Рефераты. Стратегии освоения энергетических ресурсов шельфа Мирового океана

Южно-Каспийский бассейн ТЭР занимает площадь в 250 тыс. км2 (в том числе 145 тыс. км2 - на шельфе Южного Каспия). Месторождения ТЭР открыты как на апшеронском, так и на туркменском шельфах с глубиной залегания 2-3 км. Всего в провинции открыты 50 нефтегазовых, а также 20 газовых и газоконденсатных месторождений. На сегодня запасы нефти, пригодной к добыче в Каспийском регионе, составляют в Азербайджане 2,3 млрд. т и в Казахстане - 3,5 млрд. т, а также в этом регионе залегает более 2 трлн. м3 природного газа. Неоткрытые запасы нефти в Азербайджане достигают 3 млрд. т. До середины 90-х годов было разведано всего лишь 7% территории морского шельфа Каспия. В этот регион пришли мощные фирмы США, Японии и Турции, что повлекло за собой геоэкономическую напряженность, крайним проявлением которой стал военный конфликт Грузии с РФ.

Однако потенциально наиболее конфликтным считается регион Тихого океана - Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, а также частично и Японское море. Восточно-Китайское море имеет среднюю глубину 370 м. Из его общей площади в 770 км2 460 тыс. км2 занимает шельф глубиной 72 м. Дно этого моря - собственно континентальный шельф и большая Окинавская ложбина. Ближе к берегам КНР лежит западная Циху, где на месторождении Пиньху ведется добыча ТЭР. Китайские аналитики называют запасы нефти в размере 160 млрд. баррелей, тогда как другие источники называют другие цифры - 100 млрд. баррелей (Соответственно, запасы газа колеблются от 7 трлн. до 200 трлн. футов3). Япония и КНР придерживаются разных стратегий по развитию континентального шельфа: если Япония выступает за раздел трансграничных месторождений по принципу проведения медиальной линии, то в КНР считается, что границей таких зон может стать природная черта шельфа. Такая позиция КНР дает ей возможность вести разработки в восточных районах, которые Япония считает своими. В данном случае специфика отношений КНР и Японии заключается в желании обоих этих акторов решать спорные вопросы методом ведения постоянных переговоров и согласования предложений. Результатом дипломатического диалога стало подписание 18 июня 2008 г. КНР и Японией соглашения о совместном освоении ресурсов Восточно-Китайского моря, где стороны, прежде всего, озвучили договоренность придерживаться принципа уважения интересов друг друга и равенства сторон. Стороны также признали возможным до окончания делимитации границ, при сохранении своих позиций и соблюдении внутренних законодательств Японии и КНР относительно освоения моря, совместно осваивать морские месторождения в пределах специально выделенной зоны. Предполагается дальнейшее, более конкретное, определение участков для добычи. Кроме того, было заявлено о возможности участия японских юридических лиц в освоении месторождений ТЭР Чунцяо в соответствии с законодательством КНР. Прецедент с КНР не означает, что Япония будет использовать его универсально, то есть ко всем странам, с которыми она имеет территориальные споры (например, с Южной Кореей, которая находится в дипломатическом конфликте с Японией по поводу определения принадлежности островов Такесима (на корейском - "Ток-то"), которые являются важным "граничным" символом в разграничении шельфа). Фактически острова управляются Южной Кореей, но Япония "рекомендовала" объяснять в отечественных учебниках истории, что это японская земля. В знак протеста в 2008 г. Южная Корея отозвала своего посла из Токио.

В настоящее время в КНР согласились лишь "заморозить" ситуацию, но не отступились от своих требований к Японии. При этом Япония получила возможность работать на шельфе вместе с КНР за счет собственных технологий и финансов, а КНР - японские инвестиции.

