Рефераты. Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом

Особое внимание уделялось наполнению и повышению эффективности функционирования Специализированного банка данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлениий на территории государств – участников СНГ (БКБОП), в котором по состоянию на 1 января 2009 года содержалась информация на более 40 тыс. объектов учета, в том числе на 4,3 тыс. – террористической направленности, 3,6 тыс. – в сфере незаконного оборота наркотиков, 1,6 тыс. – в сфере экономики, 785 – по линии незаконной миграции.

АТЦ и БКБОП для использования в практической деятельности готовили и направляли в правоохранительные органы государств – участников Содружества ежегодный аналитический обзор о фактах терроризма, их причинах и источниках финансирования, а также аналитические материалы о состоянии и тенденциях развития обстановки в сфере противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма (ежемесячно).

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что в рамках Содружества Независимых Государств осуществлены скоординированные коллективные и национальные меры по укреплению сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и противодействия новым вызовам и угрозам.

Продолжено развитие нормативной правовой базы сотрудничества, совершенствование системы координации и взаимодействия государств – участников и органов СНГ в этой сфере.

Результатом их реализации явилось снижение общего числа зарегистрированных преступлений в среднем по странам Содружества, в том числе террористического характера, тяжких и особо тяжких преступлений против личности (умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и преступлений против собственности (кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество), а также в отношении граждан, прибывших из других государств – участников СНГ.

Таким образом, правоохранительные и другие компетентные органы государств – участников СНГ при координирующей роли органов отраслевого сотрудничества Содружества в целом обеспечили контроль над криминогенной обстановкой.

Вместе с тем, криминогенная обстановка по ряду опасных проявлений сохранила тенденцию к дальнейшему осложнению. В структуре преступности значительная доля приходится на преступления против собственности. Возрос удельный вес противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом оружия. Реальную угрозу безопасности создают коррупция, незаконная миграция, торговля людьми, прежде всего женщинами и детьми, и другие трансграничные преступления. В значительной степени возросли риски возникновения новых вызовов и угроз безопасности, связанных с возможностью применения в террористических целях ядерного, химического, биологического (бактериологического) оружия и информационных технологий.

И все же, мероприятия, предусмотренные программами сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, в основном выполняются.

В этой связи правоохранительным и другим компетентным органам государств – участников СНГ при координирующей роли органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы преступностью, необходимо направить свои усилия на выполнение Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, вышеуказанных межгосударственных программ, а также дополнительных мер по противодействию преступности в условиях мирового финансового кризиса.

Заключение

Таким образом, общая и конкретная ситуация в мире, характеризующаяся расширением сотрудничества в производительных сферах человеческой деятельности привела к упорядочиванию межгосударственных и иных международных отношений в сфере контроля и борьбы с терроризмом.1

Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права связано с разработкой, принятием и введением в действие:

- 12 многосторонних соглашений, таких как Токийской конвенции 1963 г., Гаагской конвенции 1970 г. по борьбе с угоном самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного судна или Конвенции о предотвращении финансирования терроризма 1999 г.;

- региональных соглашений, таких как Конвенции Организации Американских государств 1971 г. или Конвенция о борьбе с терроризмом Шанхайской организации сотрудничества 2001 г.;

- многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом.

В настоящее время основная проблема — совместные действия государств по контролю и борьбе с терроризмом на этой широкой правовой основе.

Вместе с тем решение правового обеспечения антитеррористического сотрудничества государств лежит и в плоскости поиска неординарных, на первый взгляд, решений по созданию норм национального и международного права, входящих в «Антитеррористическое право» как межсистемную отрасль права.

Теоретическое решение этой проблемы возможно при условии учета специфики предмета и метода, как международного права, так и национального (внутригосударственного) права, но и задача эта весьма актуальная, ибо нет пока методов борьбы с общечеловеческой угрозой — международным терроризмом. Как для сохранения жизни на планете Земля необходимы неординарные (и не популярные) политические, пока не известные никому решения, так и для создания правовой основы международного антитеррористического сотрудничества необходимо «Антитеррористическое право».

Примером единодушия государств мира было создание после 11 сентября 2001 г. контртеррористической коалиции.

Контртеррористическая институциональная система — это орган, органы, системы органов, создаваемых согласно национально – правовым и (или) международно – правовым нормам и принципам в международных властных институтов для контроля в целом над

терроризмом и (или) международным терроризмом или для контртеррористической деятельности.

К международным институциональным системам относятся следующие.

1.Контртеррористический комитет ООН, задачей которого является контроль за выполнением резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное принятие всеми государствами широкого набора практических мер по предотвращению и пресечению террористической деятельности с акцентом на блокирование ее подпитки, в том числе финансовыми средствами.

2.Антитеррористический Центр государств — участников Содружества Независимых государств.

Согласно положению об АТ СНГ, утвержденному Советом Глав государств в 2000 г., Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия специальных компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

3.К контртеррористическим институциональным системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран — участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности.

