"Приток инвестиций в железнодорожный транспорт необходим для решения важнейших задач, среди которых необходимо особо выделить:
замещение выбывающих и изношенных основных производственных фондов;
улучшение качества транспортного обслуживания, расширение сервисных услуг;
повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
увеличение эффективности работы транспорта за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и совершенствования эксплуатационной работы дорог.
повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на международном и внутреннем рынке транспортных услуг;
развитие телекоммуникаций, информатизации и связи для создания единого информационного пространства.
Базируясь на выводах отраслевой науки и независимых компаний, имеющих многолетний опыт работы на международных рынках, можно утверждать, что только для возобновления основных фондов нужны инвестиции на предстоящие пять лет в размере не менее ИЗО млрд. рублей или около 225млрд. Рублей ежегодно".
"До последнего времени основным источником инвестиций в отрасль оставались собственные средства предприятий федерального железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт оставался сферой деятельности мало привлекательной для инвесторов. Начавшаяся структурная реформа должна в корне изменить существующую ситуацию в лучшую сторону. В МПС России при формировании инвестиционных программ вводится обязательный принцип конкурсности распределения ограниченных инвестиционных ресурсов. Повышенное внимание уделяется обеспечению закупок материальных ресурсов и технических средств, необходимых для выполнения инвестиционных программ, через механизм тендеров и конкурсных торгов".
Вместе с тем, уже сейчас ошибочно полагать, что только за счет внутренних резервов железнодорожного транспорта можно обеспечить его эффективное развитие, решить накопившиеся за десятилетие проблемы. Также к основные проблемам отрасли, требующих системного решения, относятся:
1) Физическое и моральное старение технических средств. Средний износ основных фондов магистрального железнодорожного транспорта составляет 59%, а по тепловозам и грузовым вагонам - более 80%.
2) Критический уровень заполнения пропускных способностей на ряде важнейших участков. Протяженность "узких мест" по пропускной способности уже составляет около 8 тыс. км, а это почти 30% основных
3) зона напряженных направлений сети железных дорог.
4) Крайне низких уровень транспортного обеспечения целого ряда регионов и отсутствие транспортной доступности перспективных месторождений и точек экономического роста, прежде всего в восточных и северных районах страны. А семь субъектов РФ не имеют железных дорог вообще.
Хотелось бы также остановиться на территориальных диспропорциях в развитии железнодорожного транспорта. С одной стороны, четверть железных дорог в центральных регионах страны и крупных городах работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки. А с другой - семь субъектов федерации (Республики Алтай и Тыва, Ненецкий и Корякский автономные округа, Магаданская область, Чукотка и Камчатка) вообще не имеют рельсовых путей. А еще в десяти железнодорожная сеть недостаточно развита. При этом многие крупнейшие месторождения полезных ископаемых осваиваются из-за отсутствия железнодорожного сообщения.
5) Существенное отставание отечественной железнодорожной техники и технологий от уровня передовых стран мира из-за низкого уровня инвестиций в железнодорожный транспорт последние два десятка лет.
6) Не полностью реализованы возможности взаимодействия железнодорожного транспорта с отечественным транспортным машиностроением, приборостроением и связью.
Отсутствует необходимая комплексность в координации развития с другими видами транспорта. "Кроме того, к проблемным вопросам относится соотношение действующего железнодорожного законодательства с законодательством о техническом регулировании. Закрепленная федеральным законом о железнодорожном транспорте в Российской Федерации компетенция федеральных органов исполнительной власти по изданию нормативно-технических актов вступает в противоречие с федеральным законом о техническом регулировании. Требует ревизии перечень прав, обязанностей и ответственности перевозчика, владельца инфраструктуры, пассажира, грузоотправителя, отправителя, грузополучателя, получателя и других физических и
юридических лиц, участвующих в организации и осуществлении перевозки, оказании услуг инфраструктуры и иных услуг железнодорожного транспорта общего пользования".
Недостаточные темпы развития железнодорожного транспорта, в свою очередь, сдерживает развитие ряда других отраслей. В частности, недостаточная разветвленность сети железных дорог и слишком медленное обновление железнодорожного транспорта существенно сдерживает развитие лесной отрасли России.70% [6] процентов лесных запасов страны не могут в настоящее время быть освоены из-за инфраструктурных ограничений. Тем не менее, правительство принимает меры и разрабатывает эффективные программы для развития железнодорожного транспорта. В следующей главе мы подробнее рассмотрим те "сдвиги", что уже произошли в этой отрасли. Перспективы развития железнодорожного транспорта.