В Южно-Китайском море наблюдается более агрессивный ход событий и конфликтов между основными акторами (то есть Вьетнамом и Китаем), осложненных и обремененных требованиями других стран. Весомы также другие объективные факторы, в частности - особенность Южно-Китайского моря заключается в продленном и неглубоком континентальном шельфе, охватывающем половину акватории. По оценкам специалистов, шельф этого моря чрезвычайно богат нефтью, газом, фосфором, другими полезными ископаемыми. Только в Тонкинском заливе найдены нефтяные залежи объемом 0,5 млрд. т, а на континентальном шельфе Южного Вьетнама в районе г. Вунгтау с 1993 г. уже добыто 20 млн. т нефти. В целом в регионе Южно-Китайского моря находятся запасы 29 млрд. т нефти и 3 трлн. м3 газа. Сегодня ежегодная добыча нефти составляет здесь 100 млн. т, и акватории добычи расширяются. Одновременные несогласованные разработки месторождений заинтересованными странами на трансграничных участках спровоцировали перерастание территориального спора в военное противостояние. Особенно это касалось вопроса принадлежности Парацельских островов и островов Спратли в Южно-Китайском море, на которые претендуют КНР, Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Индонезия, Экономические претензии получили политическое наполнение и военный инструментарий в виде вторжений и патрулирования судов ВМФ. Военные операции китайских ВМС в Южно-Китайском море носят перманентный характер и напоминают известную китайскую "тактику шелкопряда", то есть постепенное, шаг за шагом, расширение морской границы за счет усиления военного присутствия в этой стратегической зоне. Вьетнам, в свою очередь, обороняясь, вовлек в конфликт "третью" сторону, внеся в 1994 г. американский элемент в схему противоборства между КНР и СРВ в Южно-Китайском море. Вьетнамской экономической дипломатией был использован факт нормализации вьетнамско-американских отношений, когда в феврале 1994 г. США сняли торговое эмбарго с Вьетнама. СРВ, путем привлечения США в той или иной форме в акваторию Южно-Китайского моря, подкрепила свои позиции для сдерживания давления со стороны КНР. Определенную стабилизирующую роль в регионе играют международные организации, в частности - АСЕАН.

Украина имеет перспективные зоны морского шельфа. Добыча ТЭР непосредственно связана с вопросом правового режима шельфа как Черного, так и Азовского морей. Как известно, в феврале 2009 г. Гаагский суд формально удовлетворил требование Украины, признав Змеиный островом. Линия границы с Румынией определялась статусом Змеиного (Фидониси): Украина считала его островом, а в Румынии называли скалой. В 2005 г. Румыния внесла на рассмотрение Международного Суда ООН свой Меморандум по делу о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зонах между ней и Украиной. Но фактически наше государство получило всего 12 миль (вместо 200). Таким образом, решение Гаагского суда, конечно, компромиссное, но, по сути, для Румынии оно более положительно, чем для Украины, поскольку у румынской стороны ТЭР шельфа больше. Между тем положительными моментами можно считать некоторую определенность в спорном вопросе, а также возможность работать и получать прибыль.

Важным международно-правовым аспектом активизации экономической деятельности в этом регионе является сотрудничество с РФ (в том числе - по спорным шельфам). Украинская позиция по делимитации границы в Азово-Черно-морской акватории в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года фактически предусматривает факт признания Азовского моря (которое формально пока остается внутренним) внешним, то есть де-юре доступным для международного судоходства. Стратегическое значение приобретает Керченский пролив, за прохождение судов по которому их собственники должны платить Украине, с закреплением за ней права по собственному усмотрению закрыть проход по проливу. Введение режима открытого моря создает специфическую правовую ситуацию для всех прибрежных государств, если принять во внимание правовой статус черноморских проливов, регламентирующий доступ военных судов в Черное море. В 1998 г. достигнута договоренность о статусе Азовского моря как внутреннего без разграничения акватории. В 1999 г. между двумя государствами создана комиссия по вопросам правового статуса Азовского моря и Керченского пролива. Позиция РФ исходит из того, что Азовское море находится в совместном пользовании без какого-либо разграничения морских просторов. Еще на двадцатом раунде переговоров стороны договорились о применении принятой в международной практике методики "срединной линии" в акватории Азовского моря, но РФ предложила подойти к этому вопросу "комбинированно", с использованием как "срединной линии", так и других методов. Переговоры были продолжены в январе 2009 г.

