Рефераты. Теоретический анализ особенности контракта купли-продажи товаров во внешней торговле

Условия платежа за проданные товары и услуги являются одними из наиболее сложных и важных разделов контракта купли-продажи, от точности формулировок которых в наибольшей степени зависит экономическая эффективность его результатов. В интересах продавцов и покупателей следует согласовать и включить в текст контракта такие условия взаимных платежей, которые бы решали следующие основные задачи:

• обеспечение оперативности и удобства платежей;

• обеспечение получения продавцами платежей за поставленные товары;

• обеспечение поставки товаров против осуществленных платежей;

• обеспечение сохранения коммерческих интересов продавцов и покупателей при колебаниях курсов валют[4].

Практика работы с отечественными предпринимателями (как экспортерами, так и импортерами) показала, что одним из наиболее сложных вопросов для них является определение и фиксирование способа платежа. Почему-то в последние годы отечественные предприниматели широко применяют платежи с авансом (чаще всего при импорте).

Способ платежа (расчета) определяется по отношению ко времени поставки товара вот эти виды:

- в расчеты за наличные (это - аккредитив, инкассо, открытый счет, банковский перевод);

- в расчеты в кредит (с рассрочкой платежа);

- платежи с авансом.

Упаковка и маркировка. Род и тип упаковки зависит от товара и способа его транспортировки. Так, безусловно, упаковка при транспортировке морем будет значительно отличаться от упаковки при транспортировке автотранспортом.

Принято различать внешнюю упаковку - тару (ящики, контейнеры, бочки и т.п.), и внутреннюю, неотделимую от товара (полиэтиленовые мешки, коробки и т.п.).

В общем случае к упаковке применяется следующее правило: она должна обеспечивать безусловную физическую сохранность груза при перевозке оговоренным в контракте транспортом, включая перевалку его. Кроме того, упаковка должна учитывать климатические условия и требования законодательства страны назначения. По согласованию сторон могут быть введены и другие условия.

Стоимость упаковки обычно включается в стоимость товара; однако может быть предусмотрена и дополнительная поставка упаковки (например, в %% от общего количества товара) для возможного перетаривания товара в случае повреждения упаковки.

Иногда, в случае дорогостоящей упаковки (специальные жесткие и мягкие контейнеры, специальные бочки и т.п.), может быть предусмотрен возврат упаковки Продавцу. В этом случае необходимо уточнить, когда и за чей счет будет проводиться эта операция.

Также должны быть оговорены максимально допустимые габариты упаковки, например, в случае поставки негабаритного оборудования.

Маркировка товара содержит обычно информацию двух видов: товаросопроводительную (номер контракта, отправитель, получатель, вес брутто и нетто, габариты, номер места, страна происхождения, транс и т.п.) и рекомендательная, касающаяся условий обращения с грузом (верх-низ места, хрупкость груза, защита от влаги и т.п.).

Маркировка делается, как правило, на двух языках. Точное содержание маркировки оговаривается в контракте[5].

Переход права собственности. На практике момент передачи товара обычно совпадает с моментом перехода права собственности на этот товар. Стороны международного договора купли-продажи товара обязательно должны оговорить этот вопрос в тексте договора.

В российских условиях необходимость подобной оговорки объясняется тем, что переход права собственности на товар является основанием для оприходования товара на балансе предприятия-покупателя.

Поскольку практически все международные договора заключаются в валюте, отличной от российского рубля, в условиях постоянного изменения курса дата оприходования товара приобретает особое значение.

При отсутствии в договоре конкретного указания на момент перехода права собственности российскими налоговыми органами в качестве документа — основания для принятия к учету товаров признается только грузовая таможенная декларация.

Ошибка в дате оприходования товара может привести к искажению данных бухгалтерской отчетности и налогооблагаемой базы по ряду налогов (например, налогу на имущество предприятий) и как следствие - к санкциям за нарушение налогового законодательства.

Гарантии. Если покупатель акцептует поставку грузов или принимает работы по завершению строительства, он имеет право требовать некоторых гарантии возмещения ему убытков, которые могут возникнуть вследствие ошибочного проекта, неправильного выбора материалов или недостаточной квалификации рабочей силы, проявившихся впоследствии и не поддающихся обнаружению в момент доставки.

Суть гарантии. Практика показывает, что она может быть различной в зависимости от характера предоставляемых товаров и услуг, а также умения сторон торговаться друг с другом. Большинство стандартных общих условий обязывают продавца устранить неисправности путем починки или замены оборудования и специально предусматривают, что продавец не несет ответственности за повреждение, поломку, потери и все прочее, могущее быть отнесенным к подобным дефектам.

Часть договора, относящаяся к гарантиям, специально предусматривает, что продавец не несет ответственности в случае ненадлежащего отношения покупателя к товару или несоблюдения им специальной инструкции, приложенной продавцом. Сложности могут возникнуть в том случае, если дефект является следствием неудачного проекта, применения неудачных материалов и использования недостаточно квалифицированной рабочей силы, а не вследствие халатного обращения со стороны покупателя[6].

Санкции. Отсутствие этого пункта в контракте дает банку основание для отнесения такого контракта к группе подозрительных на предмет фиктивности.