Несмотря на то, что нерешенным остается большое количество задач, в сфере железнодорожного транспорта достигнуто и немало успехов. К концу 2007 года имелись следующие показатели; "Грузооборот был увеличен на 4,3%, что соответствует динамике промышленного роста в стране. Достигнут прирост пассажирооборота на 3,8%, а это важнейший индикатор роста социального уровня населения. Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 1 млрд. млн. пассажиров". "Данный уровень транспортного обслуживания экономики позволил обеспечить динамичный рост валового внутреннего продукта (а он вырос на 6,8%). При этом Российские железные дороги обеспечили 74% прироста грузооборота в транспортной системе страны". "Следует подчеркнуть, что наряду с традиционными массовыми грузами обеспечивается ускоренный рост контейнерных перевозок, прежде всего в межгосударственном сообщении. Так, экспортные перевозки грузов в контейнерах с начала года возросли на 10,9%, в том числе готовых изделий из металлов - почти на 45%, химикатов - более чем на 30%. Это свидетельствует о создании Российскими железными дорогами условий, соответствующих поставленным Правительством задачам по стимулированию отечественных производителей к наращиванию несырьевого экспорта. А это - одна из задач экономической стратегии государства".
Проведена огромная работа по увеличению эффективности использования. Прежде всего, обеспечено повышение производительности труда на 7,5%. (В целом по экономике страны прирост производительности труда составил 6,2%.)
Важнейший индикатор хода реформ - это повышение безопасности перевозок. В текущем году достигнуто снижение количества случаев нарушения безопасности поездов в расчете на 1 млрд. выполненной тоннокилометровой работы почти на 9%.
Крайне важно, что растущий спрос на перевозки удовлетворяется с повышением их качества. Последовательно ускоряется доставка "грузов, при этом уровень доставки "точно в срок" превышает 90%, а по ряду грузов составляет 95 и более процентов, что соответствует мировым стандартам качества.
Удалось значительно увеличить объемы закупок и модернизации подвижного состава, необходимого для удовлетворения растущего спроса на перевозки. Более чем в полтора раза до 278 единиц, возросли закупки локомотивов, на 13% - пассажирских вагонов, более чем на 71% - грз'зовых. Значительно увеличены и объемы модернизации подвижного состава. Проводимая в последние годы техническая политика и внедрение инновационных технологий позволили существенно улучшить технические и эксплуатационные показатели работы железных дорог страны. На долю железных дорог приходится 84% грузовых и 46% пассажирских перевозок.
В данной работе изучена транспортная система мира. Выявлены особенности транспорта, его положительные и отрицательные стороны, рассматривались тенденции и проблемы развития транспортной системы, ведь транспорт является важным связующим звеном в мировой экономике, без которого невозможно нормальное функционирование ни одного государства.
Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса – транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех. видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства.
Современная транспортная мировая система тесно связана не только с экономической ситуацией в мире, но и с природными катаклизмами. Так, в апреле 2010 года в связи с извержением вулкана в Исландии произошло блокирование воздушного транспорта, что дало возможность быстрому развитию сухопутного и железнодорожного транспорта. По прогнозам учёных извержение вулкана может продлится от 4 до 60 лет, тем самым движение воздушного транспорта полностью прекратиться и произойдёт широкомасштабное развитие железнодорожного и сухопутного транспорта.
1. Габдуллин А. Трубопроводный транспорт, его особенности и перспективы. 2006.
2. Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве. Анкил - М:, 2007
3. Желтиков В.П. Экономическая география. Феникс-М, 2004
4. Менеджмент транспортного процесса: Учеб, пособие. / Сост.Л.Н. Клепцова, КузГТУ. - Кемерово, 2001.434с.
5. Марговенко А.Г. "Дороги царей" (рус.) // Журнал "Урал", 2004. - №10.
6. Дунаев Н.В. Транспорт в современной экономике // Транспортная безопасность и технологии, 2008. - №1
7. Липец Ю. Г, Пуляркин В.В. География мирового хозяйства. СПб: Алетейя, 2000.
8. Троицкая Н.А. Единая транспортная система. Учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования. Издательский центр "Академия" - М:, 2003.
9. Шишкина Л.Н. Транспортная система России - М:, 2003.
10. Газета "Транспорт России" №37, 2007.
11. Журнал "Экономист" №7, 2007
Страницы: 1, 2, 3, 4