Рефераты. Сущность плана администрации США "большой Ближний Восток"

Вместе с тем арабам не удалось принять решение о механизмах, позволяющих провести столь важные реформы в ближайшее время. В частности, не была рассмотрена инициатива Египта по развитию системы межарабских отношений и реформированию ЛАГ, выдвинутая Каиром в июле 2003 г. и предусматривавшая создание Арабского суда справедливости, Арабского совета безопасности и принятия ряда других мер, направленных на реформирование структурно-институцио-нальной системы арабского сообщества. Такой «половинчатый» итог саммита подтвердил, что арабский мир не готов к быстрым и решительным шагам для кардинального реформирования своей структуры. На саммите вновь прозвучала критика в адрес плана «Большой Ближний Восток». Наиболее жесткую позицию среди арабов на саммите ЛАГ в Тунисе к инициативам извне по реформированию региона вновь обозначил президент Сирии Башар Асад, заявивший, что его страна не собирается обсуждать с какой-либо иностранной стороной вопросы внутренних реформ.

На саммите «Большой восьмерки», проходившем 8–10 июня 2004 г. на острове Си Айленд в США, вопрос о реформах на Ближнем Востоке обсуждался лидерами крупнейших мировых держав, что говорило о большой значимости данной темы. Одобрив в целом плодотворность идеи проведения реформ в регионе, участники подчеркнули, что «проведение реформ – дело самих стран региона». Большинство участников предостерегли против попыток навязать извне странам Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки широкие и многосторонние преобразования. При этом особенно подчеркивалось, что реформы должны исходить из самих стран региона. Как заявил президент Франции Жак Ширак по итогам обсуждения плана США «Большой Ближний Восток», страны Ближнего Востока и Северной Африки «не нуждаются в миссионерах демократии». «Нет формулы демократии, которую можно было бы экспортировать в другие страны, – подчеркнул Жак Ширак. Если хочешь добиться укоренения в стране идеалов свободы, демократии и прав человека, необходимо прежде уважать свободу инезависимость этой страны».

В совместной декларации под названием «Партнерство ради прогресса и общего будущего с регионом Большого Ближнего Востока и Северной Африки» участники саммита провозгласили «свою поддержку демократическим, социальным и экономическим реформам, исходящим из данного региона». Согласно заявлению, участники партнерства придерживаются следующих принципов: укрепление мира и стабильности в регионе; необходимость урегулирования споров, особенно израильско-палестинского конфликта; отказ признавать региональные конфликты препятствием для реформ; восстановление мира и стабильности в Ираке; признание того, что успешные реформы могут исходить только из самого региона, а перемены не могут навязываться извне; уважение уникальности и своеобразия каждой страны – но опять-таки не в ущерб реформам; партнерство с правительствами, деловыми кругами и институтами гражданского общества в регионе; поддержка реформ в регионе в интересах всех граждан.

Среди основных направлений деятельности по оказанию помощи в проведении реформ, зафиксированных в «Плане «восьмерки» по поддержке реформ», – инициатива по развитию микрокредитования в регионе, ликвидация безграмотности, подготовка предпринимателей, поддержка свободных и прозрачных выборов, расширение межпарламентских связей, содействие становлению независимых судов, поощрение усилий, направленных на утверждение свободы слова, печати, религиозных убеждений, борьба с коррупцией, помощь региону в сохранении культурного наследия. Важная тема во всем плане действий – вовлечение женщин в процессы социально-экономического и политического развития.

Пытаясь успокоить власти и жителей стран Ближнего Востока, президент США вновь поспешил заверить их в том, что план реформ не будет навязываться народам региона и что «свободные общества на Ближнем Востоке будут отражать культуру и традиции народов региона, а не Америки». Но звучавшие комментарии из уст политиков, журналистов и политологов из стран Ближнего Востока содержали тревожные выводы, общий смысл которых сводился к тому, что США, несмотря на заверения в том, что не собираются вмешиваться во внутренние дела стран региона, в ближайшем будущем намерены осуществить широкомасштабную интервенцию в регионе с использованием всех ресурсов. В подтверждение опасений приводилось присутствие США и их союзников в Ираке, нападки американцев на некоторые соседние с Ираком страны, наращивание ими своего военного присутствия в регионе, практически полная поддержка жестких действий Израиля на оккупированных палестинских территориях и в целом агрессивный стиль внешней политики Вашингтона в последнее время.

Египет, считающий себя флагманом арабского мира, а потому часто выступающий не только от своего имени, но и от арабской общественности, направил послание в адрес участников саммита «Большой восьмерки». В нем подчеркивалось, что в странах Ближнего Востока идет непрерывный процесс реформирования и что общество в этих государствах само стремится к осуществлению реформ. Прозвучал также призыв к участникам форума рассмотреть корни существующих проблем, возникших в результате оккупации арабских земель, отсутствия справедливости и использования двойных стандартов.

Озабоченность Каира вызывает также то, что необходимость реформ на Ближнем Востоке многими в США обосновывается желанием изменить регион, откуда исходит угроза Западу со стороны ислама, как основного источника терроризма, а это, в свою очередь, свидетельствует о намерении не помочь региону, а, наоборот, подвергнуть его насильственным реформам. В результате, создается впечатление, что обвинение в угрозе безопасности выдвигается в адрес не только арабских стран, но уже всего мусульманского мира в целом. По мнению Египта, это – весьма опасное стремление раздвинуть традиционные границы Ближнего Востока под тем предлогом, что проблема безопасности сама по себе выходит за рамки региона.

