Рефераты. Содружество наций в международных отношениях

Новая ориентация метрополии - линия на развитие экономик зависимых стран до поры вполне соответствовала устремлениям нарождающейся буржуазии новых наций. Это совпадение интересов центра и периферии проявилось в попытках выхода из Великой депрессии, когда совместными усилиями стран - участниц Британской империи, последняя все-таки была окружена стеной преференций - таможенных тарифов, предоставлявших немалые льготы для внутриимперской торговли по решению Оттавской имперской конференции по экономическим вопросам в 1932 г. Показательно, что появление преференциальных тарифов для членов империи в высшей степени положительно сказалось на внутриимперской торговле: тарифы стали важным центростремительным фактором развития империи. К этому времени экономическое значение колоний для метрополии существенно выросло по сравнению с XIX в. - увеличилось потребление сырья, источником которого являлись колонии, значительное развитие получили колониальные рынки сбыта. В 1938 г. на Великобританию приходилось 29,1% внешней торговли Канады, 47,6 - Австралии, 38,5 - ЮАР, 32,9 - Индии, 66,3 - Нигерии, 36,6 – Кении. Империя стала неистощимым источником ресурсов для британской экономики, а тaкже обеспечила громадный рынок сбыта, в значительной степени защищенный от конкурентов. Таким образом, обладание империей существенно увеличивало возможности британской экономики и внешней политики, т.е. способствовало сохранению Великобританией статуса великой державы.

Наряду с вопросами экономического развития, внешняя политика и оборона являлись теми немногими областями, в которых метрополия тесно сотрудничала с зависимыми от нее территориями (внутренней политикой колоний в Лондоне, как правило, не занимались, оставляя ее на откуп местным властям во главе с присылаемыми из Англии чиновниками). Сотрудничество в сфере внешней политики и обороны строилось в соответствии с совершенно иными принципами, чем в экономической области. Право голоса здесь имели только доминионы, прежде всего наиболее экономически развитые из них, т.е. Канада, Южно-Африканский союз и Австралия. Даже для них право самостоятельного проведения внешней политики до поры до времени практически не существовало - лишь Канада на рубеже ХIХ-ХХ вв. смогла добиться определенной свободы в вопросах своей политики по отношению к Соединенным Штатам (и не больше того!). Сходным образом дело обстояло с обороной - немногие из территорий империи находились под угрозой военного вторжения: Канада могла испытывать некоторую озабоченность по отношению к своему великому южному соседу, Австралия, после резкого взлета японской мощи на рубеже XIX-XX вв. - по отношению к этой сильной державе Восточной Азии, Индия, хотя и лишенная собственного права голоса, но оберегаемая как "самый ценный бриллиант Короны", - по отношению к царской России.

Королевский флот в XIX в. был способен обеспечить интересы Британии, либо любой территории империи, в любом уголке земного шара. Сильнейшие в мире военно-морские силы связывали воедино империю, они обеспечивали ей постоянно высокий уровень транспортной связности, отвечали за защиту многотысячемильных коммуникаций. Флот и флотские традиции - традиции Нельсона и Блейка, Худа и Каннингхема - были достоянием не только Великобритании, но всей империи, символом чего стало участие Канады, а затем и Австралии с Новой Зеландией в его финансировании. Армия осуществляла британское вооруженное присутствие в колониях, одновременно поддерживая порядок и лояльное отношение местных жителей к британской администрации, с одной стороны, а с другой - выполняла чисто оборонительные функции ввиду наличия постоянной угрозы внутренних восстаний и интервенции других государств.

На рубеже XIX-XX вв. англичане были вынуждены радикально пересмотреть оборонные приоритеты: если до того первостепенными в стратегическом отношении являлись позиции в Средиземном море - средоточии важнейших коммуникаций империи, то Дж.А. Фишер и затем У. Черчилль осуществили концентрацию подавляющего большинства сил флота в Северном море: ускоренное военно-морское строительство в Германии создало непосредственную угрозу самим Британским островам. Тотальная концентрация линейных сил в Северном море и, соответственно, вывод их с многочисленных заморских станций стали началом постепенного развала имперской обороны.

Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что Британская империя вступила единой в первую мировую войну: интересам "белых" доминионов вполне удовлетворял план некоторого ослабления Германии и аннексии германских колоний. Кажется бесспорным, что быстрая победоносная война позволила бы имперским акциям сильно укрепиться в цене: блеск одержанной победы заставил бы замолчать сепаратистов на некоторое, возможно, довольно длительное время. Трудная победа в четырехлетней "мясорубке" 1914-1918 гг. сыграла прямо противоположную роль: ставшее в ходе войны очевидным экономическое ослабление Великобритании продемонстрировал доминионам, что великодержавный статус метрополии испытал сильнейшее потрясение и, быть может, уже не оправится. Первая мировая война дала доминионам основу национального самосознания: их войска дрались на стороне союзников и их исключительная доблесть была равно признана по обе стороны фронта. Ошибки английских и французских генералов никак не могли отразиться на высочайшем уровне войск из Канады, Австралии и Новой Зеландии. Появление собственной национальной боеспособной армии стало важным шагом на пути доминионов к самоопределению.

Период между мировыми войнами был ознаменован "линкорными каникулами", которые позволили англичанам сравнительно дешево сохранить свой крупнейший линейный флот и громадные крейсерские силы, а потому проблемы имперской обороны до поры до времени не были в центре внимания кабинетов в Лондоне, Оттаве и Канберре. Вполне их обнажила начавшаяся в 1939 г. вторая мировая война. Она со всей очевидностью продемонстрировала распад общеимперского оборонного пространства. Австралия, Новая Зеландия и, в определенной степени, Канада столкнулись с прямой угрозой своей национальной безопасности - и имперские вооруженные силы уже не смогли решить эти проблемы.

Наличие серьезных проблем было признано британским руководством уже в начале второй мировой войны, когда было решено сосредоточить усилия флота на защите лишь трех театров военных действий - самой Великобритании в Северном море и прилегающей зоне Северной Атлантики, Средиземного моря с Суэцким каналом и Сингапура. Период "линкорных каникул" плохо сказался на боеспособности и технической оснащенности королевского флота, а задача строительства нового флота требовала времени и денег - не было ни того, ни другого. В то же время, как немцы, так и японцы смогли подготовиться к войне на море куда лучше, а американцы быстро наверстали упущенное в годы войны благодаря мобилизации экономического потенциала.

Несмотря на итоговую победу, для Великобритании вторая мировая война стала своеобразной "лебединой песней" империи: метрополия уже не была настолько сильна, чтобы сохранять связи со своими доминионами и колониями, а они уже не были заинтересованы в ней.

СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ ПОСЛЕ 1945 г.

После второй мировой войны подъем национально-освободительной борьбы в колониальных и зависимых странах постепенно привел к распаду системы колониализма в частности к распаду Британской империи.

Несмотря на отчаянные попытки правых сил сохранить гигантские колониальные владения Британии, Индия, Цейлон, Бирма, затем Малайя одна за другой добивались политической независимости. Одним из показателей изменения характера отношений внутри Содружества было принятие его участниками законов о гражданстве. В Австралии закон «О подданстве и гражданстве» был принят в 1948 г. Он устанавливал австралийское гражданство, которого раньше не имели жители страны, хотя одновременно: по закону автоматически сохранялось и британское подданство. Результатом возросшей самостоятельности доминионов было выдвинутое ими требование о проведении более всеобъемлющих и частых консультаций в рамках Содружества на правительственном уровне по вопросам, представляющим общий интерес.

Суэцкий кризис 1956 года окончательно показал несбыточность надежд британских колониалистов, вынудил Лондон приступить к кардинальному пересмотру своих внешнеполитических концепций применительно к «третьему миру».

