Рефераты. Торгово-экономические отношения России и Кубы

По данным ФТС России в 2007 году товарооборот между Россией и Кубой увеличился на 23,8% и составил 231,1 млн. долл. Увеличение товарооборота произошло за счет роста экспортных поставок на Кубу машино-технической продукции, в частности двух самолетов Ил-96-300. По сравнению с 2005 годом объем российского экспорта вырос на 47,3% до 184,5 млн. долл. В то же время российский импорт из Республики Куба сократился на 21,1% до 46,6 млн. долл. США. Это связано, прежде всего, с уменьшением поставок сахара.

В 2007 году товарная структура российского товарооборота не менялась. В российском экспорте доля машинно-технической продукции возросла с 81,3% в 2005 году до 90,7% в 2007 году, а в стоимостном выражении поставки машин, оборудования и транспортных средств превысили 165 млн. долл. США. Почти две трети этой суммы приходится на два самолета Ил – 96 - 300, поставленных на Кубу в I и IV кв. 2007 г., а также на запасные части к автомобилям, двигатели внутреннего сгорания и их части, турбореактивные и турбовинтовые двигатели и др. Кроме того, на Кубу поставлялись шины и покрышки (2,3%).

Основой российского импорта является сахар-сырец (63,8%). В 2006 году было поставлено 71 тыс. т сахара-сырца на сумму 29,8 млн. долл. США по сравнению со 185 тыс. т и 47,5 млн. долл. США в 2005 году. На 5,1% сократились закупки кубинской медико-фармацевтической продукции до 10,0 млн. долл., однако их доля в импорте увеличилась на 4,3% и достигла 21,4%. Поставлялись также сигары, сигареты (4,7%) и ром (1,8%).

Анализ динамики и структуры товарооборота позволяет говорить о его стабилизации в последние годы. С 2003 г. начался заметный рост российского экспорта на фоне резкого снижения объема импорта кубинских товаров, обусловленного падением производства сахара-сырца на острове, который является доминирующим товаром в поставках в Россию. Это обусловило возникновение и продолжающийся рост положительного для России сальдо взаимного товарооборота.

Развитию торговли могло бы способствовать увеличение поставок в Россию продукции химико-фармацевтической промышленности, а также организация производства в нашей стране отдельных видов лекарственных препаратов на базе кубинских технологий и «ноу-хау».

На протяжении последнего десятилетия в российском экспорте на Кубу преобладала машиностроительная продукция, на долю которой приходилось и приходится до 70 - 85 %. По итогам 2006 года российский экспорт на 90,7% представлен машинами, оборудованием и транспортными средствами. В 2007 гг. ожидается сохранение доли поставок машин и оборудования на высоком уровне в связи с подписанием Соглашения о предоставлении Кубе нового кредита.

Наиболее крупные потенциальные ниши для российского экспорта связаны с реализуемыми на Кубе программами модернизации транспортной отрасли, восстановления стабильной работы энергосистемы страны, а также с участием российских компаний в инвестиционных проектах в туристическом секторе, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности и других направлениях.

Очевиден рост интереса к кубинскому рынку со стороны российских деловых кругов и регионов. Кубу ежегодно посещают десятки российских делегаций экономического характера. В 24-й Международной Гаванской ярмарке в октябре-ноябре 2006 г. в составе единой российской экспозиции приняли участие 40 российских компаний различных отраслей промышленности,

В 10-й Международной транспортной выставке, состоявшейся в сентябре 2006 г. в Гаване, участвовали 9 российских фирм и организаций. По итогам переговоров представителей российских и кубинских деловых кругов в Россию была направлена делегация кубинских специалистов для определения объемов и номенклатуры закупок отечественной автотранспортной техники.

Взаимная торговля услугами и инвестиционная составляющая в торгово-экономическом взаимодействии между странами до настоящего времени не получили сколько-нибудь заметного развития. Российские инвестиции на Кубу возможны лишь в форме создания совместного предприятия или иной формы международной ассоциации в объеме менее 50% для иностранного участника. Портфельные инвестиции невозможны в связи с отсутствием фондового рынка на острове.[6]

В тоже время в российско-кубинском сотрудничестве вновь начинают использоваться кредитные взаимоотношения. Кубинской стороне в 2006 г. были предоставлены синдицированные кредиты под гарантии российского правительства на закупку семи дальнемагистральных самолетов, как указывалось выше, в сентябре 2006г. подписано соглашение о предоставлении Кубе нового госкредита.

В рамках нового кредитного соглашения в 2007 году подписаны 19 контрактов на сумму 61,9 млн. долл. Из них 14 контрактов на сумму 55,7 млн. долл. приняты к финансированию (поставка 200 автобусов «ЛиАЗ» на сумму 33 млн. долл.; поставка 203 грузовых автомобилей «КАМАЗ» на сумму 10 млн. долл.; лифтовое оборудование на сумму 4,5 млн. долл.; а также контракты на поставку двигателей, кабин, запчастей и др. деталей для автомобилей и локомотивов).

Условия доступа российских товаров на кубинский рынок в целом благоприятные.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о торгово-экономическом сотрудничестве от 14.05.1999 г. стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации во взаимной торговле.

2.2 Активизация сотрудничества по линии регионов

Прежде всего, к стратегическим интересам России на Кубе следует отнести:

1.                выгодное политико-географическое положение Кубы, дополненное наличием устойчивых политических и торгово-экономических связей с большинством стран Латинской Америки и Карибского бассейна, что позволяет рассматривать остров как одно из перспективных направлений расширения взаимовыгодных торгово-экономических отношений с регионом и продвижения российских товаров на рынки этих стран;

2.                сохраняющийся потенциал многолетнего российско-кубинского политического, экономического и культурного взаимодействия, имевшего место во второй половине прошлого века, равного которому до настоящего времени не имеет ни один торгово-экономический партнер Кубы. Имевшиеся у нас в течение последнего десятилетия объективные трудности, как показывает развитие событий в 2006-2008 г.г., могут быть успешно преодолены.