Как заявил посол Египта в США Набиль Фахми, вызывает недоумение также попытка «пристегнуть» к Ближнему Востоку обширные территории, не имеющие к нему никакого отношения ни с точки зрения языка и традиций, ни с точки зрения исторического опыта и культуры. При этом особенно указывалось на неуместность присутствия в этих планах Израиля, являющегося оккупантом арабских земель и имеющего с большинством арабских стран враждебные отношения.

Как показали двусторонние и многосторонние встречи заинтересованных сторон, необходимость проведения коренных политических и экономических преобразований никем не ставится под сомнения. Острота проблем, с которыми столкнулись страны региона в начале XXI в., по единогласному мнению требует решительных шагов. Несмотря на наличие природных ресурсов, особенно углеводородных, население стран региона, в основном, по-прежнему бедное, крайне высок уровень неграмотности. В военно-промышленном секторе отставание от Запада выглядит весьма ощутимым. Более развитый Израиль при поддержке США и используя противоречия между арабскими странами навязывает им свое видение процесса ближневосточного урегулирования. Словом, перечень сфер, которые необходимо подвергнуть реформированию, довольно длинный.

Особенную озабоченность на Ближнем Востоке вызывает тот факт, что данная инициатива активно выдвигается и проталкивается именно США. Негативная реакция арабов на план США кажется вполне логичной, учитывая неприятие странами региона ближневосточной политики Вашингтона. Для большинства арабо-мусульманских стран, выступающих против американского плана «Большой Ближний Восток», опасность заключается не только в военно-политической и экономической экспансии США в регионе, но в ярко выраженном цивилизационном натиске, осуществляемом посредством насаждения чуждых региону общественно-политических и культурных ценностей.

Ряд положений американского плана, принимая во внимание многовековые традиции государственного строительства на Ближнем Востоке, труднореализуем. Спецификой политической системы в странах Востока является весомая роль главы государства, который сосредоточивает в своих руках бразды правления как во внутриполитических делах, так и на международной арене. В странах с республиканской формой правления при смене власти она зачастую достается либо детям ушедшего главы государства, либо представителю правящего клана. Это дает основание либерально настроенным кругам на Западе говорить о весьма незначительной роли выборов как демократического института в политической жизни страны и о неспособности граждан посредством голосования влиять на свою судьбу. При этом на Западе не учитывают политическую традицию Востока, где выборность, многопартийность, свобода прессы и прочие атрибуты демократии никогда не были целью, а лишь средством, а стало быть, и прибегать к ним стоит лишь по мере необходимости. Потому характерная (или, по крайней мере, декларируемая) для западных демократий система ценностей при внедрении в восточные общества встречает на своем пути множество препятствий.

Характерной задачей политической элиты Арабского Востока конца XX – начала XXI вв. является укрепление существующей системы власти и передача ее либо по наследству, либо по принципу «управляемой демократии», когда результаты выборов зачастую легко прогнозируемы, а главное – имеют второстепенное значение, поскольку не приведут к существенному изменению политического курса в стране. В условиях шаткости политической системы роль стабилизирующего фактора играют армия и спецслужбы. В ряде стран они служат прочной опорой политической элиты, а в некоторых случаях сами ее и составляют.

В арабских странах с монархической формой правления процесс передачи власти проходит в целом без потрясений. Так, в 1999 г. на смену «патриархам» ближневосточной политики короля Иордании Хусейна и короля Марокко Хасана II пришли их сыновья – Абдалла II и Мухаммед VI.Первые годы правления молодых правителей показали, что эти два расположенных в разных уголках Арабского Востока королевства уже в ближайшем будущем способны достичь весьма впечатляющих результатов и, прежде всего, в сфере экономики. Во многом заслуга в этом принадлежит ушедшему поколению монархов, создавших прочный фундамент для последующего рывка. Консерватизм в системе государственного устройства и методах управления страной с лихвой компенсируется наглядными успехами в экономике и ростом благосостояния подданных вкупе с относительной внутриполитической стабильностью. В подобной ситуации необходимость внедрения демократических институтов отходит на второй, а то и на третий план. К тому же и Марокко, и Иордания традиционно поддерживают с США хорошие отношения, что говорит о возможной помощи Вашингтона в случае, если кто-то решит посягнуть на власть правящих элит. В таких странах существенной смены политического курса ожидать не стоит.

Оправдывая свое вмешательство во внутренние дела региона, правящие круги США в качестве основного аргумента все чаще выдвигают тезис о нехватке демократических свобод как источнике всех проблем. Так, по мнению советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс, большинство стран Ближнего Востока страдают от дефицита свободы, и именно в этом кроются причины, порождающие терроризм. Причем, как правило, речь идет о тех странах, которые не хотят идти в фарватере американской политики.

Между тем, именно политика США является тем катализатором, который приводит в действие наиболее радикальные силы на Арабском Востоке. Поддержка Вашингтоном откровенно силовых акций Израиля в отношении арабов, военная операция в Ираке, рост числа американских военных баз, насильственное внедрение посредством экономических рычагов западных элементов культуры – все это воспринимается жителями арабского региона как попытка реколонизации. Миссионерская роль, которую взяли на себя США и о которой все громче заявляют в период правления республиканской администрации, воспринимается в арабских странах как желание разрушить многовековую систему ценностей региона, взросшую на постулатах ислама и верности традициям предков.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.