Рефераты. Сомалийская Демократическая Республика в международных экономических отношениях

Рассмотрим основные вехи истории государства Сомали.

Примерно 2000 лет тому назад на территорию нынешнего Сомали пришли кочевники-верблюдоводы с Эфиопского нагорья и Северной Кении. Ведя кочевой образ жизни, они не устанавливали границ своим владениям. Северное побережье Сомали известно со времен Древнего Египта под названием Пунт. Во II–VII вв. эта территория принадлежала эфиопскому королевству Аксум, с VII в. захвачена арабами, которые основали султанат Адал и распространили ислам и арабскую культуру, расцвет которой относится к XII–XVI вв.

В Средние века здесь были султанаты и имаматы (Зейла, Ифат, Хадья и др.), которые попали в зависимость от Египта и Португалии, а затем и до кон. XIX в. – Омана. В XVI в. португальцы разграбили г. Барауэ, потом англичане захватили порты в Аденском заливе для прохода своих торговых кораблей. В XVII в. Сомали – арена войн между португальцами и турками. К середине XVIII века южная часть Сомали переходит под власть султана Занзибара, северная – Египта (тогдашнего вассала Турции) [7].

Во второй половине XIX века европейские державы постепенно различными способами лишили султанов всех континентальных владений. В 1889 году южная часть территории современной Сомали стала итальянской колонией, а к 1925 году итальянские владения приобрели итоговый свой вид. Теоретически предполагалось в массовом порядке заселять в регион безземельных итальянских крестьян, однако процесс шел медленно и встречал многочисленные трудности. С 1887 северная часть Сомали, формально подчинявшаяся до того Египту, стала британской колонией; решение британского руководства утвердить свою власть в этом районе диктовалось необходимостью плотнее контролировать район Баб-эль-Мандебского пролива и пути в Индию.

В начале XX века Махаммад Абдиле Хассан по прозвищу «Сумасшедший мулла» длительное время вел борьбу с итальянцами и англичанами под лозунгами джихада, изгнания иноземцев и водворения истинно исламского государства. Одолеть Хассана удалось только в начале 20-х годов; в независимой Сомали он считался национальным героем, его именем названа военная академия страны[8].

В период Второй мировой войны Сомали было объединено сперва под итальянским флагом, потом под британским. Дальнейшая судьба колонии вызвала большие споры на международном уровне, и в итоге было решено предоставить ей независимость после длительного переходного периода. В 1960 году Сомали получило независимость, именно тогда формально объединились две бывшие колонии – Итальянское Сомали и Британское Сомали (Сомалиленд). Первым президентом стал Аден Абдула Осман Даар[9].

В 1969 году в результате военного переворота к власти пришел Мохаммед Сиад Барре, объявивший курс на строительство социализма с исламской спецификой. В 1970–77 годах Сомали получила значительную советскую военную и экономическую помощь, советский флот получил в свое распоряжение базу в Бербере. Численность работавших в стране советских специалистов к середине 70-х годов оценивалась в несколько тысяч, и считается, что во время голода начала 70-х удалось избежать еще больших жертв только благодаря действиям советских лётчиков, осуществлявших транспортировку населения из пострадавших районов.

После обретения независимости Сомали предъявила территориальные претензии к соседним странам и территориям – Кении, Эфиопии и Джибути (тогда Территории Афаров и Исса), и поощряла ирредентистские устремления местных общин сомалийцев. Сиад Барре в 1977 неожиданно напал на второго советского союзника в регионе Африканский Рог – Эфиопию, решил воспользоваться затруднениями соседа, проводя политику создания Великого Сомали и имея цель отторгнуть область Огаден, захваченную Эфиопией в начале ХХ века и населяемую сомалийскими племенами. Поскольку в обеих странах к тому времени водворились правительства про-советской ориентации, СССР вынужден был выбирать сторону конфликта, и эфиопское руководство показалось более надежным. В результате войны эфиопская армия под руководством советских генералов, используя массированные поставки советского оружия, и кубинских добровольцев, наголову разгромила агрессора. В 1978 году в Сомали имела место попытка переворота силами просоветски настроенных армейских офицеров, в ней принимал участие и Абдуллахи Юсуф Ахмед, нынешний формальный глава государства[10].

Период после Огаденской войны ознаменован общим кризисом в экономической и политической сферах. В 80-е годы на севере страны началась повстанческая война, а в результате продолжающегося кризиса в 1991 году президент Мохаммед Сиад Барре был свергнут, и страна погрузилась в полный хаос. В один только Йемен бежало не менее 60 тыс. чел. Сомали как государство прекратило своё существование, утратив все атрибуты единой государственности и распавшись на множество лоскутков, контролируемых враждующими между собой полевыми командирами. Северная часть страны провозгласила свою независимость как республика Сомалиленд, и остается сравнительно стабильной.

В 1991–1992 годах вследствие развала всех социальных структур в Сомали разразился сильнейший голод, унёсший жизни 300 тысяч человек. В декабре 1992 года в рамках операции «Возрождение надежды» в страну были введены миротворческие силы ООН, призванные защитить работников организаций, распределявших гуманитарную помощь, от действий местных полевых командиров. Операция была успешной, однако силы ООН позволили вовлечь себя во внутрисомалийский конфликт и начали подвергаться нападениям боевиков одного из претендентов на пост президента страны полевого командира Мохаммеда Айдида. После нескольких стычек между миротворцами и боевиками и в условиях эскалации конфликта 3 октября 1993 года в хорошо подготовленную засаду попало подразделение американского спецназа. В бою погибли 19 американских солдат и были сбиты два вертолёта. В США эти события были восприняты общественностью как признак втягивания Америки в сомалийскую гражданскую войну, из-за чего президенту Клинтону пришлось вывести американские войска из Сомали. В марте 1995 года страну покинули и подразделения ООН из других стран. После гибели Айдида в 1996 году роль лидера перешла к его сыну Хусейну Фараху Айдиду, однако его фракция уже никогда не играла большого значения в жизни страны.

