Рефераты. "Стена безопасности" между Израилем и Палестиной

Известная израильская журналистка А.Энтова считает, что «забор действительно будет разделительным, но bпротивоположном смысле: он отделит евреев от евреев. Тема забора вызывает резкий раскол в Кнессете, вплоть до угрозы развала коалиции. Но забор разделит евреев и физически. Часть евреев останется по ту сторону забора, за «зеленой чертой»40.

Следует отметить, что большинство еврейских поселенцев Западного берега выступает против строительства стены. По их мнению, ограждение палестинских городов является шагом к отказу «от территориальных завоеваний 1967 г.». Кроме того, они опасаются, что будут отрезанными от Израиля и останутся один на один с палестинскими террористами. Представители правых политических партий Израиля считают, что разделительная стена вокруг Западного берега не обезопасит израильское население. Единственный способ борьбы с палестинскими террористами, по их мнению, – только применение военной силы. Правые считают, что строительство разделительной стены является продолжением соглашений в Осло и прелюдией к созданию Палестинского государства в рамках границ 1967 г.41

В Кнессете и правительстве их точку зрения особенно рьяно отстаивает блок «Национальное единство» во главе с правым политиком из русскоязычной общины А.Либерманом. Как ни странно, главными союзниками Либермана по данному вопросу выступают его заклятые враги из среды левых политиков (Й.Бейлин) и движения «Мир сегодня». Даже часть членов кабинета А.Шарона и его партии «Ликуд» также выступает против этого плана, что создает определенную угрозу правительственной коалиции. Не может Шарон похвалиться и широкой поддержкой в парламенте. Во время голосования в средине февраля 2004 г. лишь 45 депутатов Кнессета поддержали отчет А.Шарона за последний год работы его второго коалиционного правительства. 36 депутатов проголосовали против, остальные воздержались. Лидер оппозиции от партии «Авода» Ш.Перес отметил, что за короткий отчетный период «правительство совершило все возможные ошибки за счет страны и народа, и самых бедных слоев населения»42.

Специалист по безопасности бригадный генерал запаса А.Левран охарактеризовал строительство «разделительной стены» как сизифов труд, поскольку ее будет достаточно легко преодолеть. По его мнению, единственная эффективная защита от террора – это применение военной силы против террористов. А.Левран отметил, что заграждение усугубит многие проблемы, так как укрывшись за забором, арабы смогут бесконтрольно осуществлять то, что сегодня израильская армия способна предотвратить43.

101 офицер запаса – члены так называемого «Совета мира и безопасности» направили в конце марта 2004 г. обращение к правительству А.Шарона, в котором требуют строительства разделительной стены строго по линии границы с Западным берегом по состоянию на 5 июня 1967 г. Офицеры запаса считают, что отклонение стены вглубь Западного берега (в результате чего к Израилю будут практически присоединены тысячи квадратных километров палестинской территории с населением около 380 тыс. палестинцев) создаст дополнительные проблемы как в сфере безопасности, так и в демографическом отношении. По представлению «Совета мира и безопасности» Верховный суд Израиля в конце февраля 2004 г. постановил приостановить на одну неделю возведение разделительной стены у палестинских деревень к северо-западу от Иерусалима. Срок приостановки строительства определен в одну неделю. Министр обороны Израиля Ш.Мофаз подверг это решение суда резкой критике. На пресс-конференции в Тель-Авиве он заявил, что данное решение дает террористам дополнительное время на подготовку терактов44.

Критики строительства разделительной стены постоянно обращают внимание общественности на ее высокую стоимость – несколько миллиардов шекелей. Между тем, согласно подсчетам профессора Тель-Авивского университета Д.Бен-Давида, экономический ущерб вследствие палестинской интифады составляет ежегодно от 14 до 19 млрд. долл.

