Рефераты. Современные внешнеторговые отношения Китая

Внешнеторговый оборот КНР по итогам 2009г. снизится на 16% и составит приблизительно 2,2 трлн долл., заявил сегодня министр торговли Китая Чэнь Дэмин. Вместе с тем, по оценке министра, годовой объем розничных продаж в КНР возрастет более чем на 15% - до 12,5 трлн юаней (1,84 трлн долл.), передает РБК со ссылкой на китайское государственное информагентство "Синьхуа".

За январь-ноябрь с.г. оборот внешней торговли Китая снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,5%. Розничные продажи в КНР выросли за 11 месяцев 2009г. на 15,3%.

Промышленность Китая – статистика показывает, что промышленность Китая находится в стадии подъёма уже несколько лет. Промышленность Китая находится под полной протекцией государства. Весь мир ждёт, когда же промышленность Китая даст сбои. Этого не случиться ещё долго, потому что уже слишком многие корпорации мира перенесли свои производства в Китай. Кризис китайской экономики вызовет нежелательные последствия для экономик многих азиатских стран. Промышленность Китая ежегодно получает серьёзную подпитку в виде иностранных инвестиций. Эти инвестиции касаются практически всех отраслей промышленности. Особенность промышленности Китая сводится к тому, что государство планомерно развивает все отрасли, что является безусловным плюсом не только промышленности Китая, но и экономики страны в целом.

Эта часть экономики Китая сегодня наиболее подвержена экспансии западного капитала. На ней представлены все крупные финансовые группы и компании. Кроме того, китайский розничный рынок оказывает прямое влияние на развитие торговли в некоторых странах Азии и Южной Америки. И именно Китай в стимулировании развития розничного рынка своей страны становится одним из основных конкурентов России, привнося некий элемент соревновательности.

Уровень жизни в Китае неуклонно растет, и спрос на высококачественные лекарства, оборудование и медицинские услуги повышается. Рынок Китая предоставляет неограниченные возможности для фармацевтических компаний. Китайские фирмы ищут партнеров, чтобы, с одной стороны, обеспечить страну западными лекарствами, диагностическими средствами и медицинской аппаратурой, а с другой — продвигать на мировой рынок продукцию, разработанную и произведенную в Китае.

Результативность проводимой Китаем политики весьма высока. Продолжительная защита рынка обеспечила создание совместных предприятий со всеми крупнейшими мировыми автопроизводителями. Суммарный выпуск автомобилей в 2002 г. составил 3,2 млн. шт., темпы прироста производства за 8 мес. 2003 г. – 30–79% по видам автомобилей. В 2009 г. 13,7 млн. шт. По данному показателю КНР резко вырвался вперед очень серьезно. Китай является приоритетным направлением иностранных инвестиций. Выгоды от организации производства для иностранных компаний в Китае превышают издержки, среди которых – применение по сути нерыночного способа экономического регулирования. Ставка делается на партнерство крупных госкомпаний с иностранными автохолдингами, частные предприятия занимают остаточную нишу. Преимущество Китая при вступлении в ВТО состояло в том, что к моменту предполагаемого присоединения уже были реализованы планы по привлечению иностранных производителей на внутренний рынок. Требования ВТО, предъявляемые к Китаю, выглядят менее жесткими, чем в случае России.

Кроме этого, Китай не ставит пока задачу автомобилизации своего населения. До сих пор легковой автомобиль продолжает оставаться предметом роскоши и облагается высокими налогами (водительское удостоверение официально стоит 500 долл., единовременный налог – 2,5 тыс. долл., получение номерного знака в Шанхае – 4,5 тыс. долл.). В этих условиях регулирование спроса является сравнительно простым с политической точки зрения. Если в России «автомобилисты» составляют 14–16% населения, то в Китае – менее 1%.

Потребности внутреннего рынка Китая в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9–10% от объема продаж, хотя в 1993–1994 гг. рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством. Доля импорта на рынке легковых автомобилей в России выросла с 26–31% в 1999–2000 гг. до более половины в 2001–2003 гг. В период до 2005 г. в Китае среднегодовой темп прироста производства на уровне до 20–30% в год, в России – не более 6 %. В 2010 г. объем производства легковых автомобилей в Китае будет предположительно в 9 раз больше, чем в России.