Серьезным вопросом остается правовой статус черноморских проливов (Босфора, Мраморного моря, Дарданелл), международный статус и судоходство которых определены Конвенцией в Монтре 1936 г. Однако Турция в 1994 г. в одностороннем порядке ввела свой Регламент судоходства в проливах, нарушающий положения этой Конвенции. В условиях отсутствия согласованной политики причерноморских и других государств по проливам Турция, опираясь на два международных принципа - безопасности мореходства и экологии моря, постепенно переводит судоходство в проливах из международной юрисдикции в национальную. В наше время такая тенденция активизировалась - в частности, вводятся новые ограничения, не предусмотренные Конвенцией в Монтре: по времени эксплуатации и классу судов, по обязательности их страхования, по растущим требованиям к танкерам.

Специалисты считают, что потенциальные запасы ТЭР Черного и Азовского морей составляют 1,5 млрд. т нефти и 1,5 трлн. м3 газа. В газовом эквиваленте это 30% всех энергетических запасов Украины. Из этих ресурсов добыто менее 4%, тогда как на материковой части соответствующий показатель достигает 67%. Шельфовая добыча не превышает 3% разведанных запасов. Не используются благоприятные геологические предпосылки в прикерченской зоне шельфа Черного моря. Разработка таких месторождений может удачно сочетаться с использованием Одесского нефтетерминала и нефтепровода Одесса - Броды. При этом стоимость обустройства будет зависеть от сложности проекта (в частности, от необходимости строительства плавающих платформ с размещением добывающего оборудования на дне морей при глубине 600 м и большей) и варьирует в диапазоне от 40 млн. до 200 млн. дол.

С позиций нормативной экономики, при соответствующем менеджменте Украина может на протяжении ближайших лет увеличить объемы добычи газа на черноморском шельфе до 8 млрд. м3, то есть общая добыча составит около 28 млрд. м3. На сегодняшний день в украинской акватории Черного моря обнаружены 109 перспективных структур, совокупные запасы которых оцениваются в 1,5 млрд. т условного топлива. При этом ГРР проводились в ограниченных объемах, и степень освоенности ресурсов не превышала 4%. Данные свидетельствуют о том, что коэффициент успешности таких работ достигает 0,5-0,6. Эта информация была подтверждена морскими геологами американской компании "Western Geophysical". Специалисты считают, что себестоимость добычи природного газа на украинском шельфе не превысит 5 дол. за 1 тыс. м3 при его ежегодной добыче до 5 млрд. м3 из каждого освоенного месторождения. Кроме того, положительными экономическими факторами выступают географическая приближенность к центрам потребления и наличие развитой инфраструктуры в Черноморском бассейне. Прогнозируемый срок возврата затрат, при продолжительности предложенных проектов до 30 лет, составит 4-5 лет. Впрочем, обустройство морских месторождений требует значительных инвестиций. Так, для разработки Субботинского месторождения со сверхвысоким потенциалом добычи нефти - 65 млн. т - необходимо 6-8 млрд. дол. В условиях дефицита денежных средств ГАТ "Черноморнефтегаз" было трудно выполнять функции генерального заказчика и инвестора масштабных геологоразведочных и эксплуатационных работ. Нет также четких, "прозрачных" и гарантированных механизмов привлечения внешних инвестиций одновременно с сохранением в этом стратегическом секторе государственного контроля и внутренней межотраслевой координации. Однако и это не остановило претендентов на участие в разработке украинского шельфа, среди которых - компании с технологиями глубоководной добычи ("Петробраз" (Бразилия), "Hunt Overseas Oil Company", "Baker Hughes Inc.", "FMC Technologies" (США)), а также европейские компании - потенциальные потребители ТЭР ("OMV" (Австрия), "RWI" (ФРГ), "Central Energy Ріс" (Великобритания)). "Central Energy Pic" поставляет 60% газа и 25% электроэнергии в Великобританию и владеет значительными запасами газа в Ирландии. "Hunt Overseas Oil Company" предлагала инвестировать в освоение украинского шельфа 1 млрд. дол. Известно, что в Украине не производится оборудование для ускоренного освоения этих ресурсов - подводное оборудовано, оборудовано для бурения горизонтальных скважин, стационарные буровые платформы, самоподъемные и полупогруженные буровые установки, корабли для бурения скважин в глубоководной части Черного моря, трубоукладочные баржи, гидротехнические сооружения. Не хватает сопутствующей техники для прокладки морских трубопроводов, кораблей сопровождения бурения и эксплуатации скважин, авиации. Не хватает также структуры для научного и технологического сопровождения работ такого масштаба. Кроме ООО "Институт ШЕЛЬФ", другие научные учреждения выполняют лишь отдельные этапы исследований (Институт УкрГГРИ, ГК "Наука-нефтегаз", Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа). Поэтому для достижения поставленной цели нужно в сжатые сроки сформировать и определить главную научную и проектную организацию. Еще одна масштабная проблема, которую нужно решить на этапе, следующем после освоения шельфовых ресурсов, - разработка глубоководных углеводородных ресурсов Черного моря из структур, расположенных дугой от Керченского пролива до устья Дуная. ГРР и обустройство глубоководных участков являются вдвое более капиталоемкими по сравнению с работами на шельфе. В Украине для этого нет финансов, техники, технологий. Привлечение к соответствующим работам компании "Vanco Ltd.", которая не владеет современными технологиями, оборудованием, персоналом, но победила в тендере 2006 г., а также других зарубежных компаний тоже добавило нашему государству проблем, поскольку отстранение их от выполнения работ создает для Украины отрицательный имидж.

