Рефераты. Транснациональные корпорации

Пока не принято каких-либо универсальных правил; существующие международные нормативные акты носят декларативный характер, поскольку не хватает механизмов реализации. По моему мнению, наиболее эффективным должен стать именно международный уровень регулирования и контроля за деятельностью ТНК. Это та проблема, над которой еще предстоит много работать и теоретикам, и практикам.


2.1. Кодексы поведения ТНК


Когда ТНК выходит один на один с экономически слабым государством, соотношение сил оказывается не в пользу последнего со всеми вытекающими последствиями, включая юридические. Используя свое экономическое могущество, ТНК способны оказывать влияние и на политику принимающего государства. Так, Международная телефонная и телеграфная корпорация (ИТТ) противодействовала избранию Президентом Чили С. Альенде. Используя свои связи, ТНК спекулируют валютой, избегают уплаты налогов, в случае забастовок переводят капитал в свой филиал в другой стране, разлагают взятками местных чиновников. Судебная практика показывает, что простым гражданам или юридическим лицам трудно бороться  в суде за свои права с мощной ТНК.

Так, в Нижневартовском городском суде состоялось заседание по повторному рассмотрению иска депутата Тюменской областной Думы Виктора Палия к Тюменской нефтяной компании о выплате ему порядка 42 млн. рублей. "УралПолит.Ru" сообщает: «Производство по иску Палия к ТНК прекращено. Экс-директор "Нижневартовскнефтегаза" Виктор Палий направил весной этого года очередной иск к дочерним компаниям ТНК -"Самотлорнефтегазу" и "Нижневартовскому нефтегазодобывающему предприятию". В своем заявлении он указал, что при консолидации акций дочерних предприятий ТНК в результате выкупа дробных акций Палия удержала подоходный налог, за счет чего обогатилась. Палий требует выплатить эти суммы плюс проценты, которые, по его мнению, составляют 18% годовых и должны быть начислены с 15 декабря 2001 года по 1 апреля 2003 года. В общей сложности Палий хочет получить 42 млн. рублей. В ТНК считают требования Виктора Палия необоснованными, так как удержанные в соответствии с законодательством 13% в тот же день были перечислены на счет налоговой инспекции Нижневартовска. Ранее городской суд удовлетворил требования Виктора Палия, однако ТНК подала кассационную жалобу в окружной суд Ханты-Мансийского автономного округа. Коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа отменила решение Нижневартовского городского суда и направила дело на новое рассмотрение в Нижневартовский городской суд, но с требованием рассмотреть дело другим составом судей, который прекратил производство по иску Палия»[37].

Осуществляемое в рамках ТНК планирование включает создание закрытых систем международной торговли, в которых значительный ее объем осуществляется между фирмами, находящимися под контролем одной группы корпораций. Треть мировой торговли приходится на внутрифирменную торговлю. Это дает возможность сокращать налоги и другие платежи. Можно по своему усмотрению определять уровень платежей с тем, чтобы прибыли сосредоточивались в одном государстве, а убытки - в другом. Экологически вредные производства можно сосредоточить в одних странах, а чистые - в других.

Особую опасность представляет коррупция в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), представляющих в современном мире доминирующую экономическую силу. Поэтому развивающимися государствами, дабы обезопасить себя от негативных веяний ТНК, в рамках ООН было инициировано создание специальной группы экспертов по ТНК для изучения их роли в современной экономической и политической жизни. С учетом доклада группы экспертов на 57-й сессии ЭКОСОС в 1974 г. были созданы Центр ООН по транснациональным корпорациям, учреждены также Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, Отдел международных инвестиций, транснациональных корпораций и технологии ЮНКТАД, Комиссия по международным инвестициям и транснациональным корпорациям Совета по торговле и развитию ЮНКТАД и др.

Перед этими органами были поставлены задачи выработать нормы и правила международно-правового регулирования деятельности транснациональных корпораций, а именно: 1) разработать несколько так называемых кодексов поведения; 2) выработать единообразные нормы, регулирующие иностранные инвестиции; 3) уточнить объем прямых иностранных инвестиций на развитие производства в принимающих странах; 4) выявить последствия взаимодействия прямых иностранных инвестиций с развитием конкуренции в принимающих их странах[38].

Цель этих кодексов состоит в том, чтобы конкретизировать нормы и принципы международных экономических отношений.

К 1978г. был подготовлен примерный план проекта Кодекса поведения ТНК. Уже на данном этапе обнаружились принципиальные расхождения в позициях развитых и развивающихся стран. США, например, выступали против того, чтобы Кодекс был юридически обязательным, и предлагали относить этот документ к системе международного экономического "мягкого" права (international economic "soft" law). Другими словами, предполагалось, что применение правил Кодекса будет целиком зависеть от усмотрения сторон, т.е. иметь совершенно факультативный характер.

Большинство развивающихся стран отстаивало диаметрально противоположную точку зрения: Кодекс должен носить обязательный характер и иметь форму многостороннего договора, причем он должен работать, только в одном направлении. То есть положения договора, по мнению развивающихся стран, должны быть адресованы только ТНК и предусматривать их обязательства по отношению к принимающим государствам[39].

