национальным производителям до появления ПЗИ. Другими словами, очевидно, что такие ПЗИ сокращают внутренние капиталы, которые могли бы быть вложены местными производителями в будущем. Вклад таких ПЗИ в совокупные капитальные фонды будет меньше по сравнению с объемом вложенных инвестиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.