К началу 60-х годов кризис колониализма привел его к окончательному краху. Значительный импульс процессу деколонизации придала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году по инициативе Советского Союза историческая Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

В повестку дня были поставлены вопросы о неизбежности ухода Англии из бывших владений, о пересмотре всего комплекса прежних связей, включая военные соглашения, навязанные некоторым государствам Южной и Юго-Восточной Азии при предоставлении им независимости, об уменьшении военного присутствия в «заморских территориях». (Стоит заметить, однако: формальное решение об уходе из районов «к востоку от Суэца» — так определялись районы за пределами Европы — было принято гораздо позже, в 1967г.). [6]

Между тем пересмотр привычных концепций и выработка нового курса вовсе не означали полного ухода Англии из бывших колониальных владений. Речь шла о другом—о выработке гибкой политики, призванной решить стратегическую цель, а именно: «уходя, оставаться», сохранить свои позиции.

Британские правящие круги приступили к разработке новой стратегии, основываясь на дифференцированном подходе к конкретным районам, отдельным странам. Эта дифференциация учитывала весь комплекс международных и внутриполитических факторов. Суэц, например, определенно показал, что время британского господства на Арабском Востоке кануло в Лету. Лондон был поставлен перед необходимостью потесниться, уступив первое место Соединенным Штатам, но переложив при этом на них и основное бремя военного противодействия здесь освободительному движению. В 1947 г. Индия дала старт процессу освобождения колоний, добившись независимости. После этого, желая как-то сохранить наработанные связи, защитить свои экономические интересы, не дать новой Индии "скатиться в коммунизм", метрополия переработала само понятие Содружества. Новое Содружество должно было унаследовать широкий комплекс взаимосвязей, существовавших внутри империи, фактически империя должна была продолжить свое существование под изменившейся вывеской. [6]

Основой нового Содружества стала концепция "партнерства", впервые предложенная министром по делам колоний О. Стэнли в 1943 г. и горячо поддержанная Г. Хаггинсом (будущим лордом Малверном), премьер-министром Федерации Родезии и Ньясаленда уже после войны. [3] Монархический строй перестал являться необходимым условием членства в Содружестве (Индия стала республикой); оно (Содружество) перестало быть объединением, построенным по этническому и религиозному признаку, а из названия исчезло слово "британское", и открыло свои двери для всех стран и территорий, входивших в состав империи. Эти положения были закреплены в Лондонской декларации 1949 года, которая явила пример политического компромисса между Англией и её доминионами и является точкой отсчёта в деятельности Современного Содружества наций.

В июне 1947 г. было создано министерство по делам Содружества. Подавляющее большинство освободившихся британских колоний после достижения независимости вошло в состав реорганизованного Содружества и остается там и по сегодняшний день.

После 1945 г. Содружество наций прошло несколько этапов в своем развитии. В течение 1945-1955 гг. происходит формирование этих государств, их внутренней и внешней политики, административного и территориального устройств. Вопрос с культурой был куда сложнее, но, быть может, и важнее. В эпоху английского господства происходило интенсивное распространение английского языка как основного средства общения деловых и политических кругов. На английском, как правило, велось обучение в школах и вузах - мимо этого не могли пройти ревнители новых государственных образований. Лингвистический национализм получил широкое распространение и начал играть важную роль в определении внутренней политики. Англия вынуждена была отказаться от классического образовании, которое она внедряла в колониях (например, согласно закону М а колея для Индии), и перейти к поддержке образовательных программ новых независимых государств, демонстрируя завидную тактичность и уважение к государственности и суверенитету этих стран, их национальной культуре. Проявлением нового курса британского руководства был План Содружества по развитию образования и партнерства, принятый в 1960 г., направленный на оказание всемерной помощи получению гражданами стран Содружества высшего образования за пределами своих стран (т.е. прежде всего в Англии). Разумеется, практика получения высшего образования в британских высших учебных заведениях была распространена и ранее, однако теперь эта политика получила формальное закрепление в законодательных актах Британского парламента, стала более широко распространена: студенты-иностранцы приобрели ряд льгот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.