Куба продолжает оставаться емким рынком для российских машин, оборудования, сырья и материалов. Существует доминирующее положение российских машин и оборудования в общем объеме машинно-технического парка Кубы и в этой связи зависимость от российских поставок запчастей, узлов, агрегатов не снижается.

Развитие сотрудничества по линии российских регионов обладает существенным потенциалом.

Наибольший интерес к развитию сотрудничества с Кубой проявляет Татарстан (на Кубе создано представительство Агентства по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров Республики Татарстан). Объем товарооборота компаний Татарстана с Кубой в последние годы в среднем составляет порядка 5 млн. долл. США. Поставляются запчасти для машинно-технической продукции, ведутся переговоры по созданию СП по сборке на Кубе автомобилей «КАМАЗ», по созданию в Татарстане СП по переработке кубинского сахара.

Вопросы, требующие решения в торгово-экономической политике по отношению к Кубе:

1) Увеличение объемов взаимной торговли за счет роста российского экспорта, в первую очередь, машиностроительной продукции. Куба за длительный период сотрудничества успешно адаптировалась к российской технике, создала промышленную структуру преимущественно на российском оборудовании и технологиях, что создает нашим производителям и экспортерам неоспоримые преимущества перед иностранными конкурентами.

2) Активизация региональной составляющей двустороннего сотрудничества. Для активизации сотрудничества по линии регионов в состав Российской части, помимо уже включенных представителей Саратовской области, Республики Татарстан и Санкт-Петербурга, можно было бы включить и представителей других российских регионов.

3) Определение эффективных направлений деятельности Делового совета предпринимателей Россия – Куба. В качестве одного из таких направлений работы данного совета можно было бы рассмотреть вопрос совместного участия российских компаний в комплексных проектах на Кубе.

4) В связи с ростом в последние годы положительного российского сальдо во взаимной торговле и проявляемой в этой связи кубинской стороной обеспокоенностью следует продумать о возможном расширении номенклатуры кубинских товаров, поставляемых в Россию. При этом следует обратить особое внимание на продукцию химико-фармацевтической промышленности Кубы.


2.3 Перспективы российско-кубинского торгово-экономического сотрудничества


На кубинском рынке по-прежнему продолжают пользоваться повышенным спросом российские запчасти к оборудованию сахарных заводов, предприятий никелевой промышленности, локомотивному и подвижному составу железнодорожного транспорта, автомобилям, сельскохозяйственной технике.

Кубинская сторона заинтересована и в закупках российской авиационной техники. Примером этого служит подписание в июле 2004 г. и в апреле 2006 г. контрактов на поставку на Кубу семи самолетов (4 Ил-96-300 и 3 Ту-204) на сумму порядка 350 млн. долл. США.

Имеется реальный интерес кубинцев к закупкам продукции российского автопрома, которая удовлетворяет требованиям кубинских пользователей своими потребительскими свойствами, простотой обслуживания и ценовыми характеристиками.

Кубинская сторона неоднократно подчеркивала готовность к закупке в Российской Федерации автобусов ПАЗ для перевозки школьников, грузовых автомобилей «КАМАЗ», микроавтобусов «ГАЗЕЛЬ», автомобилей «ВАЗ-2107», запчастей для автомобилей «КАМАЗ» и «ЛАДА». [7]

На кубинском рынке по-прежнему продолжают пользоваться повышенным спросом российские запчасти к оборудованию сахарных заводов, предприятий никелевой промышленности, локомотивному и подвижному составу железнодорожного транспорта, автомобилям, сельскохозяйственной технике.

Кубинская сторона заинтересована и в закупках российской авиационной техники. Примером этого служит подписание в июле 2004 г. и в апреле 2006 г. контрактов на поставку на Кубу семи самолетов (4 Ил-96-300 и 3 Ту-204) на сумму порядка 350 млн.долл. США.

Потенциальными нишами для российского экспорта на Кубу являются электроэнергетическое и транспортное оборудование, сельскохозяйственные машины, отдельные виды оборудования металлургической промышленности, запасные части практически ко всем видам оборудования, транспортных средств, погрузо-разгрузочной техники и т.д. Российские компании смогут реализовать указанный потенциал только при проведении правильной финансовой политики с одновременной государственной поддержкой на начальном этапе.

Имеется интерес в приобретении в России для железнодорожного транспорта Кубы локомотивов, а также проведении необходимого ремонта и техобслуживания уже имеющихся локомотивов, парк которых на Кубе составляет более 100 единиц. Помимо этого кубинская сторона готова закупить узлы, запасные части для железнодорожного транспорта.

Кубинские организации выражают заинтересованность в привлечении российских компаний к реализации проектов модернизации 10 энергоблоков мощностью по 100 МВт каждый, поставленных из бывшего СССР до 1990 года.

В 2006 – 2007 гг. наблюдается определенная активность со стороны российских компаний на кубинском рынке энергоносителей, что в дальнейшем может стать эффективным рычагом продвижения российских интересов. В частности, ОАО «НК Лукойл» начало осуществлять проработку вопроса строительства новых нефтеперерабатывающих мощностей на Кубе, а также возможности своего участия в нефтепоисковых работах в кубинской экономической зоне Мексиканского залива. Проявляет интерес к кубинскому рынку «Зарубежнефть».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.