6 апреля 2005 года с рабочим визитом Россию посетил Э.Рахмон. На встрече с В.В.Путиным были обсуждены вопросы развития торгово-экономических связей, сотрудничества в области энергетики, взаимодействия в пограничной сфере. 6 октября 2005 года в ходе рабочего визита Э.Рахмона в Москву им и В.В.Путиным были открыты Дни культуры Таджикистана в Российской Федерации. 26 мая 2006 года состоялась очередная рабочая встреча двух президентов в Сочи.
В.В.Путин и Э.Рахмон имели неоднократные деловые встречи и отдельные беседы в ходе заседаний Совета глав государств-участников СНГ и Межгосударственного Совета стран - членов Евразийского экономического сообщества, сессий Совета коллективной безопасности, саммитов Шанхайской организации сотрудничества. В их ходе предметно рассматривались вопросы повышения эффективности двустороннего многопланового сотрудничества, вопросы региональной безопасности и укрепления интеграционных процессов в различных форматах [63, c.191].
Россия оказала решающее содействие достижению межтаджикских мирных договоренностей и подписанию в июне 1997 года в Москве Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.
Развивается двустороннее сотрудничество в военной области, являющейся одной из центральных составляющих во взаимоотношениях двух государств. В Республике Таджикистан дислоцирована российская 201-я мотострелковая дивизия, подразделения которой после вступления в силу межгосударственного Договора от 16 апреля 1999 года с 1 октября 2005 года трансформированы в 201 российскую военную базу. В соответствии с подписанными в ходе официального визита В.В.Путина в Таджикистан соглашениями летом 2005 года проведена передача российскими пограничниками функций по охране афганского участка границы Комитету по охране госграницы при Правительстве Таджикистана. Торжественная церемония передачи функций охраны таджикско-афганской границы прошла в Душанбе 19 октября 2005 года [62, c.318].
Российско-таджикские отношения в 2006 году характеризовались поступательным развитием многопланового сотрудничества между Россией и Таджикистаном. Республику посетили Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков (сентябрь 2006 года); Председатель Совета Федерации Федерального собрания С.Миронов, приняв участие в открытии в Душанбе Межпарламентского форума ½Таджикистан - Россия: потенциал межрегионального сотрудничества (24 — 25 августа 2006 года); заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков (май 2006 года); Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации С.К.Шойгу (апрель 2006 года); Министр внутренних дел РФ Р.Г.Нургалиев (апрель 2006 года) [68, c. 322].
Таджикистан вынужден ориентироваться на Россию: во-первых из-за привязанности своей техники и промышленных технологий к российским, во-вторых, существует необходимость в военном «зонтике» для республики, пока еще не способной своими силами охранять протяженную границу с Афганистаном. Кроме того, Таджикистан вынужден искать противовес в лице России перед крепнущей за счет усилий Анкары «тюркизацией» региона. Таджикистан является единственной ираноязычной страной в постсоветской Центральной Азии.
Сейчас важным является доведение торгово-экономических связей сотрудничества к уровню политического и военного взаимопонимания. Одним из приоритетов экономического сотрудничества России и Таджикистана может стать взаимодействие в сфере гидроэнергетики. Это направление может стать исключительно важным в нашем экономическом сотрудничестве, имеется в виду заинтересованность Таджикистана в завершении с участием России строительства Сангтудинской ГЭС. При помощи этой станции можно наладить поставки электроэнергии в российские регионы, возможно в Афганистан, а также избавить Казахстан от необходимости переброски электроэнергии из других районов [63, c.187].
В целом двусторонние российско-таджикистанские торгово-экономические отношения сейчас развиваются динамично. В 2001 году объем внешнеторгового оборота между двумя странами составил 234 млн. долл., или 17,5% от общего объема внешнеторгового оборота Таджикистана. Последние годы отмечены усилиями обеих сторон по созданию условий для расширения экономического сотрудничества, привлечения российских инвестиций в экономику Таджикистана.
В настоящее время в Таджикистане создано около 100 предприятий с участием российского капитала, прямые инвестиции составили 1,2 миллиона долларов. При содействии российских организаций разработаны технико-экономические обоснования поэтапного строительства Рогунской ГЭС, создания совместного предприятия на базе Адрасманского горно-обогатительного комбината и месторождения «Восточный и Западный Канимансур» с последующим освоением месторождения «Большой Канимансур». Рассматривается вопрос об участии российских предприятий в освоении месторождения вольфрама «Майхура» [58, c.33].
В целом российско-таджикистанские отношения имеют позитивную динамику и хорошие перспективы.
1. Геополитическая стратегия России в Центральной Азии, как органическая часть ее общей внешней политики, в начале XXI столетия приобретает исключительное значение. В связи с тем, что стратегия в регионе должна служить возрождению России, Москва будет постоянно ее регулировать, учитывая изменения политической обстановки. Но сущность российской стратегии в целом не изменится, ее внешний круг будет предусматривать долгосрочную дружбу с Афганистаном и Ираном, а внутренний - сотрудничество с Казахстаном, контроль над Кыргызстаном и Таджикистаном, перетягивание на свою сторону Туркменистана и Узбекистана. Это определяется географическим положением России относительно стран региона и является объективной основой определения центрально-азиатской стратегии Москвы.
