Со времени установления дипломатических отношений Германии с Россией 26 декабря 1991 года экономические связи двух стран приобрели стабильный характер. Сегодня Германия - важнейший торговый партнер РФ в Западной Европе. Ее доля во внешней торговле России - 15% (доля РФ во внешней торговле Германии - примерно 2 проц.) [12].
В 2002 году германские фирмы экспортировали в Россию товаров на 11,4 млрд. евро, что на 10,6% превышает показатель 2001 года. Одновременно импорт из России снизился на 10,5% - до 13 млрд. евро.
Важнейшей статьей германского экспорта является продукция машиностроения, автомобили и запчасти. В российских поставках в Германию доминируют энергоносители - нефть и газ, а также продукция сталелитейной промышленности.
По словам председателя правительства РФ Михаила Касьянова, российская сторона считает нужным изменить структуру экспорта в Германию. Будущее сотрудничество должно заключаться в совместных проектах в области наукоемких технологий. ФРГ является крупнейшим кредитором России. Долг РФ перед Германией в рамках Парижского клуба - 21 млрд. евро[13].
Последнее (пятое) соглашение о реструктуризации российского долга Германии было подписано в июле 2000 года в Берлине. Срок его действия рассчитан до 2016 года, а для части долгов предоставляется отсрочка до 2020 года. За последние 10 лет германские бизнесмены вложили в экономику России 8 млрд. евро. Всего в нашей стране работают 3,5 тыс. предприятий из ФРГ. Большой импульс развитию торгово-экономических связей между двумя странами придал государственный визит в Германию президента РФ Владимира Путина 25 - 27 сентября 2001 года. Одним из важных его итогов было подписание базового кредитного соглашения об общих условиях финансирования импорта немецкого оборудования. Документ дает возможность осуществлять крупномасштабное финансирование проектов на базе немецкой государственной поддержки экспорта без привлечения гарантий со стороны правительства РФ[14].
Предусматривается финансирование импорта немецких машин и оборудования на общую сумму до 250 млн. евро. Важное место в двусторонних торгово-экономических связях занимают ежегодные правительственные консультации, которые проводятся с 1998 года.
Впервые вопрос о новой схеме германо-российских контактов обсуждался в ходе визита президента России Бориса Ельцина в Германию в апреле 1997 года. Окончательно идея оформилась в январе 1998 года на встрече премьер-министра РФ Виктора Черномырдина и канцлера ФРГ Гельмута Коля в Риге в рамках саммита стран-участниц Совета государств Балтийского моря. Была достигнута договоренность об участии в двусторонних консультациях на высшем уровне глав ключевых министерств и ведомств обеих стран.
Первые расширенные консультации состоялись 8 - 9 июня 1998 года в Бонне. Российская делегация, возглавляемая президентом РФ Борисом Ельциным, состояла из 95 человек. Обсуждались вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, проект взаимодействия в модернизации российских самолетов МиГ-29, проблемы реституции культурных ценностей, а также международная тематика[15].
В результате консультаций были подписаны документы в области атомной энергетики и соглашение о мерах по повышению квалификации руководящих кадров для российской экономики. Вторые консультации по новой схеме прошли 18 - 19 февраля 1999 года в Москве. Немецкую делегацию возглавлял канцлер ФРГ Герхард Шредер, занявший этот пост в октябре 1998 года. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы, касающиеся российской задолженности, проекты в области высоких технологий, выплата компенсаций жертвам нацизма и другие двусторонние и международные проблемы.
В ходе очередных двусторонних правительственных консультаций (15 - 16 июня 2000 года, Берлин) состоялась первая личная встреча канцлера ФРГ Герхарда Шредера и президента России Владимира Путина, избранного на этот пост в марте 2000 года. В составе российской делегации, помимо глав ключевых министерств, в переговорах участвовало руководство "Газпрома". "Газпром" подписал 4 документа с компаниями "Рургаз", "Винтерсхаль", "Феррошталь" и "Зальцгиттер". Соглашение с химической компанией "Феррошталь" предусматривает инвестиции в российскую экономику в размере 400 млн. долларов, а с компанией "Зальцгиттер" - 1 млрд. марок. Кроме того, было принято решение об учреждении германо-российской рабочей группы по стратегическим проблемам экономического и кредитно-финансового сотрудничества и о возобновлении кредитной линии в рамках немецкой страховой компании "Гермес" для российских товаров[16].
Четвертые консультации состоялись 9 - 10 апреля 2001 года в Санкт-Петербурге. По итогом консультаций подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях сроком на 5 лет, а также совместное заявление о продолжении Программы по повышению квалификации руководящих кадров для российской экономики.
Пятый раунд межправительственных германо-российских консультаций прошел 9 - 10 апреля 2002 года в Веймаре. Главным итогом переговоров президента РФ Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шредера стало решение одного из наиболее острых вопросов в финансово-экономических отношениях двух стран - проблемы отрицательного сальдо в торговле между СССР и ГДР (6,4 млрд. переводных рублей). Еще в 1992 году президент РФ Борис Ельцин и канцлер ФРГ Гельмут Коль договорились об отсрочке выплаты советских долгов бывшей ГДР до 2000 года.
Долгое время Германия и Россия не могли выработать методику расчета курса переводного рубля, которая устраивала бы обе стороны. На консультациях в Веймаре была достигнута договоренность о трансформации советского долга бывшей ГДР в 500 млн. евро, которые Россия будет выплачивать в течение трех лет. Всего в Веймаре было подписано 6 экономических соглашений на общую сумму в 1,5 млрд. евро.
