Комментируя получившее в Малайзии широкое распространение мнение, что «нападение на Ирак является делом рук евреев, использующих США в качестве своего орудия», Махатхир заявил, что не считает его конфликтом христиан с мусульманами. Однако полагает, что он является войной влиятельной еврейской части американского истеблишмента против исламского государства.
Несколько недель спустя малазийский премьер заявил в интервью катарскому спутниковому телеканалу Аль-Джазира, что истинной целью американо-британского вторжения в Ирак являлось не освобождение народа этой страны от тирании Саддама Хусейна, а устранение серьезной внешней опасности, исходившей Израилю от Багдада. Вашингтон и Тель-Авив заинтересованы, чтобы Ирак никогда вновь не поднялся на ноги, а также в том, чтобы активно приобщиться к его нефтяным богатствам. По мнению Махатхира, утверждения, что американцы серьезно намерены восстановить иракскую экономику, являются чистым обманом, как и в случае с Афганистаном. Махатхир выразил также убеждение, что США не удастся создать новую дееспособную администрацию в Багдаде, поскольку иракцы никогда не согласятся сотрудничать с марионеточными властями.
Малазийское руководство устами вице-премьера Абуллы Ахмада Бадави, будущего преемника Махатхира на посту главы правительства, выразило мнение, что, совершив агрессию против Ирака, Вашингтон утратил моральное право возглавлять борьбу против международного терроризма. Если поначалу никто не оспаривал американское лидерство, то после иракских событий даже многие традиционные друзья и союзники отвернулись от администрации Дж. Буша. Особенно тревожно, что оккупация Ирака чревата опасностью спровоцировать новую волну терроризма, поскольку рассматривается многими в мусульманском мире, особенно его радикальным крылом, как оскорбление и вызов исламу. Что касается Малайзии, то, по словам Бадави, действия США в Ираке весьма затруднили деятельность на территории страны регионального антитеррористического центра, спонсированного американцами.
Касаясь причин скорого поражения багдадского режима в войне, официальный Куала-Лумпур неоднократно возвращался к словам, сказанным Махатхиром в Каире в январе 2003 г.: «Мы не следуем предписанию Корана, что Аллах не изменит наши судьбы, если мы не будем стремиться сделать это сами». В переводе на общедоступный язык это означало, что мусульмане во всем мире уделяют львиную долю времени и усилий теологическим диспутам и выяснению взаимных претензий. Война показала, по его словам, что пока мусульмане не могут защитить себя, поскольку не владеют военным искусством, способным устранить врагов ислама. Хотя мусульмане во всем мире усердно возносили молитвы, нападение все же состоялось. Для уммы жгучей необходимостью является овладение всей суммой знаний, накопленных человечеством, приобщение к достижениям современных технологий, особенно информационно-коммуникационных. Без этого, как неустанно повторял Махатхир, исламское сообщество останется на обочине прогресса мировой цивилизации, будет легкой добычей крупных держав Запада, что наглядно продемонстрировали события в Ираке.
Именно по этой причине Малайзия весьма скептически восприняла прозвучавший в октябре 2002 г. призыв главнокомандующего Корпусом стражей исламской революции Ирана Яхьи Рахима Сафари собрать 100 млн. добровольцев для сокрушения Израиля и полного освобождения Палестины. Как отметил Махатхир, даже при наличии самого высокого морального духа они неизбежно станут жертвами применения современных систем оружия12. Малайзия также не поддержала резолюцию конференции Всемирного форума улемов, призвавшую к созданию «исламского военного блока», отказу от закупок западного оружия и налаживанию собственного производства. Задача, по мнению малазийцев, состоит в ином, а именно в том, чтобы многочисленные решения, принимавшиеся в рамках исламского сообщества, оставались не на бумаге, а претворялись в конкретные согласованные дела.
