Министерство высшего и среднего специального образования РУ
«Территориальные споры»
Выполнил:
Студент 4 курса МО
Сергей Янко
Территориальный спор – это разногласие при делении какой-либо территории, будь то суша, море или воздушное пространство. Территориальный спор может привести к войне, последствия которой могут быть необратимы.
История человечества полна войн, целью которых был захват новой территории или возвращение бывших владений. Вторая половина нашего века изобиловала территориальными конфликтами в Африке и Латинской Америке (наследие колониального режима), а конец столетия привлек внимание к Азии и пространству бывшего СССР.
Не успев как следует разобраться со своими притязаниями на сушу, государства включились в борьбу за контроль над морским пространством. Спорными точками в такой борьбе стали отдельные острова и архипелаги в разных частях Мирового Океана: Фолклендские, о. Реюньон, Парасельские, Курильские, о-ва Бахрейн — и этот список можно продолжить.
Начать борьбу за обладание островами или установление контроля над ними побуждают разные причины. И главные из них:
· геополитические мотивы;
· установление контроля над транспортными путями;
· обеспечение присутствия в регионе;
· расширение собственной экономической зоны на море;
· овладение ресурсами спорных островов или их шельфа.
В каждом конкретном случае принятое решение — результат длительных переговоров, взаимных уступок, а иногда, демонстрации силы или даже военного противостояния.
Редко при решении территориальных споров страны руководствуются принципом "uti possidetis" ("владей, чем владеешь"). В основном, так поступают страны с колониальным прошлым, отторгнутые территории которых стали неотъемлемой частью другого государства.
Гораздо чаще в международной практике встречаются другие пути решения проблемы:
· образование кондоминиума — совместного владения (Вануату, бывшие Новые Гебриды: Великобритания — Франция);
· признание суверенитета одного государства с немедленной передачей территории в аренду другому на длительный срок (Гонконг: Китай — Великобритания);
· в случае, если спор возник из-за природных ресурсов — совместная разработка месторождения или его раздел (о. Шпицберген: Россия — Норвегия).
В некоторых странах совместная разработка трансграничных месторождений закреплена законодательством. Компании, получившие лицензию на разработку такого месторождения обязаны сотрудничать с компаниями страны-соседа.
Итак, в конце нашего века Азия — регион средоточия проблем, территориальных споров — таит в себе огромный потенциал для новых конфликтов. Сейчас это регион концентрации активизирующегося в последнее время национализма. Здесь растут, крепнут и рушатся социальные надежды, увеличивается экономическое благосостояние, а пропасть социального неравенства становится все шире. Азия крайне восприимчива к политическим инновациям, благодаря высоким темпам роста населения и урбанизации. Но одновременно здесь идет стремительное наращивание военной мощи. В 1995 г. Азия стала, согласно данным Международного института стратегических исследований, крупнейшим в мире импортером оружия, обогнав Европу и Ближний Восток.
Вся Азия, а особенно Восточная, охвачена энергичной деятельностью, которая до сих пор направлялась по мирному руслу быстрыми темпами экономического развития региона. Однако равновесие представляется крайне хрупким и может быть разрушено любым несогласием. Возможность такого несогласия таится в огромном количестве спорных вопросов, каждый из которых подобен бочке с порохом. Среди них:
· недовольство Китая независимым статусом Тайваня;
· Парасельские острова и острова Спратли в Южно-Китайском море создают опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии;
· острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем;
· по-прежнему не решен вопрос о южных островах Курильской гряды;
· Китай предъявляет территориальные претензии практически всем своим соседям на материке.
Из приведенного списка видно, что главные проблемы региона связаны с так называемой "имперской" политикой Китая. Издревле китайцы считали свою родину центром мира, а потому потери территорий воспринимали как личную обиду.
Как действует Китай при разрешении территориальных споров, видно на примере проблемы островов Спратли.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В МОРЯХ АЗИИ
(на примере островов Спратли)
Архипелаг Спратли — 400 разбросанных скал, утесов и маленьких островов — расположен в Южно-Китайском море. Надо сказать, что это море — оживленная транспортная артерия и важный стратегический объект; его водами омываются берега 6 государств. Интерес к безжизненным скалам практически отсутствовал до середины 70-х годов. Однако в 1974 г. на новой карте Китая появились острова Спратли, что не могло не обеспокоить прежде всего Филиппины и Малайзию — страны, в непосредственной близости от которых находятся эти острова. Ситуация осложнялась тем, что кроме самого архипелага Китай заявил права на экономическую зону вокруг него (371 км). Эта экономическая зона захватывала часть газового месторождения Натуна (Natuna), которое принадлежит Индонезии. Таким образом, месторождение должно было бы разрабатываться совместно двумя государствами.