С 1997 года Федеративная Республика Германия - важнейший торговый партнер Российской Федерации. В свою очередь, Россия в 2001 году занимала 14-е место в списке внешнеторговых партнеров Германии. Двусторонний торговый обмен достиг в 2001 году рекордных показателей - 48,46 миллиардов немецких марок (+16% по сравнению с 2000 годом). После резкого падения объемов германского экспорта в Россию вследствие августовского кризиса 1998 года (1998: - 11,7%; 1999: - 31,8%) начиная с 2000 года наметилась обратная тенденция: объем германского экспорта вновь существенно вырос (2000: +31,7%, 2001: +54%). Зеркальным отражением этих процессов стала основанная на массированном обесценивании рубля (1998) динамика российского экспорта в Германию, которая характеризовалась значительным ростом показателей в 1999 (+ 8,5%) и 2000 (+73,7%) годах. Ослабление влияния девальвации рубля привело в 2001 году к незначительному снижению российского экспорта (-1,2%). В силу этого внешнеторговый баланс, который традиционно складывается в пользу России, в 2001 году уменьшился почти на 50% (сальдо торгового баланса в пользу России составило в 2001 году 8,34 миллиардов немецких марок по сравнению с 15,44 миллиардами немецких марок в 2000 году) [17].
Потенциал развития германо-российской торговли до сих пор используется не в полном объеме. Одна из причин этого заключается в диспропорциях товарной структуры двусторонней торговли: Россия экспортирует преимущественно сырье и энергоносители (так, Россия является крупнейшим поставщиков газа для Германии: на ее долю приходится около 40% германского импорта газа и 25% импорта нефти), в то время как Германия экспортирует в первую очередь машины и другую готовую продукцию. Это является препятствием для органического роста объемов двусторонней торговли. С одной стороны, сырье и энергоносители больше подвержены резким колебаниям цен на мировых рынках, с другой стороны, спрос на них в Германии растет не такими быстрыми темпами, как совокупный социальный продукт. Наиболее динамично внешняя торговля развивается с теми странами, которые имеют сравнимую с германской структуру экспорта и импорта, например, с другими государствами ЕС или Соединенными Штатами Америки.
Одной из крупнейших экономических проблем России являются ее внешние долги и связанные с этим большие выплаты по ним. Германия - крупнейший кредитор России, и это относится как к старым советским долгам, обязательства по которым взяла на себя Россия (около 17 миллиардов евро без учета процентов), так и к новым долгам Российской Федерации (в настоящее время примерно 5 миллиардов евро без учета процентов). Новые долги - это в первую очередь следствие германских вкладов в экономическую реформу в России с начала до середины 90-х годов. Часть этих средств была предоставлена в форме кредитов, и поэтому подлежит возврату[18].
Германия поддерживает своих экспортеров путем предоставления гарантий на их экспортные кредиты в рамках системы акционерного общества "Гермес". Подобные меры предпринимают также другие страны-участники мировой торговли в рамках тех правил, которые были установлены Организацией экономического сотрудничества и развития в целях предотвращения нечестной конкуренции.
Платежный баланс России отягощает не только необходимость обслуживания внешнего долга, но и продолжающийся экспорт капитала из России, включая нелегальную утечку капитала. Одним из важнейших путей выравнивания платежного баланса России является импорт капитала, будь то в форме прямых инвестиций и непосредственного участия или инвестиции в виде портфеля ценных бумаг. При этом прямые инвестиции, т.е. инвестиции в "реальный сектор", являются одним из важнейших факторов для обеспечения стабильного экономического роста в России. Германия относится к числу государств, на долю предпринимательских структур которых приходится максимум прямых капиталовложений в Россию. По объему прямых инвестиций в Россию Германия с ее совокупным показателем в размере 1,505 миллиардов долларов США занимает пятое место после Соединенных Штатов Америки, Кипра, Нидерландов и Великобритании. Что касается общего объема инвестиций, то доля Германии составляет 17,1% (6,086 миллиардов долларов США), тем самым она занимает лидирующую позицию, опережая Соединенные Штаты, Кипр, Великобританию и Францию[19]. Последовательное продолжение политики реформ в России с целью дальнейшего улучшение рамочных условий для предпринимательских структур и конкуренции является решающей предпосылкой для увеличения доли германских инвестиций - с учетом того факта, что потенциал в этой области велик и еще далеко не исчерпан.
Для улучшения рамочных условий двусторонней торговли и инвестиций правительства обеих стран создали Кооперационный Совет, который должен собираться раз в два года. Председательство в Совете осуществляют совместно Федеральный министр экономики и технологий с германской стороны и министр экономического развития и торговли - с российской.
Для того чтобы быстро и небюрократическим путем определить и решить конкретные проблемы, возникающие в двусторонних экономических отношениях, преодолеть барьеры и проложить дорогу конкретным - так называемым "пилотным" - проектам Федеральный канцлер Г. Шредер и Президент В. Путин договорились о создании так называемой Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству. В нее входят высокопоставленные чиновники и эксперты из Министерств финансов, экономики и иностранных дел обоих государств; с российской стороны дополнительно - Министерство промышленности, а с германской - Восточный комитет германской экономики. Восточный комитет германской экономики - это объединение германских предприятий, занимающихся торговлей с восточными странами. Он имеет богатые традиции и привносит опыт германского частного сектора в деятельность Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству[20].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5