Несмотря на давление США, Малайзия не разорвала дипломатические отношения с Ираком и не закрыла иракское посольство. Малазийский министр иностранных дел Сайед Хамид Албар заявил в апреле 2003 г., что Куала-Лумпур выступает против плана наделения США и Великобритании полномочиями по управлению Ираком. Его страна, подчеркнул министр, признает только такое правительство Багдада, которое демократическим путем будет избрано самими иракцами при непосредственном содействии ООН. Он сказал также, что не следует винить К. Аннана за неспособность остановить американо-британскую агрессию. Ныне факты свидетельствуют, что Генеральный секретарь серьезно взялся за оказание гуманитарной помощи, разработку планов послевоенного восстановления Ирака. Важно, однако, чтобы в реализации этих планов участвовали азиатские страны, а не только те, которые выберут американцы. Вместе с тем, по мнению Малайзии, преждевременно снимать экономические санкции ООН в отношении Багдада, поскольку это может быть расценено как легализация оккупационного режима.
Малазийская дипломатия приняла самое активное участие в совещании глав внешнеполитических ведомств 57 стран-членов ОИК в Тегеране в конце мая 2003 г. В одобренной министрами декларации в связи с событиями вокруг Ирака отвергалось использование силы и односторонних действий, угрожающих суверенитету, нарушающих международное право и Устав ООН. Была выражена поддержка права иракского народа сформировать демократическое правительство, при содействии ООН восстановить суверенитет страны. Не в последнюю очередь иракская часть Декларации являлась ответом ОИК на прозвучавшие со стороны США угрозы приступить к насильственной смене неугодных режимов в Сирии и Иране.
В Декларации содержалось резкое осуждение политики террора, проводимой Израилем в отношении палестинского населения, обращение к США, России, Евросоюзу и ООН с призывом продолжить усилия по урегулированию палестино-израильского конфликта, реализации законных прав народа Палестины во имя достижения справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. В своих основных положениях этот раздел документа повторял соответствующий раздел заявления куала-лумпурского саммита ДН.
Конференция потребовала полной ликвидации ядерного оружия и призвала все страны, особенно ядерные державы, оказать давление на Израиль, дабы побудить его присоединиться к договору о нераспространении, поставить все израильские ядерные объекты под контроль МАГАТЭ. Данное решение было реакцией на американские обвинения Тегерана в стремлении создать собственное оружие массового поражения.
Следуя в русле заявлений Махатхира, сделанных после событий 11 сентября 2001 г., министерская конференция ОИК резко осудила попытки поставить знак равенства между международным терроризмом и исламом. Из Тегерана прозвучал призыв созвать международную встречу с целью дать определение терроризма, а также провести четкую грань между терроризмом и борьбой за национальное освобождение15. Как известно, со своей стороны, еще в апреле 2002 г. на чрезвычайном совещании министров иностранных дел стран ОИК по терроризму в Куала-Лумпуре Махатхир предложил свое определение терроризма, включая государственный. По его мнению, «любую вооруженную или иную акцию против гражданского населения, предпринятую индивидуально или с официальной санкции или по приказу, можно считать терроризмом». В качестве примеров этого международного зла он назвал атаку на Международный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., акции палестинских и тамильских боевиков-смертников, действия израильской армии на территории палестинской автономии, массовые убийства мусульман в Боснии. По словам малазийского лидера, терроризм не является монополией какой-то конкретной нации, расы, религии или идеологии. Что касается мусульман, к террору их постоянно подталкивает иностранное угнетение, безысходность и растущая отчужденность в глобализирующемся мире. Махатхир считает, что одним из главных направлений деятельности ОИК должна стать тщательная разработка проблемы международного терроризма.
По понятным причинам в центре внимания Малайзии, одного из признанных лидеров мусульманского сообщества, главы ДН и будущего председателя ОИК, находится палестинская проблема. В Куала-Лумпуре считают, что если в годы второй мировой войны европейское еврейство пережило «первый холокост», ныне палестинские арабы являются жертвами «второго холокоста».