Однако реальная мощь России в регионе, мягко говоря, имеет тенденцию к ослаблению. Вследствие развала СССР Москва стремительно сократила свое стратегическое пространство. А в последние годы ее международное положение постоянно не определенное. Западные страны приняли ее в Большую Восьмерку просто для утешения и переманивания, поскольку она обладает тревожащим их ядерным арсеналом. Россия остается ядерной державой, однако ее обычное оружие несовременно, а боеспособность армии не настолько сильна, чтобы противостоять тому же Западу.
2. В контексте вышеперечисленных обстоятельств Москва вынуждена основное внимание уделять СНГ, довольно часто регулировать и менять свою политику в Центральной Азии. Чтобы взять этот регион под свой контроль требуются значительные материальные средства. Но действия российской стороны в этом направлении могут завести и в тупик. К тому же в нынешних условиях, когда России самой не решить внутренние проблемы, инвестиции из США и других западных стран является для центрально-азиатских стран огромным искушением.
3. Отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Россия и Казахстан взаимодействуют в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, в Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество", в процессе формирования Единого экономического пространства.
4. Значимость российско-узбекских отношений их основополагающие принципы и приоритеты обусловлены целым рядом объективных и субъективных факторов. На постсоветском геополитическом пространстве, да и в целом к Евразии, Россия занимает доминирующее положение.
5. Поддерживаются тесные связи в политической, экономической, гуманитарной, военной и других областях. Таджикистан вынужден ориентироваться на Россию: во-первых из-за привязанности своей техники и промышленных технологий к российским, во-вторых, существует необходимость в военном «зонтике» для республики, пока еще не способной своими силами охранять протяженную границу с Афганистаном. Кроме того, Таджикистан вынужден искать противовес в лице России перед крепнущей за счет усилий Анкары «тюркизацией» региона. Таджикистан является единственной ираноязычной страной в постсоветской Центральной Азии
Таким образом, можно констатировать, что основная цель геополитической стратегии России в Центральной Азии - присутствие в этом регионе для защиты своих южных рубежей и все растущих экономических интересов, а также вытеснение конкурентов.
Список использованных источников
1. Адамишин А. Приоритетные направления внешней политики России. — М., 1995.
2. Арбатов А. Г. Безопасность: российский выбор. — М., 1999.
3. Арин О. А. Стратегические перспективы России в Восточной Азии / Центр международных исследований МГИМО.— М., 1999.
4. АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы: Сб. ст. / Отв., ред. Г.И.Чуфрин; Институт востоковедения РАН.— М., 1998.
5. Бажанов Е. П. Приоритеты России в меняющемся мире / ДА МИД России, Институт актуальных международных проблем. — М.,2000.
6. Бажанов Е.П. Эволюция российской внешней политики (1991-1999 гг.)/ ДА МИД России. - М., 1999.
7. Бакушев В. В. Интеграционные тенденции политики ведущих международных организаций и новой России / Российская академия государственной службы при Президенте РФ.-М., 1997.
8. Балуев Д. Г. Завоевание будущего: внешняя политика России на рубеже веков — Н.Новгород, 1999.
9. Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. — М., 1986.
10.Безопасность России. Черноморский регион / Отв. ред. Н. А. Ковальский. - М., 1997.
11.Бжезинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы. — М., 1998.
12.Бурнашев Р. «Конфликтная стратегия» России в Центральной Азии // Центральная Азия: политика и экономика. - 2000.
13. Бутрос-Гали Б. Непокоренная Организация Объединенных Наций. История отношений между Организацией Объединенных Наций и Соединенными Штатами Америки. — М.,2000.
14. Валестани И. Геополитическая ситуация на постсоветском пространстве (Центральная Азия, Закавказье) и внешняя политика России (1991— 1997).— М., 2000.
15. Васильев А. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму, — М., 1993.
16. Восток и Россия на рубеже XXI века / Отв. ред.: Хазанов А.м. и др.— М., 1998.
17. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.
18. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств // Сборник документов по международному праву. Т.1.- Алматы, 1998.
19. Дискуссия о том, какой быть внешней политике России // Международная жизнь. 1993.
20. Договор о вечной дружбе между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан // Сборник документов по международному праву. - Т.1. -Алматы, 1998.
21. Европа и Россия: Проблемы южного направления: Средиземноморье — Черноморье — Каспий. — М., 1999.
22. Ельцин Б. Н. Россия на рубеже эпох: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 30.03.1999 г- М., 1999.
23. Загладии Н. «Новый мировой беспорядок» и внешняя политикаРоссии//МЭ и МО. 2000.