Предприятиям рекомендуется предусматривать санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон: за нарушение сроков поставки, за несвоевременные платежи. За поставку товара ненадлежащего качества, в ненадлежащем количестве также рекомендуется устанавливать санкции[7].

Безусловно, и Продавец и Покупатель, заключая контракт, надеются на своевременное, полное и надлежащее выполнение его. Однако, в действительности могут быть обстоятельства, когда кто-то из них по тем или иным причинам нарушает какие-либо из его условий. На этот случай в контракте предусматриваются штрафные санкции, позволяющие защитить интересы пострадавшей стороны. К этим санкциям относятся:

• конвенциональный штраф - защищает Покупателя от просрочки в поставка товара. Зависит от стоимости товара (на практике составляет от 0,5% до 15% и вплоть до аннулирования всего контракта) и от срока просрочки. Обычно штраф устанавливается в прогрессивно-возрастающем размере (например, 0,5% за 1-ю неделю просрочки, 1% за 2-ю неделю просрочки и т.д.), но не более, чем 15%;

• штраф за поставку некачественного товара в этом случае Продавец платит штраф за просрочку в поставке - некий согласованный дополнительный штраф;

• штраф за задержку открытия аккредитива - применяется к Покупателю так же, как за задержку платежа.

Кроме того, предусматриваются санкции к виновной стороне, сумма которых превышает штраф (например, за упущенную выгоду, за моральный ущерб и т.п.). По законам многих стран в случае нарушения условий контракта с виновной стороны могут быть взысканы не только штраф, но также и убытки, к тому же уплата этих сумм не освобождает виновника от исполнения контракта[8].

Страхование. Транспортное страхование товаров обеспечивает возмещение страхователю его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел контракта включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование.

«Инкотермс» предусматривает обязанность продавца осуществить транспортное страхование груза только при базисных условиях СIF и СIР. При СIF продавец обязан за свой счет застраховать груз на период его морской или речной транспортировки на судне от порта отгрузки до получения груза покупателем в порту назначения на условиях «свободно от частной аварии», разработанных Институтом лондонских страховщиков. Эти условия предусматривают страхование всех рисков за следующими исключениями:

• тех, которые произошли по вине страхователя в связи, например, с ненадлежащей упаковкой товаров;

• тех, которые являются следствием внутренних свойств товара, например, самовозгорание, отмокание, гниение и т.д.;

• тех, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки: намокание, выветривание, порча из-за несоблюдения температурного режима перевозчиком и т.д.;

• военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений.

Продавец по требованию покупателя должен произвести за его счет дополнительное страхование от военных рисков, рисков от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений. Транспортное страхование обычно производится в валюте контракта купли-продажи на 110% стоимости поставляемого товара. Страхование осуществляется в пользу покупателя или указанного им лица. Продавец должен передать покупателю страховой полис для того, чтобы покупатель или иное лицо, обладающее страховым интересом, могло бы обратиться непосредственно к страховщику.

Если контракт дает продавцу право самостоятельно принимать решение о страховании груза, то он сам решает, на каком участке пути следования целесообразно страховать груз, от каких рисков и на какую сумму. Поскольку он страхует собственные риски, то и договор страхования он заключает в свою пользу. Обычно расходы продавца по страхованию груза в свою пользу в контрактной цене товара не учитываются[9].

Форс-мажорные обстоятельства. К форс-мажорным обстоятельствам относятся события чрезвычайного характера, которые невозможно предвидеть. Это стихийные бедствия, пожар, наводнение и т.д.

Есть обстоятельства, которые являются спорными и могут считаться форс-мажорными только по договоренности сторон (забастовки, военные перевороты). Их нужно указать в контракте, если стороны пришли к соглашению, т.к. форс-мажорные обстоятельства освобождают стороны от ответственности за неисполнение своих обязательств по контракту. Ответственность за неисполнение обязательств снимается только на время действия форс-мажорных обстоятельств. Но иногда эти обстоятельства длятся так долго, что исполнение обязательств теряет всякий смысл. Поэтому целесообразно оговорить сроки действия форс-мажорных обстоятельств, по истечении которых стороны получают право на аннулирование контракта[10].

Сторона, подвергшаяся воздействию таких обстоятельств, освобождается от обязанности возмещать другой стороне убытки и выплачивать неустойки. Поэтому очень важно, чтобы стороны контракта правильно трактовали, какие обстоятельства по данному контракту считаются форс-мажорными, или, как их нередко называют, «обстоятельствами непреодолимой силы».

Сторона, для которой наступили форс-мажорные обстоятельства, обязана немедленно известить другую сторону контракта об их наступлении и прекращении и в течение установленного в контракте срока (обычно 10—15 дней) предоставить официальное письменное подтверждение наступления действия таких обстоятельств[11].

Арбитраж. В этом условии контракта устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы мирным путем. В большинстве контрактов предусматривается разрешение спора в порядке третейского суда, или так называемого арбитража. Арбитраж обычно состоит из двух арбитров и одного суперарбитра. Для решения спора между двумя контрагентами избираются два арбитра той же национальности, что и спорящие стороны, и один суперарбитр другой национальности или же выбирается один арбитр третьей национальности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.