4.Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористически международным органом. В документах Интерпола, определяющих перспективу его деятельности на будущее, отмечается, что в ближайшее время терроризм и международный терроризм будут продолжать серьезно затрагивать правоохранительные службы государств.

5.На пути к созданию институциональной контртеррористической системы находится и Группа Восьми наиболее развитых в промышленном отношении государства, которые «укрепились в своей решимости противостоять терроризму» еще в 1978 г.

Обстоятельная совместная Декларация по борьбе с терроризмом была одобрена в Оттаве (Канада) 12 декабря 1995 г. В Декларации изложены основы политики государств — членов Восьмерки по контролю над терроризмом и международным терроризмом (по сдерживанию, предотвращению и расследованию террористических актов). Это стало важнейшим направлением в работе Восьмерки после событий 11 сентября 2001 г.

6.Шанхайская организация сотрудничества, созданная из «Шанхайской пятерки», образованной Россией, Казахстаном, Киргизией, Китаем и Таджикистаном после подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы в 1996 г. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в 1997 г.

Итак, можно сделать следующие выводы.

- Практически все государственные ветви власти (законодательные, исполнительно - распорядительные, судебные), все элементы политических систем обществ, союзы предпринимателей и компании, формальные и неформальные союзы государств, международные органы и организации уделяют серьезное внимание контролю над терроризмом и международным терроризмом, значительное, но пока явно недостаточное — политико-правовым основам как самих институтов власти, так и созданным ими институциональным контртеррористическим системам.

- Правовая основа внутригосударственных институтов власти и институциональных систем, предупреждающих и борющихся с терроризмом, включает широкий спектр правовых норм: конституционных, уголовно -правовых, административно - правовых, норм исполнительно -распорядительного характера (приказов и инструкций), норм ведомственных актов. В государствах мира пока не созданы полноценные правовые основы, учитывающие международно-правовые предписания, деятельность международных структур и институциональных контртеррористических систем.

- Международно-правовые основы международных институциональных контртеррористических систем включают принципы международного права, конвенционные нормы, нормы обычного права, значительная часть — это нормы внутреннего права, нормы международных межправительственных органов и организаций, нормы «мягкого» международного права.

- Комплексный правовой характер носит система норм, регулирующих организацию и деятельность национальных и международных институциональных систем.


Библиография

Нормативно – правовые акты:

1.Конституция Приднестровской Молдавской республики (тек. ред. на 10.02. 2006 г.).

2.Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года. Российская газета. 21 января 2009 года.

3.Конституционный закон ПМР: «О прокуратуре ПМР». 31.07. 2006 г. 66 – КЗ – 1У (САЗ 06 – 32).

4.Конституционный закон ПМР: «О Верховном Суде ПМР» (Тек. ред. на 27.07. 2007 г.).

5.Уголовный кодекс ПМР (Тек. ред. на 26.05. 2010 г.).

6.Уголовно – процессуальный кодекс ПМР. Тек. ред. на 28.04 2010 г.).

7.Закон ПМР: «О милиции» (тек. ред. на 12.06. 2009 г.).

8.Закон ПМР: «Об обороте оружия и боеприпасов на территории ПМР» от 24.01. 2010 года.

9.Закон ПМР: «Об оперативно – розыскной деятельности в ПМР» (Тек. ред. на 28.04 2010 г.).

10.Закон ПМР: «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Тек. ред. на 22.12. 2006 г.).

11.Закон ПМР: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» от 06.04. 2008 г. № 704 – З – 1У (САЗ 09 – 15).

12.Закон ПМР «О противодействии терроризму» от 01. 01. 2008 г. САЗ 07 - 46.

13.Закон РФ от 25 июля 1998 г. N 130 - ФЗ. "О борьбе с терроризмом". Тек. ред. на 07.03. 2005 г.

14.Закон ПМР «О наркотических средствах и психотропных веществах». 07. 06. 2002 г. № 136-З-III (СЗМР 02-2).

15.Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров 1994 г., N 1, стр. 4.

16.Приказ МВД ПМР № 330 от 6.11.1997 г. Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений.

17.Приказ МВД ПМР № 223 от 18 июля 1997 г. ’’Об утверждении Инструкции ’’Об организации информационной работы по совершённым преступлениям в ОВД республики’’.

18.Приказ МВД ПМР 178 от 12 июня 2002 г. ’’Об утверждении и введении в действие Инструкции ’’Об организации и тактике проведения операции МВД ПМР при задержании вооружённых преступников’’.

19.Нормативно – правовые акты ООН, ШОС, СНГ, определяющие содержание и направления борьбы с международным терроризмом, указанные в тексте ВКР.

Учебно-методическая и научная литература

1.Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 2000.

2.Анвар Ахметов. Противодействуя вызовам и угрозам. Казахстанская правда. 13.06. 2009 г.

3.Ашавский Б. М. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.А. Ковалёва, С. В. Черниченко. – 3-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2008.

4.Белан Д. И. Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом. Направления информационного обеспечения // Закон и право. – 2007. - № 01.

5.Блатова Н. Т. , Г. М. Мелков. Международное право в документах: Учеб.пособ. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2000.