Кроме строительства стены, процесс разъединения между израильтянами и палестинцами включает план А.Шарона по эвакуации 17 еврейских поселений из сектора Газа. Рассматривается также вопрос ликвидации некоторых «незаконных» поселений и на Западном береге. Совет национальной безопасности Израиля во главе с генералом Г.Эйландом предлагает несколько вариантов разъединения в секторе Газа и на Западном береге. В секторе Газа предлагается полностью вывести израильские поселения и военные гарнизоны и оставить лишь небольшую их часть на северной границе с Израилем, а также вдоль границы с Египтом. По словам А.Шарона, речь идет о поселениях, «которые приносят Израилю проблемы» и которые он все равно не будет пытаться сберечь за собой45. В целом на этих землях проживают 7,5 тыс. израильских поселенцев. Им будет предложено переехать в другие поселения или получить компенсацию за потерянное имущество. Однако против этого плана выступил начальник военной разведки генерал А.Зеэви. По его мнению, «вывод израильских поселений из сектора Газа будет воспринят палестинцами как их победа, что усилит террористическую деятельность против Израиля»46. Депутат Кнессета от МЕРЕЦ, член комитета по вопросам внешней политики и безопасности Й.Сарид выразил сомнение относительно серьезности намерений А.Шарона вывести израильские поселения из сектора Газа, отметив, что, «каждый раз, когда он издает приказ об эвакуации поселений в одном месте, мы сразу узнаем об их появлении в другом»47.

Как утверждает хорошо осведомленный израильский журналист А.Бен, «в награду» за демонтаж 17 еврейских поселений в секторе Газа и нескольких поселений на Западном береге А.Шарон хотел бы, чтобы США подписали меморандум о признании новой израильской линии разъединения на оккупированных территориях, другими словами, постоянной границы, которая позволила бы Израилю аннексировать в дальнейшем существенную часть Западного берега48.

А.Шарон надеется, что при установлении государственных границ между Израилем и палестинскими территориями во время будущего заключения постоянных договоренностей с палестинцами США примут во внимание «фактически сложившееся положение на местах», в связи с чем к Израилю не будут предъявлены требования по безоговорочному отходу к пределам «зеленой линии» в Иудее и Самарии49.

А.Шарон пытается максимально использовать политическую ситуацию в США на протяжении последних трех лет – «крестовый поход» Вашингтона против терроризма, войну в Ираке и борьбу Дж.Буша за второй президентский срок. А.Шарон опасается, что после президентских выборов в США Дж.Кери или тот же Дж.Буш попробуют принудить Израиль согласиться на урегулирование по сценарию женевской или саудовской инициатив, которые предусматривают выведение израильских войск и поселений из всех палестинских территорий и провозглашение палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме50.

Ведущие арабские страны единодушно осудили строительство Израилем «расистской разъединительной стены». Президент Египта Х.Мубарак неоднократно заявлял, что сооружение защитной стены не будет гарантировать безопасности Израиля и не решит проблемы. По мнению Х.Мубарака, ни что иное, кроме возобновления палестино-израильских переговоров, не может обеспечить действительную безопасность Израиля51.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал во время пресс-конференции 10 февраля 2004 г. в Эр-Рияде квалифицировал сооружение стены как попытку изменить статус-кво и разделить Палестину на кантоны. Он призвал Соединенные Штаты и мировое сообщество к немедленному вмешательству с целью положить конец односторонним действиям Израиля52.

Один из немногих арабских лидеров, который поддерживает диалог с израильским руководством, иорданский король Абдалла II во время встречи в Аммане в середине февраля 2004 г. с бывшим израильским премьер-министром Ш.Пересом в очередной раз осудил сооружение «разъединительной стены», отметив, что «она создает угрозу Иордании и будущему независимому Палестинскому государству»53.

