Рефераты. Сущность глобализации, тенденции интеграции и мультиполяризации мирового экономического сообщества

Приоритет международного права в операциях на мировом рынке не означает полной интернационализации внешнеэкономической деятельности государства и подмену его внешнеэкономических институтов деятельностью международных экономических организаций.

Обязанностью любого государства является всемерное отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство в собственных национальных интересах определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждое государство разрабатывает национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Например, для России основополагающими законами в этом плане являются Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории РФ», «О разделе продукции» и др. Непосредственным регулированием внешнеэкономической деятельности в каждой стране занимаются специальные институты. В России это Министерство внешнеэкономических связей, Министерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и др. Они регистрируют и контролируют деятельность иностранных интституциональных единиц в стране, регулируют экспорт и импорт за счет выдачи лицензий, квот, установления таможенных тарифов и налоговых сборов, содействуют, например, за счет организации выставок за рубежом и подписания межгосударственных соглашений, продвижению отечественных хозяйственных субъектов в экономические союзы и мировое хозяйство в целом.

Государства - участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Такого рода влияние реализуется многими способами, главным из которых служит использование права любой страны-участницы международной экономической организации разрабатывать и корректировать правила внутрисоюзной экономической «игры». Кроме того, государства, участвующие в мировом экономическом процессе, особенно наиболее экономически развитые и богатые из них, имеют как прямые, так и косвенные возможности воздействия на мирохозяйственные связи, т.е. регулируя их в своих национальных интересах. Таким прямым регулятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или Союз в своих интересах (не только экономических) предоставляет или не предоставляет отдельным странам преимущества по экспорту или импорту товаров, услуг и капиталов. Например, США резко ограничивают экспорт своих высоких технологий и разрешают продавать их лишь странам-партнерам по военным блокам. Одновременно, как и многие другие страны, они сокращают и количество стран-импортеров, предоставляя благоприятные условия для импорта лишь узкому кругу государств. Примерами может служить существенное сокращение импорта стали из России в 2000 г. и ограничение импорта японских автомобилей в страну.

Косвенное регулирование мирохозяйственных связей государства могут осуществлять через принадлежащие им частные фирмы (особенно банки) и международные компании (МК). Так, с целью увеличения на мировом рынке, например, японских товаров, правительство Японии через национальные коммерческие банки предоставляет странам или фирмам-импортерам кредиты для японских закупок под льготный банковский процент. Кроме того, используя широкую сеть филиалов МК, разбросанную практически по всем регионам мира, развитые страны все большую часть хозяйственных операций на мировом рынке сейчас осуществляют через них. Как уже отмечалось, на долю этих корпораций приходится более половины мирового товарооборота.

Таким образом, современные государства, организуя свою национальную экономику для широкого участия в мировом экономическом процессе, одновременно активно влияют на нее и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей прежде всего в своих собственных интересах. Эти действия позволяют странам не только отстаивать свои экономические интересы на международной арене, но и совершенствовать, а также поступательно развивать мировое хозяйство, международные экономические отношения и обеспечивать тем самым дальнейший общественный прогресс.


2 Экономическая интеграция


Образование и развитие глобальной экономики — многосторонний процесс.

Одной из форм экономических отношений во всемирном хозяйстве является международная миграция капитала — помещение за границей средств, приносящих доход их собственнику. Миграция (вывоз) капитала происходит, когда он может быть помещен в другом государстве с большей нормой прибыли, чем в своей стране. Вывоз капитала ради большей прибыли — следствие ряда причин: а) перенакопления капитала в регионе, откуда он вывозится; б) несовпадения спроса на капитал и его предложения в различных звеньях всемирного хозяйства; в) наличия в государствах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы; г) интернационализации производства.

Важной причиной, расширяющей масштабы экспорта капитала, является интернационализация производства. Будучи первоначально результатом зарубежных капиталовложений, интернационализация становится, в свою очередь, постоянно действующим фактором расширения экспорта капитала. Когда предприятия отдельных стран превращаются в звенья международного производственного организма, они получают возможность использовать выгоды разделения труда и сложившихся в мировой экономике хозяйственных и денежных связей.

Одной из особенностей современного всемирного хозяйства является то, что в каждой развитой стране одновременно образуется как относительный излишек капитала для его вывоза за границу (в одних отраслях хозяйства), так и потребность в привлечении дополнительных денежных средств извне (в других отраслях). Поэтому большинство государств в одно и то же экспортирует, и импортирует капитал.

Вывоз предпринимательского капитала означает создание на территории других стран предприятий, затраты на которые несут иностранные собственники. В зависимости от степени действительного контроля за деятельностью таких предприятий различаются прямые и портфельные инвестиции иностранного капитала.