6.Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. Сова. 2007 г. М.

7.Бурлаков В.Н., Сальников В.П. Криминология: Учебник для вузов. -

СПб.: Гардарики, 2004.

8.Бурлаков В.Н. Криминология. Уч. пособие. – М. 2005 г.

9.Ведерникова О. Н. Теория и практика борьбы с преступностью: скандинавская уголовно - правовая и криминологическая модель // Государство и право. – 2008. - № 7.

10.Водопьянов В.Н. Криминология. Уч. пособие М. 2005г.

11.Гаврилов Б.Я. Способна ли российская статистика о преступности стать реальной? Государство и право. 2001. № 1.

12.Горшенков Г.Н. Преступление как криминологическая категория. Закон и право. № 7. 2005.

13.Долгова А.И. Криминология. Учебник. М. 2005г.

14.Дубровин И. С. Базы данных ДНК в международной практике борьбы с преступностью // Закон и право. – 2006. - № 08.

15.Дубровин И. Н. ДНК - анализ в международных информационно-поисковых системах // Закон и право. – 2007. - № 05.

16.Егоров Иван. «ШОС становится главной антитеррористической площадкой в Центральной Азии». "Российская газета" - Федеральный выпуск №5167 (88) от 26 апреля 2010 г.

17.Игнатенко Г.В. Международный уголовный суд как субъект международного права // Российский ежегодник международного права 2003. Специальный выпуск. СПб., 2003. С. 12-17.

18.Иншаков СМ. Криминология (в вопросах и ответах). М.: Юриспруденция, 2000 г.

19.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 2005. С. 23 .

20.Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М. Росс. Юрид. Издат. дом, 1999. С. 15.

21.Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. Казань, 2004.

22.Капустин А.Я. Правовой статус Международного уголовного суда // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск. СПб., 2003.

23.Калмакарян Р. А. Совет безопасности ООН и Международный Суд ООН: взаимодействие в интересах упрочения международного правопорядка // Государство и право. – 2008. - № 4.

24.Коваль А.В Проблемы, возникающие при организации противодействия коррупционным проявлениям. Закон и право. № 10. 2009 г., С. 5 – 8.

25.Кондратюк Л.В., Овчинский B.C. Криминологическое измерение / Под ред. К.К. Горяинова. М., 2008. С. 8 - 13, 228 - 256.

26.Кудрявцев В.Н. Криминология: Учебник. М. 2006 г.

27.Кузнецова Н.Ф. Криминология. Уч. пособие. М. 2001 г.

28.Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В. О криминологической классификации преступлений. Государство и право. № 6. 2005.

30.Ляхов Е.Г., Ляхов Д. Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004.

31.Маевский В. Организованной преступности можно противостоять. //Следователь. М. 1996 г. № 1.

32.Мубораккадамов А. Н. О международном розыске. На примере Республики Таджикистан // Закон и право. – 2007. - № 06.

33.Овчинский B.C. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2000.

44.Овчинский B.C., Эминов В.Е., Яблоков Н.П. Основы борьбы с организованной преступностью. М. ИНФРА-М, 1996. С. 194 - 195.

35.Сальников В.П. Криминология. Уч. пособие. – М. 2002 г.

36.Павловский В. В. Шанхайская организация сотрудничества: борьба с терроризмом. Основные тенденции развития // Закон и право. – 2006. - № 03.

37.Салкуцан – Лукьянова. Проблемы преступности несовершеннолетних. Право и общество. 2003. № 2.

38.Скуратов Ю. Прокуратура защищает и свободы граждан. Российская газета. 2007.18 февраля. С. 3.

39.Талимончик В. П. Система правового регулирования отношений международного информационного обмена // Закон и право. – 2007. - № 05.

40.ТонконоговА.В. Философия преступного мира. Закон и право. № 1. 2008 г. С. 13 – 15.

41.Эсенбекова А.Т. История саммитов ШОС//Дальний Восток, 29.06.2007г.

42.Доклад Исполнительного комитета СНГ. Минск. 2009 г. (www.cis.minsk.by).

43.История РАТС. 17.06. 2009 г.

44.Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России.16.10.09 г.


1 Ляхов Е.Г., Ляхов Д. Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004.С.343.

1Ашавский Б. М. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.А. Ковалёва, С. В. Черниченко. – 3-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2008.С.564-567.

1 Ашавский Б. М. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.А. Ковалёва, С. В. Черниченко. – 3-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2008.С.567-572.

1 Белан Д. И. Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом. Направления информационного обеспечения // Закон и право. – 2007. - № 01.С.75-76.

1Павловский В. В.ШОС: борьба с терроризмом. // Закон и право. – 2006. - № 03.С.3-5.

1, 2 Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.М. Криминология: Учебник. — М.:БЕК, 1997.С.444-450.

1Долгова А.И. Криминология. - М.: НОРМА – ИНФРА,1999.С.543.

1Ашавский Б. М. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.А. Ковалёва, С. В. Черниченко. – 3-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2008.С.564-567.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.