Более 90% производства легковых автомобилей в Китае приходится на совместные предприятия с иностранными производителями: (Volkswagen, GM, Toyota, Peugeot/Citroen, Honda, Renault/Nissan, с 2003 г. – BMW, DaimlerChrysler), в России – около 1% (Ford, GM, Hyundai, Kia, BMW). Большинство таких предприятий создано совместно с крупными госкомпаниями, доля иностранного капитала в них ограничена 50%.

Группа компаний «Ирито», предлагающая китайские автомобили Great Wall и Xinkai, намеревается в октябре начать продажи малолитражного легкового автомобиля BYD Flyer стоимостью от $6,2 тыс. до $7,8 тыс. в полной комплектации.

Таможенные пошлины на импорт новых автомобилей в прошлом составляли более 100%, ввоз подержанных автомобилей запрещен до сих пор. В рамках обязательств по ВТО предполагается снижение пошлин с 43.8–50.7% в 2002 г. до 25% к 2006 г. В результате защиты внутреннего рынка цены на автомобили в Китае значительно выше, чем в соседних странах. Так, например, цены на автомобили Honda в Китае на 60% больше, чем в Японии. Даже принимая во внимание повышенные затраты на производство на 10–20%, рентабельность в автомобильной промышленности Китая составляет не менее 30%[19, 20].

Металлургическая промышленность. Достаточно серьезные претензии китайского руководства в воплощении в жизнь плана развития индустрии черной металлургии в ближайшее время способны оказать заметное влияние на российскую металлургическую отрасль. И эта ситуация объясняется процессами, происходящими с начала 2003 года.

На протяжении 2003го и первой половины 2004 года Китай был одним из крупнейших в мире импортеров стальной продукции. Так, в 2004 году Поднебесная обеспечила 25% мирового потребления стали (в физическом выражении - 250 млн. тонн) [8].

В этом году ситуация резко изменилась, аппетит сменился перенасыщением. И китайская металлургическая отрасль уже сейчас проявляет задатки лидерства на мировом рынке. По прогнозам Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA), в текущем году страна выпустит 332 млн. тонн стали. Сами китайские сталелитейщики уверены, что объемы производства будут на уровне 350 млн. В первом полугодии-2005 экспорт из КНР составил 11,5 млн. тонн стали, ожидается, что до конца года он достигнет 23 млн. тонн.

В 2007 году объем экспорта из Китая в США возрос на 12,2% , составляет 322,9 млрд. долл. США. Китай стал главным экспортером для США. За ним идут Канада (313,4 млрд.долл. США) и Мексика (210 млрд.долл. США). Внешнеторговый оборот со странами ЕС увеличился на 25,4% и достиг 129,86 млрд. долл. США. Торговый оборот с Японией увеличился к 2009 году на 14,6%, 84,69 млрд. долл. США. Наибольшие темпы роста отмечены в китайско-индийской двусторонней торговле, объем которой вырос на 65,2% достигнув 18,8 млрд. долл. США. Также возрос и импорт из США в Китай на 16,7%, составило 64,4 млрд. долл. США. По этому показателю Китай опередил Японию, занял третье место после Канады и Мексики. Общий объем импорта угля составил в 2009 году 64,2 млрд. долл. Импортировано 10,17 млн. т. Сои (+21.5%). Импорт готовой промышленной продукции вырос на 1,6 %, общая сумма импорта составила 250,64 млрд. долл.. В том числе была импортирована электромеханическая продукция – 250,64 млрд. долл., химическая – 39,5 млрд. долл. (1,7%), 140 тыс. автомобилей (7%).Общий объем импорта Китая в апреле 2009 составил 102,03 млрд. (+2,6%) [14,8].

Все это позволяет Китаю значительно наращивать энергетическое и военное сотрудничество, торгово-экономические отношения, контакты в научно-технической, культурной, гуманитарных областях со всеми соседними странами, но побольше частью с Россией. Как мы видим Китай развивается очень стремительно во всех экономических сферах.