ВЫВОДЫ


Изложенное позволяет утверждать, что освоение Мирового океана и морских ресурсов становится приоритетным направлением развития цивилизации. Происходит процесс становления и развития морского хозяйства как составляющей региональных социо-экономических систем. Существует пока далекое от практического подтверждения мнение о неисчерпаемости химических и минеральных ресурсов, растворенных в водах Мирового океана. Предлагаются проекты относительно дешевых способов добычи на поверхности его дна железомарганцевых конкреций и ТЭР. Между тем сегодня реальным промышленным производством является добыча ТЭР из недр морского дна. Как отмечалось в связи с опытом США, осваивать морские ТЭР необходимо по комплексному плану и генеральной схеме.

Такие документы должны определять эффективную последовательность соответствующих процессов. Для привлечения негосударственных инвестиций в ГРР следует на законодательном уровне обеспечить гарантии инвесторам путем предоставления им преимуществ по получению лицензий на разработку месторождения, открытого за счет их инвестиций, страхованию финансовых, геологических и экологических рисков, и т. п. Для промышленного освоения шельфов необходимо пробурить 50-70 скважин (при средних их дебетах в 200-300 тыс. м3 в сутки), а технических возможностей для этого Украина не имеет. Наше государство имеет технические возможности и кадровый потенциал для работ на шельфе при морских глубинах не более 80 м (со времен СССР остались платформы "Таврида" с характеристиками 5000/70 и "Сиваш" с характеристиками 6000/60 и стоимостью каждой в 85 млн. дол.). Для проведения ГРР необходимо закупить за рубежом буровую платформу с условной глубиной буре: ния 7500 м, возможностью работы на глубинах моря более 100 м и допустимой нагрузкой на крюке в 450 т. Стоимость платформ с характеристиками 6000/600, работающих в Мексиканском заливе, достигает 250 млн. дол. В Северном море эксплуатируются норвежские платформы с характеристиками 7000/1500, цена которых составляет 350 млн. дол. Если учесть тот факт, что буровая платформа может бурить около трех скважин в год, то у Украины возникает необходимость в двух платформах.

