Гарантийный срок эксплуатации определяет период времени, в течение которого производитель гарантирует бесперебойную и эффективную работу товара при условии соблюдения правил его эксплуатации.
Гарантийный срок хранения определяет период времени, в течение которого изготовитель гарантирует сохранность всех установленных стандартами эксплуатационных показателей и потребительских свойств товара при условии соблюдения правил его хранения.
Штрафные санкции
В международном контракте купли-продажи стороны могут предусмотреть случаи предъявления рекламаций (санкций) каждой из сторон, для чего в тексте контракта указывают возможные причины, порядок и сроки их предъявления и урегулирования.
Рекламации[14] представляют собой обоснованные претензии, которые один из контрагентов предъявляет другому по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения противоположной стороной условий контракта с требованием возместить причиненные убытки.
Контрагенты могут предъявлять рекламации относительно несоответствия количества фактически поставленного товара указанному в контракте, несоблюдения качества товара, нарушения сроков поставки и сроков оплаты партии товаров.
Рекламации направляются нарушающей свои обязательства стороне в письменном виде и содержат следующие элементы:
· уведомление о нарушении обязательства (фактическом или очевидном);
· четкое и аргументированное изложение сути претензии;
· требование устранить совершенное нарушение обязательств или принять меры к недопущению очевидного нарушения обязательств с указанием возможного способа устранения нарушения;
· требование возместить причиненные убытки и уплатить штраф, предусмотренный соглашением сторон или законодательством;
· документы, свидетельствующие о нарушении обязательства.
В оговоренные контрактом сроки сторона, по вине которой произошли нарушения обязательств, должна рассмотреть предъявленную контрагентом рекламацию и сообщить свое решение относительно согласия или несогласия удовлетворить заявленные претензии. Если нарушившая свои обязательства сторона в течение установленного срока не дает ответа по существу заявленной рекламации, такая рекламация считается признанной и подлежит удовлетворению с возмещением причиненных убытков.
В международном контракте купли-продажи стороны могут установить сроки для предъявления рекламаций и сроки для их урегулирования.
Чаще всего для урегулирования рекламации касательно качества или количества товара стороны прибегают к следующим действиям:
· продавец восполняет недогруз отдельной партией или при последующих поставках;
· покупатель возвращает партию товара и получает возврат его стоимости от продавца без промедления;
· продавец за свой счет восстанавливает недостатки и нарушенное качество товара;
· продавец за свой счет производит замену некачественного товара на товар, соответствующий условиям договора;
· продавец предоставляет скидку на товар, не соответствующий условиям договора по качественным характеристикам.
Кроме возможных способов урегулирования рекламаций, стороны могут предусмотреть санкции, которые будут применяться к одной из них в случае ненадлежащего выполнения своих обязательств.
Условия страхования
В международном контракте купли-продажи стороны могут предусмотреть распределение обязанностей в отношении страхования товара. Тогда в соответствующем разделе контракта указывается, какая партия товара подлежит страхованию и на каких условиях, кто из сторон контракта осуществляет страхование, в чью пользу производится страхование товара.
Страхование может осуществлять любая из сторон либо в свою пользу, либо в пользу контрагента, либо в пользу указанного ей выгодоприобретателя. Чаще всего груз страхуется в пользу покупателя, независимо от того, какая из сторон взяла на себя расходы по осуществлению этого страхования.
Наибольшая вероятность наступления страхового случая существует при транспортировке товара от продавца к покупателю, поэтому стороны могут предусмотреть в контракте, что страхование производится в пользу стороны, на которой в соответствии с выбранным и зафиксированным в контракте базисным условием поставки лежит риск порчи или утраты товара.
Если стороны выказывают особые пожелания в страховании поставляемых товаров, кроме тех, что предусмотрены базисным условием поставки данной партии, такое страхование осуществляется в рамках специально заключаемого договора страхования и, как правило, за счет инициировавшей его стороны В случае, когда стороны в международном контракте купли-продажи не выделяют условия страхования в отдельную статью, каждый из контрагентов обязан выполнять условия по страхованию товаров, налагаемые на него в соответствии с выбранным базисом поставки. Если базисным условием поставки такая обязанность не предусмотрена, стороны не обязаны осуществлять страхование товаров ни от каких рисков. Тем не менее, та сторона, на которой в соответствии с выбранным базисным условием будет лежать ответственность за транспортировку товара, сама заинтересована в его страховании.
Международный контракт купли-продажи товаров может включать специальные условия, по которым продавец обязан осуществить монтаж приобретаемого покупателем оборудования, командируя для этого своих специалистов. В этом случае контрагенты могут предусмотреть ответственность сторон по страхованию командируемых сотрудников.
Условия международного контракта купли-продажи могут предусматривать обязательство продавца предоставить покупателю копии или оригиналы страховых полисов или сертификатов, если обязанность по страхованию лежит на продавце и эти документы включены в список документов для предоставления к оплате за данную партию. Перечень необходимых документов стороны указывают в контракте.