Особой формой портфельных инвестиций является участие иностранного капитала в совместных предприятиях, где контрольный пакет акций остается за национальным государством или местными частными фирмами. Здесь иностранный капитал участвует своими финансовыми ресурсами, технологией, управленческим опытом, торговыми марками, рекламой и предоставлением услуг при реализации продукции. Взамен он получает причитающуюся на его долю прибыль, которую вывозит из страны или использует для инвестиций на месте. Иностранные собственники получают наиболее прочные гарантии сохранности и прибыльности их капиталовложений. В свою очередь, государственная власть принимающей страны может более эффективно и рационально использовать внешние источники средств и технологии в общенациональных интересах.

На базе иностранных инвестиций сложились транснациональные корпорации (ТНК). Транснациональные корпорации осуществляют предпринимательскую деятельность на территории более чем одного государства. Сейчас они заняли ведущие позиции во всем мировом хозяйстве. В мире насчитывается свыше 20 тыс.ТНК. Из них примерно две тысячи наиболее крупных сосредоточили основную сумму всех прямых инвестиций во всемирном хозяйстве и получают львиную долю всей прибыли от иностранной предпринимательской деятельности.

Международный кредит в мировом капиталистическом хозяйстве имеет важные экономические последствия. Он выравнивает степень выгодности применения капитала в разных странах и способствует образованию средней нормы прибыли в рамках всего мирового хозяйства. Более того, этот кредит служит фактором увеличения выгодности капиталовложений, так как позволяет производительно использовать временно высвобождающийся денежный капитал там, где ощущается наибольшая нужда в нем и, следовательно, выше прибыльность капиталовложений. Используя международный кредит, государство может ускорить свое хозяйственное развитие. На средства иностранного займа строятся новые предприятия, продукция которых пользуется спросом не только внутри данной страны, но и на мировом рынке. Деньги в иностранной валюте, получаемые от экспорта таких товаров, позволяют в обусловленные сроки рассчитаться по займу и часть прибыли предприятий использовать для других внутренних целей. В результате обеспечивается взаимная выгода кредитора и должника.

В то же время международный кредит может вести к серьезным экономическим потрясениям и острым противоречиям. Так, в 70-е и 80-е гг. главной жертвой обострившихся конфликтов на международном рынке ссудного капитала стали многие развивающиеся страны. Они брали займы из-за постоянно ухудшающегося хозяйственного положения, участия в гонке вооружений и по другим причинам. Однако кредиты выдавались без необходимого экономического обоснования, расходовались неэффективно и нередко расхищались правящими кругами государств.

В итоге многие государства не могут выполнить обязательства по их внешнему долгу. Проценты и амортизация в ряде случаев поглощают до половины и более всех поступлений от экспорта товаров. В 80-е годы некоторые развивающиеся страны были вынуждены приостановить или ограничить погашение долгов. Вместе с тем значительно сократилось и предоставление им новых кредитов. Внешний долг стал серьезным препятствием дальнейшему экономическому развитию, привел к серьезному ухудшению условий жизни большей части населения и используется западными государствами, международными финансовыми учреждениями, выражающими интересы кредиторов, для вмешательства во внутренние дела стран-должников.

Важную роль в развитии всемирных экономических отношений играет международная миграция рабочей силы — перемещение масс трудящихся из своих стран в другие в поисках работы. По мере развертывания научно-технической революции все более усиливается переезд высококвалифицированных работников из одних стран в другие, получивший название "утечки мозгов".

Набирающая силу интернационализация производства порождает новые организационные формы, которые позволяют преодолеть препятствия, создаваемые государственными границами. Важнейшей из таких форм стала интеграция национальных хозяйств. Экономическая интеграция действует в соответствии со специальными соглашениями и обладает своей организационной структурой, включающей общие руководящие и иные учреждения. На территории стран-участниц развертываются определенные виды хозяйственной деятельности на особых, льготных по сравнению с остальными государствами, условиях.

Экономическая интеграция — это высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни. В результате интеграции углубляется международное разделение труда, что интенсифицирует обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой. Повышается уровень обобществления производства, а это требует целенаправленного, планомерного регулирования экономических процессов в масштабе межгосударственных объединений.

В различных регионах мира сложилось несколько интеграционных объединений. Они существенно отличаются друг от друга и по характеру складывающихся между странами-участницами отношений, и по организационным формам, и по последствиям для национальных хозяйств и населения. Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Это сообщество превратилось в мощную экономическую группировку, превосходящую по численности населения США в 1,4 раза и обладающую сравнимым с ними хозяйственным потенциалом. Одновременно с расширением состава ЕЭС происходил переход от преимущественно торгового сотрудничества к интегрированию других сфер хозяйства, включая научно-техническую деятельность (организация совместных исследований и разработок, создание общих программ). В рамках интеграции установлены льготы для взаимной торговли с перспективой образования общего рынка без каких-либо ограничений и пошлин при пересечении товарами государственных границ по всей территории Сообщества. Здесь разрабатывают единую торговую политику по отношению к третьим странам. Общая аграрная политика поддерживает самообеспеченность интегрированных стран продовольствием, сохраняет определенный уровень доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, содействует структурной перестройке сельскохозяйственного производства. Чтобы сформировать региональный комплекс, проводится финансирование разносторонней хозяйственной деятельности, которым занимаются специальные межгосударственные организации и учреждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.