Выступая в начале 2004 г. перед иорданским парламентом, министр иностранных дел Иордании М. Муашшир заявил, что строительство разделительной стены исключает какую бы то ни было возможность создания палестинского государства и представляет прямую угрозу королевству, поскольку может привести к вытеснению палестинцев в Иорданию. В ответ на эти заявления А.Шарон обвинил Хашимитское королевство в раздувании кампании против разделительной стены и пригрозил ухудшением отношений с Израилем. В Иордании опасаются также реализации так называемого иорданского варианта, который выдвинули правые израильские политики в начале 80-х годов. Сторонники этого плана считают, что нет никакой необходимости создавать еще одно палестинское государство, поскольку таковое уже представлено Иорданией, где большинство населения составляют палестинцы54. Некоторые израильские политики настаивают на том, что Западный берег – это прежняя территория Иордании и к палестинцам не имеет никакого отношения, но при этом «забывают» сказать, что прежний король Иордании Хусейн отказался от суверенитета на Западный берег в интересах палестинцев, а не израильтян55.

Позиция президента США относительно разъединительной стены была и остается достаточно неопределенной и противоречивой. Время от времени представители американской администрации делают «замечания» израильскому правительству относительно возможного негативного влияния разъединительной стены на процесс образования в будущем независимого палестинского государства. Так, в июле 2003 г. во время встречи с первым палестинским премьер-министром М. Аббасом Дж.Буш отмечал: «Очень трудно установить доверие между израильтянами и палестинцами, имея стену, которая опоясывает Западный берег»56.

Однако несколькими днями позже в ходе встречи с А. Шароном американский президент уже говорил нечто другое: «Мы должны вести переговоры, чтобы убедиться, что стена подаст правильный сигнал палестинцам»57.

В июле 2003 г. наблюдатели заговорили о похолодании в американо-израильских отношениях. В этой связи газета The New York Times даже писала о том, что «США впервые за недавнее время сделали резкий поворот в своей ближневосточной политике и отказались от давней стратегии любой ценой избегать конфронтации с Ариэлем Шароном». В печать просочилась информация о том, что администрация США может урезать помощь Израилю ровно в том объеме, который Тель-Авив тратит на еврейские поселения на Западном береге. Речь шла о возможном отказе в кредите на сумму 9 млрд. долл. в случае, «если эксперты администрации придут к выводу, что стена сооружается действительно для укрепления еврейских поселений»58.

В начале ноября 2003 г. официальный представитель госдепартамента США А. Эрели заявил, что, по мнению президента Дж.Буша, «Израиль не должен сооружать стену безопасности, поскольку такое заграждение будет представлять собой посягательство на привычную жизнь палестинцев и может нанести ущерб соглашению об окончательном статусе»59.

Похоже, что к весне 2004 г. американская администрация практически примирилась со строительством стены. В последнее время американские замечания в основном касаются контуров стены, а не вопроса самой целесообразности и легитимности ее сооружения. В Белом Доме сегодня выражают «удовлетворение по поводу намерений Тель-Авива изменить схему строительства “стены безопасности” в сторону ее укорачивания»60.

Вместе с тем Вашингтон продолжает выступать против присоединения части территории Западного берега к Израилю, против строительства восточной разъединительной стены для отделения палестинских городов от долины реки Иордан. Администрация Дж.Буша также предупреждает против возможных попыток перенесения израильских поселений из сектора Газа на Западный берег. Главное требование Вашингтона заключается в том, чтобы операции по разъединению между израильтянами и палестинцами не противоречили «дорожной карте», которая предусматривает создание палестинского государства рядом с израильским61.

В отличие от Э.Барака, который требовал от США десятки миллиардов долларов помощи, главным требованием А.Шарона является получение «зеленого света», то есть свободы действий по отношению к палестинцам, что означает право на продолжение военных операций с целью ликвидации палестинского террора и проведения в перспективе переговоров лишь с позиции силы с целью достижения поэтапного долгосрочного урегулирования, которое, в частности, должно предусматривать наличие «зон безопасности» в долине реки Иордан, вокруг Иерусалима и на западных границах Западного берега. При этом А.Шарон, как говорилось выше, исключает возвращение к границам 1967 г. и ведение переговоров с Я.Арафатом62.