Важно понять закономерности и динамику становления морских геосистем и разработки природно-хозяйственной стратегии освоения шельфов. Морские шельфовые районы не могут выступать в роли полных аналогов территориально-производственным системам суши, которые называются "территориальными социально-экономическими системами". Одной из главных особенностей этой парадигмы является переход от организации товарного производства (рыбы, ТЭР, РПИ) к поддержанию производительного потенциала экосистем и жизненно важных для человека нетоварных ценностей. Такой тезис значителен в эпоху экономических кризисов, ставящих под сомнение адекватность существующих моделей развития и рыночных эгоистических императивов потребительства. Кроме того, морская среда менее изучена, более труднодоступна и чужда для человека. Морехозяйственная деятельность человека сопровождается повышенным риском, связанным с природным физическим противодействием стихии. Основными направлениями морской политики государства по снижению риска отрицательных последствий влияния морской стихии и техногенных катастроф на хозяйственную деятельность и безопасность человека являются организационное и научно-техническое обеспечение безопасности мореходства и промышленного освоения ресурсов, а также создание в акватории прилегающих морей развитой системы поисково-спасательных служб. По сути, на экономическом морском пространстве отсутствуют прочные, устоявшиеся социально-экономические связи по поводу морепользования, что определяет пространственную конкуренцию между функциональными элементами системы морского хозяйства - прежде всего, рыболовством, освоением морских месторождений ТЭР и РПИ в акватории шельфа, военно-морской деятельностью. Причем, как показано, эффективность каждого вида морской деятельности определяется уровнем экономической мобилизации системы морского хозяйства в целом. Необходимо обеспечить управление прибрежной зоной. Для Украины существует потребность средствами экономической дипломатии продолжать отстаивать свои национальные интересы в политическом и международно-правовом измерении отношений с Румынией и Российской Федерацией.

При разработке и принятии решений по шельфам следует понимать механизмы взаимодействия природы, экосистемы и процессов, связанных с деятельностью человека. Иначе говоря, целесообразно изучать это взаимодействие в рамках единой системы, взаимосвязанными элементами которой являются ресурсы (природные и антропогенные); природные процессы, влияющие на прибрежную экосистему; текущие и возможные будущие конфликты интересов в прибрежной зоне и на шельфе. Не менее принципиальной чертой работы ТЭК в новых районах является невозможность решить проблему только в рамках "чистого бизнес-подхода", ориентированного на коммерческую эффективность. Новые проекты в таких регионах мира, как Норвегия, Гренландия, Ньюфаундленд, канадские территории и Юкон, Аляска (США), не рассматривались и не реализовывались в отрыве от решения задач социально-экономического развития территорий. Таким образом, новые проекты в неосвоенных районах (в том числе морских) могут быть успешны только при условии комплексного подхода плановиков и активном участии государства в лице и местных, и центральных властей.

ИСПОЛЬЗОВАНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.        Лазарев М.И. Современное международное морское право. - М., "Наука", 1984, с. 196.

2.        Greening the Black Sea synergy. Brussels, Heinrich Boll Foundation EU, 2008, 82 p.

3.        Bailey R. Marine Minerals in the Exclusive Economic Zone: Implications for Coastal States and Territories. "White Paper", Western Legislative Conference. In: Territories Ocean Resource Group, February 28, 1987, p. 32.

4.        Marine Minerals: Exploring Our New Ocean Frontier (#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://vww.niss.gov.ua/book/Odesfflya/st_myh.htm).

20.   Верховцев В.Г., Євдощук М.І., Клочко В.П., Максимчук П.Я., Чабаненко 1.1., Задорожна Н.А. Нафтогазоносність Приазовської частини південного схилу Українського щита: напрями пошуків, перспективи приросту запасів та відкриття нових родовищ. "Reports of the National Academy of Sciences of Ukraine" № 6, 2007, c. 112-116.

21.   Устойчивый Крым. Пландействий. "Научные труды КИПКС".- К., Симферополь, "СОНАТ", 1999,400 с.

22.   Созанський В.І. Газові факели Чорного моря - критерій газонафтоносності його надр. В кн.: Тектоника и нефтегазоносность Аз.-Чер. региона. Симферополь, 2007


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.