Рефераты. Угрозы территориальной безопасности в Восточной Азии

Существует два основных подхода к определению состава региона Восточной Азии. В более узком понимании (основываясь на географической близости стран) в Восточную Азию включают: Китайскую Народную Республику, Японию, Корейскую Народную Демократическую Республику, Республику Корея, Монголию и Тайвань (Китайскую Республику на Тайване). Существует и расширенное понимание региона Восточная Азия как геоэкономического ареала. Сюда относят Японию, Китай, Южную Корею, Тайвань, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Индонезию. Некоторые исследователи (с рядом оговорок) относят сюда Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Мьянму (Бирму), Монголию и российский Дальний Восток. Так как в этом определении региона большое внимание уделяется экономическому и политическому развитию стран, в более широкое определение Восточной Азии не попадает КНДР[3].

Отношения в области безопасности между странами региона в основном базируются на двусторонних обязательствах. Хотя в Восточной Азии имеется несколько многосторонних военно-политических соглашений, они не играют важной роли.

Большую роль в поддержании безопасности в регионе играют США. Например, в 1951 г. в Сан-Франциско был подписан японо-американский Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который был пересмотрен и продлен в 1961 г. Этот договор не имеет четко оговоренного срока действия и ежегодно автоматически продлевается. Он предусматривает оказание Соединенными Штатами помощи Японии в случае возникновения угрозы миру и стабильности на Дальнем Востоке. Договор о взаимной обороне между США и Южной Кореей был заключен в октябре 1953 г. после подписания соглашения о прекращения огня, положившего конец боевым действиям в Корее, продолжавшимся с 1950 по 1953 гг. Оба договора позволяют США иметь военные базы на территориях союзников. В 1979 г. американский конгресс принял Закон об отношениях США с Тайванем (Китайская Республика на Тайване), в соответствии с которым Тайвань имеет неофициальные американские гарантии на случай чрезвычайных ситуаций в зоне соприкосновения с Китаем[4].

Военно-политические обязательства России перед странами региона меньше. Российская Федерация признает действенность договора 1978 г. между СССР и СРВ. На основании этого договора с 1979 г. по конец 80-х Советский Союз арендовал во Вьетнаме две базы – военно-морскую в Камрани и военно-воздушную в Дананге. Советское присутствие на этих базах должно было уравновешивать американское присутствие на Филиппинах. Но к началу 90-х годов советское присутствие во Вьетнаме было свернуто. Вьетнамская сторона не возражает против использования этих же баз Соединенными Штатами. Формально не денонсирован и советско-северокорейский военно-политический договор 1961 г., предусматривающий оказание помощи КНДР в случае возникновения конфликта на Корейском полуострове. Однако с 1995 г. в стадии обсуждения находится вопрос о его пересмотре в направлении изменения обязательств российской стороны и приведения содержания договора в соответствие с новыми конституционными процедурами Российской Федерации (процесс прохождения через Федеральное Собрание решений об оказании военной помощи зарубежным государствам). В ноябре 1992 г. был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между РФ и Республикой Корея. Это единственный случай подписания Россией такого рода документа с восточноазиатским государством – союзником США. Он может при необходимости служить «мостом» для косвенного подключения Российской Федерации к сотрудничеству с замкнутой на США системой региональных военно-политических обязательств. В 1993 г. был заключен новый договор России с Монголией. В отличие от прежнего советско-монгольского договора 1966 г. новый договор имеет чисто политический характер[5].

К компонентам безопасности в регионе относятся также региональные интеграционные процессы, активно развивающиеся с 1960-х гг. наибольшее значение имеет созданная в 1989 г. группа АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества). Первоначально в АТЭС вошли страны-участницы АСЕАН[6], США, Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Канада, в 1991 г. к ним присоединились КНР, Гонконг, Тайвань, затем Папуа-Новая Гвинея, Мексика и Чили. В ноябре 1997 г. были приняты Россия, Вьетнам и Перу. Как организация АТЭС не имеет военно-политической окраски, а её решения имеют консенсусный характер и имеет «пространственную», а не «лидерскую» структуру, которая подразумевает отсутствие единого регионального лидера и/или центра. Несмотря на то, что такая структура затрудняет быстрое принятие решений, в конечном счете, она стимулирует создание прочного регионального сообщества. Экономическая интеграция – основной смысл развития региона и является важнейшим компонентом региональной стабильности.



Глава 2. Территориальные споры между странами


2.1 Спорные районы Южно-Китайского моря


К данным территориям относятся архипелаг Спратли, Парасельские острова (часть архипелага Спратли), а также район Тонкинского залива[7].

Архипелаг Спратли состоит из 230 мелких островов и рифов общей площадью 250 тыс. км², расположен между территориями Вьетнама, Филиппин и Малайзии. Частью архипелага Спратли являются Парасельские острова. Важной особенностью Южно-Китайского моря является довольно обширный и неглубокий континентальный шельф, охватывающий около половины акватории, что предопределяет серьезное экономическое значение островов, особенно Спратли. Обладание любым из участков этого архипелага даёт тому или иному государству суверенитет над соответствующей экономической зоной. По оценкам специалистов, шельф Южно-Китайского моря является огромной кладовой нефти, природного газа, фосфора, других полезных ископаемых. Только в Тонкинском заливе обнаружены нефтеносные залегания мощностью до 0,5 млрд. т, а на континентальном шельфе Южного Вьетнама в районе города Вунгтау уже несколько лет ведется промышленная добыча нефти (к концу 1993 г. добыто около 20 млн. т). Архипелаг Спратли – это также обширная рыболовная зона, и многие, даже крошечные рифы, которые при муссонах исчезают под водой, могут оказаться ключевыми при установлении контроля над этой зоной.