В начале 2004 г. состоялись интенсивные израильско-американские контакты по вопросу о процессе разъединения между израильтянами и палестинцами. В феврале – марте 2004 г. несколько раз в Израиле побывала группа американских дипломатов во главе с помощником госсекретаря по ближневосточным проблемам У.Бернсом. Руководитель канцелярии израильского премьера Д.Вайсглас в начале марта имел встречи в Вашингтоне с советником президента США по вопросам национальной безопасности К.Раис, госсекретарем К.Пауэллом и его помощником У.Бернсом. Главной целью этих контактов была подготовка визита А.Шарона в Вашингтон в конце марта с.г., во время которого последний намеревался изложить хозяину Белого дома свои «исторические предложения» относительно одностороннего разъединения с палестинцами. Однако визит был перенесен на середину апреля.

Похоже, что разъединение на данное время рассматривается и в Тель-Авиве, и в Вашингтоне как предпосылка реализации «дорожной карты». Но на деле, на наш взгляд, происходит подмена понятий: вместо обращения к причинам и сущности израильско-палестинского конфликта создаются периферийные схемы и модели, которые еще более отдаляют перспективы всеобъемлющего и справедливого ближневосточного урегулирования.

Очевидно, что сооружение «защитной стены» создает новую реалию, новое дополнительное препятствие на пути израильско-палестинского урегулирования и образования независимого палестинского государства. Символические шаги, направленные на демонтаж части еврейских поселений в секторе Газа, осуществляются практически лишь для того, чтобы отвлечь внимание мирового сообщества от этой реалии и создать иллюзию какого-то позитивного компромиссного шага или даже «болезненной уступки» со стороны правительства А. Шарона.

Нет сомнения в том, что строительство стены будет завершено в соответствии с планом. Но сразу после ее строительства встанет вопрос о ее сносе или изменении траектории, поскольку в условиях расчленения Западного берега на изолированные анклавы любой переговорный процесс будет невозможным. Если палестино-израильские переговоры когда-нибудь будут возобновлены, то траектория прохождения разделительной стены станет одним из основных пунктов переговоров, что неизбежно приведет к ее «спрямлению» в сторону приближения к «зеленой линии». Естественно, этот процесс не обещает быть простым и легким и его хватит как минимум на жизнь еще одного поколения палестинцев и израильтян.

По нашему мнению, следует ожидать, что решение Международного суда однозначно квалифицирует сооружение израильской «стены безопасности» как акцию, не имеющую под собой законного основания. И хотя такое решение не будет обязательным для выполнения, однако оно может поставить Израиль в неудобное положение. Не исключено, что решение суда может привести к новому осуждению ГА ООН планов разъединения с палестинцами за счет аннексии палестинских территорий.

На наш взгляд, пытаясь обезопаситься от террористов, израильтяне огораживают не только палестинцев, но и себя, создавая большое общее гетто для обоих народов. Израильская «защитная стена», к сожалению, никого не защитит. Она даже не способна создать иллюзию безопасности. Стена лишь усилит состояние отчаяния и тупика среди палестинцев, что будет порождать новых шахидов.

Нынешний кризис в палестино-израильских отношениях свидетельствует о том, что отход от Мадридских принципов, а именно от принципа всеобъемлющего урегулирования завел ближневосточный мирный процесс в тупик. Посреднические усилия США практически исчерпали себя и не имеют желаемого позитивного влияния на ситуацию в регионе. При этом американское посредничество представляется достаточно однобоким, поскольку американцы ведут переговоры преимущественно с израильтянами и почти полностью игнорируют палестинцев. Очевидно, для прекращения продолжающегося обострения арабо-израильского конфликта требуется новый международный форум по проблеме ближневосточного мирного урегулирования по образцу Мадридской конференции 1991 г. Лишь учет в одинаковой мере интересов и требований обеих сторон конфликта – израильтян и палестинцев, а также их способность пойти на взаимные уступки могут гарантировать успех плана ближневосточного урегулирования («дорожной карты»), предложенного международным Квартетом (США, Россия, ЕС, ООН) в ноябре 2002 г.



Список источников и литературы

1.                ООН потребовала от Израиля прекратить строительство «стены безопасности». – #"OLE_LINK2"> 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.