24. Загорский А. Содружество, год спустя // Международная жизнь;1993.
25. Зимонин В. П. Новая Россия в новой Евразии: проблемы комплексного обеспечения безопасности. — М., 1997.
26. Иванов И. С. Внешняя политика России и мир: Статьи и выступления. М., 2000.
27. Игнатьев А. В. Внешняя политика России 1907—1914: Тенденции. Люди. События / РАН, Институт российской истории. — М., 2000.
28. История внешней политики России, конец XIX — начало XX века.— М., 1997.
29. Кан Вон Сик. Россия на пороге XXI века. — М., 1999.
30. Канцлер А. М. Горчаков: 200 лет со дня рождения / Министерство иностранных дел Российской Федерации; Редколлегия: Примаков Е. М. и др.- М., 1998.
31. Каримов И.А. Узбекистан: Свой путь обновления и прогресса. 1992.
32. Каримов И.А. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т., 2000.
33. Каримов И.А. Узбекистан: Свой путь обновления и прогресса. Узбекистан на пороге XXI века: Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т., 1997.
34. Кашлев Ю. Б. Общеевропейский процесс: вчера, сегодня, завтра. — М., 1990.
35. Киссинджер Г. Дипломатия. — М., 1997.
36. Кортунов С.В. Контроль за вооружением и интересы России.— М., 1997.
37. Кудинов В. П. Международные позиции России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - М., 1998.
38. Кулматов К. Н. Актуальные проблемы российской внешней политики. — М., 1999.
39. Макаренко В.В. Кто союзники России? Ментальность и геополитика: парадоксы политики безопасности России. — М.,2000.
40. Малышева Д. Центральная Азия на пороге третьего тысячелетия. Рец. на кн.: Центральная Азия: Вызовы независимости. На англ. яз. Нью Йорк-Лондон, 1998 // МЭ и МО. 1999.
41. Манилов В. Л. Безопасность в эпоху партнерства. — М., 1999.
42. Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты // Политическая наука в России. М., 2000.
43. Моисеев Н. Н. Мировое сообщество и судьба России/Международный Независимый экономико-политологический университет. — М., 1997.
44. Национальная доктрина России: Проблемы и приоритеты. — М., 1994.
45. Нарочницкая П. Внешняя политика России // Кентавр. - 1993.
46. Нарочницкая Н. Россия — это не Восток и не Запад). Она нужна миру именно как Россия и должна оставаться ею // Международная жизнь. 1993.
47. Петрова С.Н. Культурно-историческое наследие как ресурс внешней политики Республики Узбекистан // Восток. 1998.
48. Примаков Е. М. Россия в мировой политике.— М., 1998.
49. Путин В.В. Выступление Президента Российской Федерации с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) 3 апреля 2001 г.- М., 2001.
50. Путин В. В. Задача власти — сделать жизнь людей лучше уже в ближайшие годы: Выступление при представлении ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000г., г. Москва Российская Федерация сегодня. 2000.
51. Разуваев В.В. Национальная идентичность и внешняя политика // Международная жизнь. - 1993
52. Разов С. В новой Центральной Азии // Международная жизнь.-1997
53. Рахмон М. Центральная Азия: В новом веке — к новым горизонтам//Деловой партнер Узбекистана. 11 января 2001.
54. Романов А. А. Геостратегия: Россия и мир в:ХХI веке.—М.,2000
55. Рыбкин И. П. Безопасный мир для России – М., 1997.
56.Савельев А. Т. Политические и военно-стратегические аспекты договоров СНВ-1 и СНВ-2 / Институт мировой экономики и международных отношений РАН. — М., 2000.
57. Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о военно-техническом сотрудничестве. Сборник документов по международному праву. - Т.1. - Алматы, 1998
58. Солодовник С. Центральная Азия. Геополитические контуры Международная жизнь. 1993.
59. Сыроежкин К.Л. Политика России в Центральной Азии и казахстанская перспектива // Казахстан-Спектр. - 1999.
60. Сыроежкин К.Л. Китай и Центральная Азия: политические отношения и торгово-экономическое партнёрство // Казахстан-Спектр. - 1997.
61. Сыроежкин К.Л. Взаимоотношения Китая с государствами Центральной Азии // Казахстан-Спектр.-2000.
62. Талипов Ф. Демократизм, национализм и регионализм в странах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2000.
63. Титаренко М. Л. Россия лицом к Азии / Институт Дальнего Востока РАН. - М., 1998.
64. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы, 2000.
65. Хрусталев М.А. Центральная Азия во внешней политике России. — М., 1994.
66. Шишков Ю. Россия в СНГ:-Надежды и сомнения //Проблемы теории и практики управления. 1995.
67. Шумский Н. Интеграция в Содружестве Независимых Государств: Проблемы и перспективы//МЭ и МО. 1999.
68. Эльянов А., Ушакова И. Внешнеэкономические связи стран Центральной Азии в стадии трансформации. М., 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11