Исторически конфликт вокруг островов Южно-Китайского моря с самого начала приобрел и в определенной степени продолжает сохранять характер противоборства в основном между Китаем и Вьетнамом. Заявляя о своем неоспоримом суверенитете над островами и китайская, и вьетнамская сторона приводят в подтверждение исторические документы и ссылки на летописи средних веков, обосновывающие юридически их притязания. Что касается Парасельского архипелага, то еще в середине прошлого века, после установления протектората над Индокитаем, Франция взяла под свой контроль основные его острова, разместив там, в частности, метеостанцию, которая поставляла метеорологическую информацию в страны региона. В 1946 г. часть Парасельских островов, на которых не было французских гарнизонов, была занята войсками гоминьдановского Китая, которые в 1950 г., после провозглашения КНР, были заменены подразделениями НОАК. 15 августа 1951 г. правительство КНР впервые официально заявило о суверенитете Китая над всеми спорными островами Южно-Китайского моря. В частности, в заявлении Чжоу Эньлая относительно американо-английского проекта мирного договора с Японией указывалось: "Архипелаг Сиша и остров Наньвэй (Парасельские и Спратли. - Е.К.), как и весь архипелаг Наньша, архипелаги Чжунша и Дунша (острова Спратли, отмель Мак Клесфилд-бэнк и острова Пратас. - Е.К.) всегда являлись территорией Китая". После ухода Франции в 1954 г. из Индокитая французские войска на Парасельских островах были заменены войсками "Республики Вьетнам" (Сайгон). До 1974 г. военные гарнизоны КНР и сайгонского режима мирно сосуществовали каждый на своих островах. 27 января 1973 г. в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, которое предусматривало вывод американских войск из Южного Вьетнама и достижение в будущем воссоединения страны "на основе обсуждения и соглашений" между двумя ее частями. Как представляется, в Пекине располагали всей полнотой информации о сложившемся соотношении сил в обеих частях Вьетнама, а значит, и о том, что его воссоединение может произойти довольно скоро и, естественно, под эгидой Ханоя[8].

Вопрос о принадлежности островов не вызывал разногласий до тех пор, пока не возникла перспектива освоения расположенных в их зоне нефтяных месторождений. В 1974 г., пользуясь военной слабостью Южного Вьетнама, крупные силы ВМС и ВВС Китая нанесли неожиданный удар по тем островам Парасельского архипелага, где были дислоцированы сайгонские войска, и оккупировала практически всю группу Парасельских островов. В тот период Ханой воздержался от публичного изложения своей позиции в отношении военной акции КНР. Многолетняя борьба за освобождение Юга и воссоединение страны вступила в решающую стадию, и в этих условиях Ханой крайне нуждался в сохранении хотя бы внешне добрых отношений с Китаем. К середине 80-х годов тема Парасельских островов в китайско-вьетнамской полемике постепенно стала отходить на задний план. В Пекине исходили из того, что вопрос об их принадлежности "решен окончательно". В Ханое же, время от времени напоминая мировой общественности о том, что Параселы - "исконная территория Вьетнама", отдавали, однако, отчет в том, что в обозримом будущем вряд ли удастся неполитическими методами восстановить вьетнамский суверенитет над ними. Центр тяжести конфликта стал перемещаться к архипелагу Спратли.

В 1992 г. КНР одобрила новый закон о морских владениях, в соответствии с которым Китай в одностороннем порядке провозгласил суверенитет над всей акваторией Южно-Китайского моря. В новом законе было оговорено право Китая применять силу для пресечения того, что он мог счесть незаконным промыслом в китайских территориальных водах. По новому закону общая площадь акваторий, на которые стала претендовать КНР, составила 3 млн. кв. км, из которых около одной трети эксплуатируется, по мнению Китая, незаконно другими странами. Теперь уже не только группа Парасельских островов[9], но и весь архипелаг Спратли оказался в зоне китайских претензий. В том же 1992г. КНР в сотрудничестве с американскими корпорациями приступила к разведке нефти в районе Тонкинского залива, в 70 милях от побережья Вьетнама. Последовали протесты Ханоя и вспышка подозрения по поводу намерений КНР в странах АСЕАН. Ситуация еще более осложнилась в 1995 г., когда КНР установила пограничные знаки и навигационное оборудование на одном из рифов архипелага, который считают своей территорией Филиппины.

В настоящий момент КНР контролирует 70 островов, Вьетнам – 21, Малайзия – 3, Филиппины – 8, а Тайвань – всего один, но самый крупный. Индонезия не претендует на островные территории, но претензии КНР затрагивают ее экономическую зону. Сложность ситуации усугубляется тем, что страны, претендующие на части архипелага Спратли, имеют на островах свои вооруженные силы. Наиболее крупные гарнизоны на островах держат КНР и Вьетнам. На ряде островов размещены войска Филиппин и Малайзии.

Представляется вполне вероятным, что Пекин не остановится на уже завоеванных позициях в Южно-Китайском море и будет добиваться установления полного, в том числе военного, контроля над спорными островами, которые в Пекине считают исконно китайскими. В странах АСЕАН существуют опасения, что КНР будет стремиться утвердить свой контроль над нефтеносными районами силовым путем[10].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.