По причине противостояния между развитыми и развивающимися государствами по ряду ключевых вопросов многие кодексы поведения ТНК, разрабатывавшиеся под эгидой ООН, так и остались проектами. Из их числа Кодекс поведения транснациональных корпораций оказался наиболее завершенным. В ходе длительных дискуссий удалось найти компромиссное решение по большинству его положений.

Была достигнута договоренность, что Кодекс поведения ТНК будет носить рекомендательный характер в виде резолюции (декларации) Генеральной Ассамблеи ООН. Но, к сожалению, этот Кодекс, разработанный в рамках ООН, так и не был принят. Основной причиной явились существующие объективные противоречия между интересами государств экспортеров и импортеров капитала: каждое из них стремится к достижению различных результатов.

Тем не менее, комплексная работа в различных органах ООН по правовому регулированию иностранных инвестиций, осуществляемых ТНК, оказалась небезрезультатной.

В ходе многолетних дискуссий были обозначены ключевые проблемы создания международно-правовой базы деятельности ТНК, в международном сообществе было достигнуто понимание необходимости установления особого международного контроля за деятельностью ТНК, разработано наконец взаимоприемлемое содержание Кодекса поведения ТНК.

Разработка и согласование общеприемлемого текста Кодекса поведения Для понимания роли ТНК в сфере иностранных инвестиций в условиях глобализации небесполезен анализ структур и содержания проекта Кодекса поведения ТНК.

В его преамбуле выражается поддержка правопреемства принципов и норм регулирования деятельности ТНК, уже заложенных в документах ООН, которые непосредственно регламентируют международные экономические отношения, в частности в Хартии экономических прав и обязанностей государств, призванной служить механизмом создания новой системы экономических отношений, основанных на справедливости, суверенном равенстве и взаимозависимости интересов развитых и развивающихся государств.

Значительную часть текста занимают основные дефиниции в данной сфере: "транснациональная корпорация", "отделение", "страны базирования", "принимающая страна" и др. Термины "транснациональная корпорация" и "отделение" очень важны для определения статуса и юридической национальности или принадлежности корпораций, их филиалов и дочерних предприятий в соответствии с принципами международного частного права, местонахождения главного органа юридического лица и места инкорпорации, создания или регистрации юридического лица и принципом "контроля", т.е. прямой или косвенной зависимости головной корпорации и ее филиалов и дочерних предприятий.

Одной из главных целей разработчиков проекта Кодекса, помимо перечисленных в преамбуле, является введение антимонопольного регулирования деятельности ТНК посредством норм международного права. Такого рода регламентация характерна и для определенных национальных законодательств и международно-правового регулирования некоторых интегрированных регионов.

В этом же разделе подчеркивается, что Кодекс должен быть принят и применим во всех странах, независимо от их политической и экономической системы и уровня развития. Раздел "Деятельность транснациональных корпораций", являющийся ключевым, охватывает правила поведения ТНК, формулирования их обязательств, которые необходимо строго и неукоснительно выполнять, с тем, чтобы деятельность ТНК не сказывалась отрицательно на политическом, социально-экономическом, культурном и экологическом состоянии всех стран мира, и особенно на положении развивающихся государств.

Проект Кодекса требует уважения национального суверенитета, соблюдения законов государства и распоряжений его административных органов. Деятельность ТНК должна осуществляться в соответствии с экономической политикой государств и на основании взаимовыгодных отношений. Любое требование о пересмотре и перезаключении контрактов и соглашений между государствами и ТНК допускается только на основе согласованности и добросовестности.

Кодекс запрещает вмешательство ТНК во внутренние дела государств путем косвенного занятия политической деятельностью в стране пребывания, что несовместимо с национальными законами. Осуществление конкретных сделок ТНК в принимающих государствах не должно сопровождаться подношением подарков, денежных выплат и предоставлением других преимуществ государственным должностным лицам. ТНК должны вести точный учет всех платежей по сделкам, осуществляемым в любой стране, и в соответствии с запросами компетентных властей предоставлять свои учетные документы для расследования и судебного разбирательства случаев коррупции.

Проект Кодекса поведения ТНК содержит положения, регулирующие деятельность корпораций по осуществлению экспортно-импортных операций. ТНК обязаны проводить эти операции в соответствии с национальным законодательством и состоянием платежного баланса стран, содействовать развитию экспорта и диверсификации импорта и экспорта этих стран. В своей деятельности они должны осуществлять такие мероприятия, которые позволяют максимально широко использовать местные товары, услуги, ресурсы и т.д.

Корпорации, осуществляющие свои внутрифирменные сделки, должны руководствоваться положениями, установленными многосторонними соглашениями, справедливыми принципами и правилами по контролю за ограничительной деловой практикой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи N-35/63 от 5 декабря 1980г.

Проект Кодекса обязывает ТНК осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями национального законодательства и международно-правовых норм, с тем чтобы не подвергать угрозе здоровье и безопасность потребителей. Они должны предоставлять властям принимающих государств всю исчерпывающую информацию о свойствах и особенностях товаров и услуг, которые могут оказывать влияние на здоровье и безопасность потребителей.

В третьей части раздела проекта Кодекса ТНК обязываются регулярно сообщать общественности страны всеобъемлющую информацию о своей деятельности. Однако информация, предоставляемая ТНК или их предприятиями компетентным властям принимающих стран, не должна из-за ее утечки наносить ущерб конкурирующим фирмам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.