2.2 Перспективы развития внешнеторговых отношений


Главным преимуществом экономики Поднебесной является значительно возросший внутренний спрос, поддерживающий высокие темпы экономического роста. Учитывая численность населения КНР, это обстоятельство может стать хорошим драйвером для роста экономики Китая, а впоследствии и всего мира. Важным двигателем экономики КНР являются иностранные инвестиции. Американская сеть Wal-Mart Stores планирует открыть в 2010г. в Китае 15 новых магазинов. По словам руководителя азиатского подразделения Wal-Mart Джо Хэтфилда, компания уже имеет 40 магазинов в 20 крупных китайских городах и теперь намерена сконцентрировать свои усилия в более мелких провинциальных центрах.

Немецкая Metro C&C планирует открыть в следующем году в Китае 12 новых магазинов, увеличив их число более чем в полтора раза (сегодня у германского розничного гиганта 24 торговых точки в КНР). В течение пяти лет Metro C&C планирует инвестировать в расширение сети КНР примерно 600 млн. евро — будет открыто около 40 магазинов.

Не собирается отставать от конкурентов и французская сеть Carrefour, которая является лидером среди иностранных сетей в Китае. По итогам этого года число гипер- и супермаркетов Carrefour увеличится с 53 до 59, а в будущем году компания планирует добавлять к своей сети примерно по магазину в месяц — за год их должно стать на 10–15 больше.

Одна из самых известных в Юго-Восточной Азии компаний — Giordano — начала свою работу в Китае с 1992 г. В настоящее время в стране открыто 542 филиала этой сети.

Tesco также считает, что азиатский рынок гораздо перспективнее, в частности Китай. Одна из причин — снижение налогов, которые иностранная компания должна платить государству при входе на рынок.

Сегодня Китай занимает седьмое место в мире по величине фармацевтического рынка. Ожидается, что к 2010 г. он поднимется на пятое место с объемом рынка около 24 млрд. долл., а к 2020 г., по мнению некоторых экспертов, Китай превзойдет США и его фармацевтический рынок станет крупнейшим в мире.

С превращением Китая в экспортера (к 2012 году Поднебесная сможет полностью отказаться от импорта российской стали) российская черная металлургия получит в его лице серьезного конкурента на рынках Азии. Во-первых, стальная индустрия России (а 40% ее объема дает Урал) вывозит больше половины продукции.

В более далекой перспективе прогнозы для конкурентов Китая неутешительны. Если у правительства КНР получится успешно реализовать План развития черной металлургии до 2020 года, сталелитейщики этой страны смогут составить конкуренцию не только компаниям России, но и мировым лидерам - индийской Mittal Steel и люксембургской Arselor.

В документе четыре стратегических пункта: глобализация отрасли путем объединения предприятий в крупнейшие корпорации; предотвращение покупки иностранными акционерами контрольных пакетов китайских предприятий; улучшение качественных характеристик продукции и повышение доли высоких переделов.

К реализации первой идеи Китай уже приступил. Еще в середине августа текущего года вторая по объему производства в Китае сталелитейная компания Anshan Iron and Steel Group (Angang; в 2004 году выпустила 11 млн. тонн стали) объединилась с другим крупным предприятием - Benxi Iron and Steel Group (Bengang; 6 млн. тонн стали). Сделка позволит корпорации войти в десятку крупнейших мировых производителей стали и составить конкуренцию лидеру на внутреннем рынке - компании Baosteel Group (21 млн. тонн стали). В перспективе объем производства объединенной компании достигнет 30 млн. тонн стали в год. Консолидация активов идеально вписывается в стратегию, изложенную в Плане: к 2010 году Китай намерен создать две гигантские корпорации, предприятия каждой будут выпускать около 30 млн. тонн стали ежегодно. Китай еще не начал крупномасштабных «военных действий», но уже одерживает первые маленькие победы. Ухудшающаяся мировая конъюнктура уже довольно серьезно заставляет задуматься менеджмент российских металлургических комбинатов. Раньше следующего года КНР вряд ли станет сильным игроком на мировом рынке стали. Но и этот срок может быть отложен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.