Год назад американская Exxon объявила о проекте разработки этого месторождения стоимостью 40 млн долл., и вопрос о территориальных водах, а также о собственности на Натуну вновь обострился.
В 80-е и 90-е годы практически все страны бассейна Южно-Китайского моря заявили о своих правах на острова Спратли. Правда, ни одна из них не имеет ни четких исторических подтверждений своих прав, ни юридических оснований на установление своего суверенитета. В настоящий момент архипелаг поделен следующим образом: Вьетнам — 20 островов, Китай — 8, Филиппины — 8, Малайзия — 5, Тайвань — I. (Чтобы установить свои права на тот или иной остров соперники зачастую просто устанавливали на нем свои марки. Иногда марки устанавливались на отмелях и были видны только в низкий прилив или отлив.)
Главными претендентами на архипелаг считаются Китай и Вьетнам. Оба государства избрали путь постепенного мирного "присоединения" островов, но придерживаться такого пути им удавалось не всегда. Стороны периодически проводили боевые учения в непосредственной близости от островов, что нельзя было рассматривать иначе как демонстрацию силы. Не раз подобные акции заканчивались столкновениями. Так, в 1988 г. Пекин потопил 3 вьетнамских судна, на которых погибло 72 чел., и захватил риф Фэри Кросс (Fiery Cross). В 1992 г., объявив о предоставлении концессии на разведку, Китай отправил в район 3 подводные лодки — якобы для обеспечения безопасности партнеров. В 1995 г., после того как страсти вокруг предыдущего конфликта улеглись, Китай заявил о своих правах на Мисчиф риф, в районе которого произошло столкновение его судов с силами Филиппин. Вьетнам, в свою очередь, заявил в неофициальной обстановке, что будет отдавать предпочтение тем нефтяным компаниям, которые согласятся вести работы на спорных территориях на шельфе архипелага.
Последний конфликт вызвал резкую негативную реакцию всех стран-членов АСЕАН, в результате которой Китай пошел на уступки и предложил искать мирные пути решения проблемы.
Эксперты полагают, что военное решение спора об островах Спратли маловероятно. Относительную стабильность в регионе обеспечивают прежде всего США, которые, во-первых, не поддерживают ни одного из претендентов на острова, а во-вторых, крайне заинтересованы в обеспечении бесперебойной навигации в Южно-Китайском море. Ныне у США появился еще один интерес — нефтяной. Острова и их шельф признаны перспективными на углеводороды, запасы которых еще предстоит оценить геологам. Добиться этого можно не только предотвращением силового решения проблемы, но и регулированием уровня влияния каждой из стран в регионе. Считается, однако, что стратегия Китая — захватить один-два острова, а потом подтвердить свои намерения мирного решения проблемы и резко снизить активность в этом направлении — может быть крайне эффективной и достичь своей цели
В настоящее время Закон о море определяет положение островов Спратли как "эффективную оккупацию"
Это означает, что ни одно из государств не может претендовать на экономическую зону территориальных вод или отсчитывать площадь континентального шельфа от захваченных им островов архипелага. Вообще, согласно Закону, остров образует вокруг себя экономическую зону или зону континентального шельфа только в том случае, если возможно его заселение или ведение на нем хозяйственной деятельности. Даже если остров заселен, он имеет "меньший вес" при образовании экономической зоны, чем континент
Искусственно созданные острова образуют 500-мильную зону безопасности, но не считаются окруженными территориальными водами, равно как от них не может вестись отсчет континентального шельфа или экономической зоны. Объекты, которые видимы только во время низкого прилива, образуют 12-мильную зону территориальных вод только в том случае, если они находятся на расстоянии не более 12 морских миль от объекта, который сам образует территориальные воды. Объекты, не видимые в низкий прилив, не образуют никаких зон.
Страницы: 1, 2