Малазийцы полагают, что правительство Ариэля Шарона проводит политику государственного терроризма в отношении Палестины, выступают с требованием прекращения насилия против мирного палестинского населения за вывод израильских войск с Западного берега Иордана и сектора Газа. Они осуждают блокаду резиденции главы палестинской администрации Ясира Арафата в Раммале, а также планы его депортации. При этом Куала-Лумпур исходит из того, что нейтрализация Арафата или его физическое устранение лишь осложнят ситуацию: ему на смену придут лидеры более радикального направления, что окончательно загонит палестино-израильский конфликт в тупик. Создается впечатление, отмечают в столице Малайзии, что израильские «ястребы» не понимают того важного факта, что сторонники Хамас, Исламского джихада и других радикальных палестинских организаций составляют по меньшей мере половину взрослого населения Палестинской Автономии. Все говорит за то, что на саммите ОИК проблема поиска путей урегулирования ближневосточной проблемы станет одной из центральных.
На октябрьской встрече в верхах Малайзия предполагает предложить вернуться к золоту (в виде так называемого «золотого динара») в расчетах во взаимной торговле и погашении финансовых обязательств. Предполагается, что «золотой динар» будет находиться в обращении параллельно с основными международными валютами, однако станет «страховым полисом» на случай резких колебаний их обменных курсов. Эта идея была выдвинута Махатхиром в 2001 г. по свежим следам азиатского финансово-экономического кризиса 1997–1998 гг. Куала-Лумпур понимает, что введение новой валюты займет длительное время, однако уже договорился с Ираном перейти к использованию «золотого динара» в двусторонней торговле уже в конце текущего года.
В Куала-Лумпуре весьма оптимистично оценивают перспективы работы саммита ОИК, будучи практически уверены, что малазийской дипломатии удастся в целом достичь поставленных задач. Залогом этого, как здесь считают, станет высокий авторитет страны в исламском мире, завоеванный благодаря внутренней политической стабильности, успехам на экономическом фронте, активной и независимой внешней политике. У малазийцев не вызывает серьезных сомнений, что Махатхир Мохамад, будучи в октябре 2003 г. единодушно избран генеральным секретарем ОИК, продолжит дело, начатое в 1969 г. Абдул Рахманом. На этом посту благодаря личному авторитету, энергии и целеустремленности «доктор М» (как называют Махатхира в Малайзии) сможет вдохнуть новую жизнь в деятельность этой международной организации.
Выступая на Куала-Лумпурском саммите ОИК уже в ранге ее председателя, Махатхир вновь вернулся к ранее обозначенным им главным проблемам, стоящим перед мусульманским сообществом: разобщенности рядов и резкому отставанию от мирового севера в научно-технологической и производственной областях. Заметим в скобках, что саммит проходил под девизом «Повышение научного и морального потенциала ислама».
Махатхир подчеркнул, что по этим причинам страны исламской цивилизации, несмотря на свой огромный потенциал, по-прежнему прозябают в полузависимом состоянии, «угнетаются европейцами и евреями». В изложении российских печатных СМИ, Махатхир в своем выступлении неоднократно возвращался к тезису о том, что «евреи – враги ислама», «сегодня евреи правят миром… но 1,3 млрд. мусульман не могут потерпеть поражения от нескольких миллионов евреев». Так, например, «Известия» в редакционном комментарии назвали высказывания нового главы ОИК «антисемитским скандалом», а «Независимая газета» на первой полосе поместила статью под характерным заголовком «Протоколы малазийского мудреца».
Действительно, для незнакомых с высоко эмоциональной манерой, присущей всем публичным речам Махатхира, его слова показались шокирующими. Но только не для руководителей исламских государств, а тем более для малазийцев. В частности, три года назад, выступая на очередном съезде правящей партии в присутствии официальных иностранных делегаций, Махатхир назвал соотечественников «тупоголовыми бездельниками» и даже «идиотами» из-за их нежелания по-настоящему приобщиться к достижениям современной цивилизации. Слова премьера были встречены собравшимися, привыкшими к «риторической шокотерапии “доктора М”», бурными аплодисментами, что казалось непостижимым для непосвященных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Berita Harian (BH), Kuala Lumpur, 20.10.2002, 23.01.2003.
2. Panorama, Manila, 2000, № 2, с. 62.
3. New Straits Times, Kuala Lumpur, 25.02.2002.
4. Известия, 18.10.2003.
5. Независимая газета, 17.10.2003.
Страницы: 1, 2