Обстоятельства непреодолимой силы (Форс-мажор)
В международном контракте купли-продажи стороны должны предусмотреть возможность наступления обстоятельств непреодолимой силы и согласовать свои действия на период их длительности. Обстоятельства непреодолимой силы в международной торговой практике принято называть еще и форс-мажорными обстоятельствами.
Обстоятельства непреодолимой силы возникают по независимым от контрагентов причинам в результате неотвратимых событий чрезвычайного характера, которые невозможно было предвидеть при заключении контракта и при наступлении которых исполнение обязательств любой из сторон становится полностью или частично невозможным.
Оговорка о форс-мажорных обстоятельствах, внесенная сторонами в договор, дает контрагентам основание для смещения сроков исполнения своих обязательств по контракту без применения санкций за данное отклонение. В контракте в качестве обстоятельств непреодолимой силы могут быть зафиксированы:
неподвластные человеку явления природы (наводнения, землетрясения, сход лавины, замерзание моря и др.);
чрезвычайные явления общественного характера (забастовки, войны, изменения в торгово-политических режимах, валютные ограничения и др.);
события, связанные с производственной деятельностью людей (пожары, производственные аварии, закрытие морских проливов и др.).
При исполнении обязательств по международному контракту купли-продажи стороны должны не только информировать контрагента о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, но и предоставить соответствующие документы, подтверждающие наличие в указанной стране форс-мажорных обстоятельств, периода и характера их действия. Таким документом являются свидетельства или сертификаты, выданные Торговой палатой страны, на территории которой имели место обстоятельства непреодолимой силы.
Если стороны не указали в соответствующем разделе контракта последовательности своих действий в результате наступления форс-мажорных обстоятельств, то в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в момент исполнения такого контракта стороны будут обязаны выполнить свои обязательства по завершении возникших непредвиденных помех.
Разрешение споров
Изначально, при заключении внешнеэкономического договора стороны должны определиться, право какого государства будет применяться для регулирования формы заключения сделки, прав и обязанностей сторон[15]. Если в соглашении сторон не выражено действительное их намерение подчинить свои отношения праву определенной страны, тогда право, подлежащее применению, будет определяться на основе коллизионной нормы или коллизионных норм, содержащихся в законодательстве РФ. В ст. 1211 ГК РФ[16] предусмотрено, что «при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом в экспортно-импортном договоре». Стороны при заключении международного контракта купли-продажи в соответствующем разделе контракта, как правило, специально указывают право какой-либо страны, которое будет подлежать применению в случае возникновения споров по этому договору. Соглашение сторон о выборе права должно быть явно выражено или прямо вытекать из условий договора. Контрагенты могут договариваться о выборе подлежащего применению права как для договора в целом, так и для отдельных его частей.
В разделе, посвященной вопросам разрешения споров сторон, контрагенты, прежде всего, подчеркивают, что любые споры и разногласия они будут стремиться урегулировать мирным путем, не прибегая к помощи арбитров.
Если стороны не могут урегулировать свой спор мирным путем, тогда они будут руководствоваться разделом контракта, в которой указан порядок разрешения споров. Этот порядок может предусматривать указание предметов спора, выносимых на рассмотрение хозяйственного суда или арбитража, наименования выбранного суда или арбитража, указание применимого к сделке права, места проведения арбитражного разбирательства, количества и порядка выбора арбитров.
Разрешение споров может выноситься на рассмотрение арбитражного или хозяйственного суда, выбор которого осуществляется контрагентами и фиксируется в соответствующем разделе контракта. В международном контракте купли-продажи контрагенты вправе указать, что споры по данному договору исключают подсудность общим судам и передаются для рассмотрения в выбранный и зафиксированный сторонами арбитраж. В таком случае раздел, в которой стороны будут указывать порядок разрешения возникших споров, может носить название «Арбитраж», «Арбитражная оговорка» или др. Если стороны договорились рассматривать свои споры и разногласия в хозяйственном суде, то соответствующий раздел контракта будет носить название «Порядок разрешения споров», «Споры и разногласия» или др.
Стороны могут выбрать в качестве третейского органа разрешения их спора постоянно действующий коммерческий арбитраж при Торговой палате страны одного из контрагентов или арбитраж ad hoc (по месту, ситуационно)[17], который создается всякий раз для решения возникших спорных вопросов при исполнении обязательств какого-либо международного контракта купли-продажи. Решение арбитражного суда по возникшему между контрагентами спору будет являться окончательным и обязательным для исполнения каждой из сторон. В международном контракте купли-продажи стороны могут предусмотреть проведение арбитражного разбирательства в постоянно действующем арбитраже или арбитраже ad hoc в любой третьей стране, не являющейся ни страной продавца, ни страной покупателя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5