Содержание
Введение
1. Тарифные методы регулирования мировой торговли
2. Влияние таможенного тарифа на потребителей и производителей
3. Нетарифные методы регулирования мировой торговли
4. Последствия торговых барьеров для мировой торговли
Заключение
Список литературы
Международная торговля затрагивает экономические интересы отдельных слоев населения и целых стран, интересы, которые переплетаются самым сложным образом и вступают в противоречие друг с другом. Это и обуславливает необходимость целенаправленного воздействия государства на торговые отношения с другими странами.
Политика государственного регулирования внешнеторговых отношений с другими странами называется политикой протекционизма. Ее цель – создание наиболее благоприятных условий для деятельности отечественных компаний на национальном и зарубежных рынках по сравнению с иностранными конкурентами.
Инструментами протекционистской внешнеторговой политики государства являются тарифные и нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций.
Тарифные средства являются старейшими методами экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.
Под нетарифными методами предполагается комплекс мер ограничительно-запретительного характере, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и соответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных позиций компаний импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.
Цель данной контрольной работы: изучение торговых ограничений и их последствие для мировой торговли.
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.
Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при экспорте и импорте.
Импортный таможенный тариф - центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основой импортного тарифа (впрочем, как и экспортного) является закон о таможенном тарифе. Сущность импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.
Для регулирования импорта таможенный тариф применяется в значительно больших масштабах, как по числу стран, так и по количеству товарных позиций (пошлинами облагаются примерно 2/3 ввозимых товаров).
Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его, как правило, применяют отдельные развивающиеся страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировом рынке. Применение экспортных пошлин осуществляется государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте и ограничения вывоза определенных групп товаров. Однако в мировой торговой практике подавляющее большинство стран с рыночной экономикой крайне редко прибегают к регулированию торговли посредством использования экспортных таможенных пошлин, т. к. эти страны в основном сталкиваются с проблемами сбыта, а не с необходимостью ограничивать экспорт тех или иных товаров.
Транзитный таможенный тариф взимается за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях.
Пошлины, устанавливаемые в таможенных тарифах, бывают трех видов:
- адвалорные - взимаются в процентах от стоимости товара (например, 10 % от стоимости автомобиля);
- специфические - устанавливаются в виде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема или единицы товара (например, 10 долларов с каждой тонны лома цветных металлов);
- смешанные, или комбинированные – это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.
- альтернативная, устанавливает и адвалорную и специфическую ставку пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.
В международной торговой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины.
В целом таможенные пошлины выполняют следующие основные функции:
- фискальную, которая относится к импортным и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам;
- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья и полуфабрикатов, поступающих из-за рубежа. Импортное сырье облагается минимальными таможенными ставками, в то время, как готовые изделия повышенными.
Попробуем проанализировать влияние таможенного тарифа на потребителя и производителя:
Рис. 1.1
На рис 1.1 по оси X обозначим объем потребления товара Q, по оси Y – цену товара в денежных единицах, S – кривая внутреннего предложения, D – кривая внутреннего спроса товара.
В отсутствие тарифа импорт товара осуществляется свободно по мировой цене, допустим, 200 денежных единиц. Конкуренция между иностранной и отечественной продукцией привела бы к тому, что цена отечественного товара также установилась бы на уровне 200 ден. ед.
Потребители покупали бы по этой цене у отечественных производителей So единиц товара, импорт составил бы Мо единиц, а общий объем потребления товара
Do = So + Мо единиц
Если вникнуть в смысл кривой спроса, то можно определить выигрыш покупателя от возможности купить товар по цене 200 ден. ед. и его потери, связанные с введением тарифа. Поясним это на примере.
При цене свободной торговли 200 ден. ед. в точке А найдется покупатель, согласный приобрести еще одну единицу товара именно за такую цену. В то же время в точке В кто-то согласится купить товар за 220 ден. ед., в этом случае объем потребления составит d1 ед. товара. Если предположить, что по каким-то причинам купить товар по цене 220 ден. ед. невозможно, то, очевидно, нашелся бы покупатель, готовый заплатить за первую единицу товара очень высокую цену, например, 1000 ден. ед., что соответствует, скажем, точке С.
Таким образом, приобретение товара по цене мирового рынка (200 ден. ед.) экономит покупателю, готовому заплатить 220 ден. ед., ежегодно 20 ден. ед. Поднимаясь выше по кривой спроса от точки А к точке С, можно заметить, что и другие потребители выигрывают от возможности купить товар по более низкой цене, чем та, на которую они были готовы. Площадь треугольника АСЕ соответствует этому выигрышу от приобретения товара по данной цене.
Введение тарифа, например, в размере 20 ден. ед. сокращает выигрыш покупателя от приобретения товара. Часть покупателей вынуждена платить за товар на 20 ден. ед. больше, другая часть вынуждена отказаться от приобретения товара по такой, с их точки зрения, высокой цене. В результате совокупный спрос снижается с Do до d1. Чистые потери потребителей от введения тарифа будут соответствовать площади четырехугольника МКВА.
Тариф приводит к увеличению не только цен импортных изделий, но и отечественных. После введения тарифа отдельные потребители могут, с целью экономии затрат по приобретению товара, перенести спрос с импортного товара на отечественный. Однако рост в этом случае спроса на внутреннем рынке, а следовательно, и предложения приводит и к росту издержек производства. В результате объем продаж отечественного товара достигает значения S, при котором цена товара равняется все тем же 220 ден. ед. Таким образом, потребитель переплачивает теперь и за отечественные, и за импортные товары.
Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортной продукцию, выигрывают от введения тарифа только в том случае, когда его следствием является действительное ограничение импорта. Чем дороже обходится потребителю импортный товар, тем с большей охотой он приобретает отечественный. В свою очередь, отечественные производители выигрывают как от роста продаж, так и от более высоких цен, установившихся вследствие введения тарифа.
Рис. 1.2
Тариф увеличивает цену отечественного товара с 200 до 220 ден. ед. Отечественные производители увеличивают объем выпуска и продаж товара до тех пор, пока им это выгодно, т.е. с точки So до Si. При выпуске товара в объеме большем, чем значение, соответствующее точке Si, предельные издержки производства превышают 220 ден. ед. Прибыль производителя в рассматриваемой ситуации равна разнице между совокупной выручкой и издержками производства (область а, рис. 1.2).
Выигрыш отечественных производителей от введения тарифа не перекрывает потерь потребителей. Причина очевидна: производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить одинаково высокую цену, как за отечественные, так и за импортные товары. Таким образом, если говорить только о производителях и потребителях товара, то введение тарифа в целом приводит к потерям.
Влияние тарифа на импортирующую страну не исчерпывается изменением уровня благосостояния потребителей и производителей. Если тариф частично ограничивает импорт, то он приносит доход государству, размер которого равен произведению ставки тарифа на объем облагаемого импорта (область с, рис. 1.2).
Разработку таможенных тарифов осуществляют официальные (как правило, государственные) учреждения при взаимодействии с национальными союзами предпринимателей, которые отражают интересы производителей, потребителей, участников внешнеэкономических связей, а также в соответствии с согласованными на межправительственном уровне принципами и нормами внешнеэкономического сотрудничества. Изменения в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государства, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров.
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.
Страницы: 1, 2