Конфликт перешёл в латентную стадию, боевые столкновения случались только по экономическим причинам, таким как раздел доходов от рынка оружия или контроль за вывозом ресурсов. Сомали превратилось в базу пиратов Индийского океана. Захват судов и заложников стал частым явлением. Пираты используют катера, из оружия – автоматы и гранатомёты.

В 2000 году была предпринята попытка объединения страны, когда представители полевых командиров, собравшись в Джибути, избрали президентом выпускника советского вуза Абдул-Кассима Салат Хассана[11]. Однако ему отказались подчиниться полевые командиры, пользующиеся поддержкой Эфиопии. В 2004 году Эфиопия пролоббировала создание альтернативного временного правительства, возглавил которое Абдуллахи Юсуф Ахмед.

Весной 2006 года Могадишо стал ареной боев между исламистами из Союза исламских судов и проамериканскими полевыми командирами из Контртеррористического Альянса за Возрождение Мира. 5 июня 2006 Союз исламских судов установил полный контроль над столицей, решающую роль в этом сыграли формирования полевого командира Индаада. 24 сентября Союз исламских судов без боя установил контроль над стратегическим портом Кисмайо.

В конце 2006 года Эфиопия вмешалась в конфликт на стороне полевых командиров, разбила военные формирования Союза исламских судов и водворила в Могадишо правительство Юсуфа Ахмеда, однако ситуация была и остается напряжённой, администрация не контролирует большую часть страны[12].

Итак, проследив становление и развитие государства с древних времен до наших дней, становится понятно, почему сегодня Сомали – экономически отсталая страна с низким уровнем жизни. Историю Сомали определяло экономическое и политическое поведение развитых стран – Италии, Великобритании, США. Это происходило в первую очередь из-за стратегически выгодного месторасположения. Кроме того, в определенный период исторического развития, Сомали имело дружественные отношения с СССР, которые были подорваны войной с Эфиопией, в которой Советский Союз вынужден был поддержать Эфиопию. Даже сейчас в Сомали существует поговорка: «Бог пошли нам дождь или Россию» [13]. На территории Сомали происходило множество войн, военных конфликтов. Именно это отвлекало внимание от экономического развития страны. Множество враждующих сил внутри страны раздирали, и раздирают до сих пор, страну не части, вместо того, чтобы вести страну вперед. Состояние постоянной войны отразилось и на темпераменте жителей. Возможно именно поэтому в стране процветает пиратство.


1.3 Демографическое положение в Сомали


Рассмотрим психологические особенности населения Сомали, а так же их уклад жизни для того, чтобы лучше понять политическую и экономическую обстановку в стране.

Сомалийцы – высокие стройные люди, гордящиеся своим происхождением и языком. Их объединяет единая религия – ислам и общий язык – сомалийский, относящийся к семье кушитских языков семито-хамитской языковой семьи и имеющий связь с языками эфиопских оромо и афаров[14].

На юго-западе живут народы негроидной расы (вагоша, баджуни), говорящие на языках банту. Основной вид деятельности – земледелие, охота и рыболовство. В крупных портовых городах и торговых центрах сохранились немногочисленные общины арабов, индийцев, итальянцев.

Сомалийцы активно поддерживают и развивают систему традиционных политических институтов. Для них характерно бережное отношение к поэтической традиции со сложными правилами аллитерации, точно рассчитанным чувством меры.

Основные социальные и политические различия наблюдаются в сфере взаимоотношений соперничающих кланов – иса, населяющих северные районы, дарод – северо-восточные и юго-западные и хавийя – на восточном побережье.

Помимо этого, в каждом клане различаются члены, относящиеся к «высокой» или «низкой» кастам. Так, члены клана, относящиеся к «низкой» касте, например, мидгаан и тумал, обладают меньшими правами, чем принадлежащие к «высокой» касте.

Существуют также различия между кочевниками и земледельцами, примером которых служит племенная группа раханвейн.

Основная масса коренного населения (более 60% в южных районах и 90% в северных) – скотоводы-кочевники, занимающиеся частично и земледелием. Кочуют сомалийцы небольшими группами из одной или нескольких родственных семей. Останавливаясь на ночевку или на более длительное время, сомалийцы разбивают лагерь – гури. Часто, особенно в сухие сезоны, юноши и мужчины отгоняют верблюдов далеко от стоянки и несколько месяцев живут при стадах, вдали от основного лагеря.

Оседлый образ жизни ведет лишь уз жителей страны. Это земледельцы, основная часть которых населяет долины и междуречья Джубы и Веби-Шебели, а также ремесленники, торговцы, рыбаки.

Немногочисленные группы несомалийского происхождения живут преимущественно в городах. Сюда относится арабская община, которая вместе с египтянами насчитывает 35 тыс. человек, и несколько тысяч индийцев, пакистанцев и европейцев.

Общая численность населения на 2007 год составляет 8 699 000[15] человек. При этом городского населения в 1990 году 30%[16], при численности населения 6 717 000 человек; в 1995 году – 31%, при численности 6 242 000 человек; в 2007 году – 37%, при численности населения 8 699 000 человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.